УДК 339.19

АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ В ПОМОЩЬ БИЗНЕСУ: ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОЗНИЧНОЙ ТОЧКИ ПРОДАЖ

Лапина Наталия Владимировна
Уральский государственный экономический университет
магистрант, профиль образовательной программы: экономико-правовая безопасность Главный бухгалтер

Аннотация
Данная статья посвящена эффективности аналитических систем видеонаблюдения, функциям данных систем. Проведенный анализ позволяет повысить доходность магазинов розничной торговли и, как следствие, их экономическую устойчивость.

Ключевые слова: аналитические системы видеонаблюдения, ведеоаналитика, видеонаблюдение, системы видеонаблюдения, экономическая безопасность


ANALYTICAL VIDEO SURVEILLANCE SYSTEMS TO HELP BUSINESS: IMPROVING THE ECONOMIC SECURITY OF RETAIL OUTLETS

Lapina Natalia Vladimirovna
Ural state economic University
graduate student Chief accountant

Abstract
This article focuses on the efficiency of analytical systems surveillance functions of these systems. The analysis allows to increase the profitability of retail stores and as a result, their economic stability.

Библиографическая ссылка на статью:
Лапина Н.В. Аналитические системы видеонаблюдения в помощь бизнесу: повышение экономической безопасности розничной точки продаж // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10733 (дата обращения: 26.05.2017).

До последнего времени эффект от системы видеонаблюдения измерялся только сокращением уровня потерь после установки камер. По данным компании Axis Сommunications, лидера рынка сетевого видеонаблюдения, 40% ритейлеров сумели сократить свои потери почти вдвое после внедрения систем видеонаблюдения. [1] Однако, все чаще владельцы магазинов оценивают эффективность вложений в систему видеонаблюдения показателем «возврат инвестиций», поскольку затраты на систему видеонаблюдения с модулем аналитики окупаются за счет увеличения прибыли. Опыт клиентов Axis Сommunications показал, что срок окупаемости таких вложений составляет от 6-7 месяцев до года. [1] В чем заключается такая высокая эффективность систем аналитических систем видеонаблюдения? Какие функции, кроме защиты от краж, могут выполнять данные системы? Каким образом реализация этих функций повышает доходность магазина и, как следствие, его экономическую устойчивость?

Система видеонаблюдения в магазине включает в себя центральное оборудование видеонаблюдения (видеорегистраторы, видеосерверы, дисковые массивы), видеокамеры, оборудование бесперебойного питания, кабельные трассы питания и видеосигналов. Для просмотра записей и управления системой устанавливаются рабочие станции, мониторы, пульты управления. [2] Система видеоаналитики в магазине позволяет регистрировать поведение кассиров (выявление потерь на кассовых точках), выявлять противоправные действия покупателей и персонала в торговом зале (выявление краж товаров), фиксировать чрезвычайные ситуации. Однако, самым слабым звеном в этой сложной системе оказывается человек, поскольку именно он должен фиксировать инциденты в видеопотоке и реагировать на них.

Появление видеоаналитики стало развитием систем видеонаблюдения, на базе которых начались испытания всевозможных алгоритмов обработки видеоматериалов. Системы видеоаналитики построены на попытке эмулировать основные инстинкты человека (реакцию на изменение окружающей обстановки, на новые образы и звуки, на нестандартные ситуации и прочее) и добавлении к ним возможности электроники бесконечно долго анализировать эти ситуации. Здесь используются такие преимущества компьютера перед человеком, как неуставаемость, машинное зрение (например, ИК-спект, термо-детекция и прочее), компьютерная логика, замедление, обзорность. [3] Коротко говоря, видеоаналитика – технология, которая позволяет эффективно выполнять функцию мониторинга видео без прямого участия человека.

Модули видеоаналитики включаются в системы видеонаблюдения и позволяют не только автоматизировать часть функций по стандартному видеонаблюдению, но и использовать их полезные дополнительные возможности.

К факторам, оказывающим негативное влияние на продажи в ритейле, относятся 1) длинные очереди в зоне касс и обслуживания, 2) отсутствие на рабочем месте обслуживающего персонала, 3) низкое качество обслуживания покупателей, 4) отсутствие или нехватка товара на полках и на складе. Системы видеоаналитики не только позволяют объективно оценить и сравнить эффективность работы персонала в магазине, но и оперативно принять обоснованные управленческие решения.

Наиболее простым и самым распространенным модулем ведеоаналитики является подсчет посетителей магазина, который может, например, использоваться для корректировки графика работы магазина.

Немного сложнее задачи по управлению длиной живой очереди. Система подсчитывает количество человек и их время пребывания в очереди. В зависимости от предварительно заданных параметров она подает сигнал о необходимости открытия дополнительных касс. Этот же модуль используют для оценки производительности труда кассиров, на основании которой может строится система их премирования.

С помощью отдельного модуля высчитывается время нахождения сотрудников на рабочем месте, оценивается активность торгового персонала в зале (на основе подсчета времени, проведенного посетителем в торговом зале, до момента начала обслуживания, а также формирования карты движения посетителей и персонала по торговому залу).

Интересным является модуль тепловых карт, показывающий наиболее и наименее популярные места магазина. С его помощью можно оценивать не только качество выкладки, но и действенность стимулирующих мероприятий магазина (рекламных акций). Этот модуль может фиксировать траекторию передвижения посетителей по магазину, что в дальнейшем будет использоваться для совершенствования мерчендайзинга.

Ритейлерам также интересны модули распознавания лиц посетителей. Данная информация собирается не только для фиксирования лиц злоумышленников, совершающих кражи, но и для маркетинговых целей. Например, определение пола, возраста, социального положения посетителей).

Подводя итоги, отметим, что видеонаблюдение из системы для предотвращения потерь превращается в инструмент управления бизнесом. С помощью таких комплексов можно собрать огромный массив информации о потребителях и их поведении и представить ее в удобном для анализа виде. Грамотное использование таких систем позволяет не только расследовать какие-либо инциденты, но и в режиме реального времени реагировать на происходящие события, и даже предсказывать будущие события и планировать свою реакцию на них. Как показывает практика использования таких систем, затраты на видео аналитику окупаются сторицей.


Библиографический список
  1. Майоров, А. «Видеонаблюдение из системы для предотвращения потерь превращается в инструмент управления бизнесом» // Мое дело магазин.  – 2015 – №100.
  2. Крыль, С. «Особенности видеонаблюдения в ритейле» // Безопасность. – 2013 – №2.
  3. «Видеосемантика – видеоаналитика реальности» // Статья на сайте Спецлаб – системы виеонаблюдения. М., 1996-2016. URL: http://www.goal.ru/videonabludenie/what-is_videoanalitika/
  4. «Профессиональная видеоаналитика пришла в российский ритейл» // Статья в блоге компании «Синезис» М., 03.04.2013 URL: http://habrahabr.ru/company/synesis/blog/175357/
  5. Смирнов, И. «Видеоаналитика для коммерческих задач» // Статья на сайте IT NEWS/ – М., 23.11.2015 URL: http://www.it-weekly.ru/people/opinions/78980.html


Все статьи автора «Лапина Наталия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: