УДК 316.422

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Мацюк Иван Игоревич1, Архипов Иван Сергеевич1, Дмитрейко Никита Сергеевич1
1ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», студент

Аннотация
В данной статье сформулированы основные подходы к созданию математической модели жизненного цикла инновационного продукта в АПК. В статье выделены этапы моделирования и отражены его результаты.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс., жизненный цикл инновационного продукта, моделирование жизненного цикла


MODELING OF LIFE CYCLE PRODUCT INNOVATION IN THE AGRICULTURAL SECTOR

Matsyuk Ivan Igorevich1, Arkhipov Ivan Sergeyevich1, Dmitreiko Nikita Sergeevich1
1Siberian Federal University, student

Abstract
This article sets out the basic approaches to building a mathematical model of the life cycle of product innovation in the agricultural sector. The article highlights the stages of modeling and recorded the results.

Библиографическая ссылка на статью:
Мацюк И.И., Архипов И.С., Дмитрейко Н.С. Моделирование жизненного цикла инновационного продукта в агропромышленном комплексе // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/02/10814 (дата обращения: 30.09.2017).

Наблюдаемая сегодня глобализация экономики является комплексным процессом, на течение которого оказывает влияние большое число факторов. Глобализации подвержены все секторы экономики, включая АПК России и других странах мира. Процессы глобализации непосредственным образом влияют на формирование инновационной структуры АПК, что обеспечивает эффективную реализацию инновационного потенциала территории и ведет к наращиванию инновационной активности [1].

Последовательность этапов инновационных процессов в АПК в совокупности представляет собой жизненный цикл инноваций. Важную роль в развитии этих процессов играет моделирование жизненного цикла инновации. Такое моделирование позволяет:

- оценить перспективы развития предприятия АПК;

- осуществить процесс планирования производства или приобретения инноваций в течение определенного периода;

- обеспечить качество анализа и планирования инновационной деятельности;

- определить конкретный этап жизненного цикла инновации и отразить её перспективы.

При моделировании жизненного цикла инноваций в АПК могут быть использованы системный, процессный, ситуативный подходы, а также методы экономико-математического моделирования.

Процессный подход позволяет анализировать последствия возможных сбоев на том или ином этапе выполнения работ за счет обеспечения прозрачности всех операций.

Процессное управление на инновационном предприятии заключается в:

- ориентированности на заданные потребительские свойства продукции и установлении границ этих свойств;

- обеспечении потребительских свойств за счет осуществляемого на предприятии комплекса процессов с учетом максимизации соотношения эффекта к затратам.

Управление маркетингом инновационного предприятия АПК включает в себя следующие этапы:

- ранжировка стратегических задач с учетом потребностей потребителя;

- выстраивание процессов планирования производства, бюджетирования, учета затрат и финансовых результатов в соответствии с локальными целями [2].

Указанные процессы  доводятся до каждого подразделения, принимающего участие в инновационном процессе.

Ряд факторов ограничивают стратегические и локальные цели предприятия АПК. Так потребительские потребности ограничены возможностями потребителей, а ресурсная база предприятия – количеством этих ресурсов. В данном случае целесообразно говорить о применении ситуационного подхода, используемого при принятии решений о спецификации инновационного продукта, и процессного подхода , используемого при формировании мероприятий по организации эффективного сбыта продукции

Необходимая координация маркетинговых служб на всех этапах инновационного процесса формирует двухстороннюю связь между управлением инновационным процессом и маркетинговыми мероприятиями.

Такой тип взаимодействия соответствует системному подходу и находит отражение при реализации производственной функции маркетинговой деятельности.

Указанные практические аспекты позволяют сделать вывод о том, что основы процесса моделирования жизненного цикла интегрированы в текущую деятельность предприятия, однако их реализация производится без учета взаимовлияния друг на друга. Совместное использование подходов к моделированию жизненного цикла инновационного продукта/процесса и методов управления с ориентацией на клиента позволяет следующим образом представить комплекс экономико-математических моделей:

- экономико-математическая модель планирования стратегии управления жизненным циклом инновационного продукта;

- экономико-математическая модель оценки эффективности применения маркетинговых мероприятий в управлении жизненным циклом инновационного продукта;

- модель интегрированной системы управления жизненным циклом инновационного продукта на основе маркетинг-ограничительного подхода.

Методологической основой экономико-математической модели жизненного цикла инновационного продукта с ориентацией на клиента является моделирование неопределенности и риска вложений в разработку инновационного продукта.

В результате реализации экономико-математической модели можно добиться:

- разработки стратегии маркетинга в зависимости от этапа жизненного цикла инновационного продукта;

- оценки степень риска и неопределенности при выборе «снять с производства» или «производить дальше».

Методологической основой экономико-математической модели оценки эффективности применения маркетинговых мероприятий в управлении жизненным циклом инновационного продукта в агропромышленном комплексе выступает сравнительная оценка финансовых результатов, затрат и полезности продукта в зависимости от этапа жизненного цикла.

Корректная реализация экономико-математической модели позволяет на протяжении всего жизненного цикла максимизировать прибыль предприятия.

Инструментом реализации такой модели выступают методы агентного моделирования, которое представляет собой современную парадигму, позволяющую исследовать нетривиальное поведение сложных систем.

Мультиагентные технологии применяются при создании гибких систем обработки информации. Средствами данных технологий решаются поисковые задачи, задачи интеграции разнородных исполнительных ресурсов и пр. На основе этих технологий в сфере моделирования и автоматизации бизнес-процессов создаются системы управления бизнес-процессами (BPMS-системы), логистические системы, корпоративные управляющие системы. Взаимодействие агентов позволяет решать таких задач, как нахождение путей развития инновационных идей с учетом изменения в динамике внешних условий, которые по отдельности каждый агент решить не в состоянии.

Следует отметить, что метод агентного моделирования поддерживает принципы ситуационного управления, реализуемого в форме разработки различных вариантов мероприятий маркетинга в зависимости от жизненного цикла инновационного продукта.

Методологической основой интегрированной модели системы управления жизненным циклом инновационного продукта маркетинг-ограничительного с применением маркетинг-ограничительного подхода является системный подход. Его использование позволяет создавать организационную структуру управления таким образом, чтобы она учитывала интересы потребителя, соответствующие тому или иному этапу жизненного цикла инновационного продукта.

В результате реализации интегрированной модели системы управления жизненным циклом инновационного продукта маркетинг-ограничительного с применением маркетинг-ограничительного подхода обеспечивается баланс доходов, полученных от применения маркетинговых мероприятий, и расходов на маркетинг.

Таким образом, в комплексе экономико-математических моделей жизненного цикла инновационного продукта реализуются принципы системного, процессного и ситуационного подходов к управлению предприятием. Следовательно указанные модели целесообразно представить в рамках единой концепции, где для каждой функции управления предприятием будет определена соответствующая модель.


Библиографический список
  1. Быстров Н.А. Прогнозирование и бюджетирование производственно-хозяйственной деятельности инновационного предприятия // Журнал «НоваИнфо», №27-2014, с.44-46
  2. Корикова Д.В. Инновационное развитие сельского хозяйства в зарубежных странах // Журнал «НоваИнфо», №29-2014, с.111-122.
  3. Краснов А.Н. О моделировании жизненного цикла инновационного продукта в АПК // Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации», №1-2015, с.19-21.


Все статьи автора «Мацюк Иван Игоревич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: