УДК 338.24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РФ

Евдокимова Юлия Викторовна
Российский государственный социальный университет
кандидат философских наук, доцент

Аннотация
В статье рассмотрена сущность и особенности государственного финансового менеджмента РФ. Дан обзор методики мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета. Проанализированы показатели мониторинга качества финансового менеджмента за 2014-2015 годы.

Ключевые слова: Государственный финансовый менеджмент, дорожные карты, мониторинг качества финансового менеджмента., операционные менеджеры


PUBLIC FINANCIAL MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Evdokimovа Yuliya Viktorovna
Russian State Social University
candidate of philosophical Sciences, associate Professor

Abstract
The article considers the essence and peculiarities of state financial management of the Russian Federation. A review of techniques for monitoring the quality of financial management by major administrators of the Federal budget. Analyzed indicators for monitoring the quality of financial management for 2014-2015.

Библиографическая ссылка на статью:
Евдокимова Ю.В. Государственный финансовый менеджмент в РФ // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10670 (дата обращения: 29.09.2017).

Финансовый менеджмент в секторе государственного управления представляет собой процесс выработки целей и задач управления государственными и муниципальными финансами и их реализацию при помощи формирования государственного и муниципального финансового механизма.

Основными целями  государственного финансового менеджмента в условиях рынка являются:

-расчет потребностей государства в финансовых ресурсах, необходимых для реализации государственных функций, стратегических и тактических задач государства;

-формирование оптимальных механизмов по привлечению необходимых финансовых ресурсов;

-эффективное и результативное  использование привлеченных финансовых ресурсов.

Главная задача государственного финансового менеджмента – обеспечение оптимальных результатов финансовой политики государства с учетом существующей социально-экономической и политической ситуации.    Общепринятые критерии оценки результативности деятельности государства:

-темпы роста валового внутреннего продукта страны;

- объем инвестиций  в % к валовому внутреннему продукту;

-уровень безработицы;

- валовый внутренний продукта на душу населения ;

-уровень инфляции;

-государственный долг  в % к валовому внутреннему продукту;

-сальдо текущего счета платежного баланса страны;

-показатели состояния и уровень развития банковского сектора государства.

В зависимости от сфер управления, государственный менеджмент подразделяется на:

-бюджетный государственный менеджмент;

-налоговый государственный менеджмент;

-антикризисный государственный менеджмент;

-инвестиционный государственный менеджмент;

-государственный риск-менеджмент;

-банковский государственный менеджмент;

-отраслевой государственный менеджмент;

-валютный государственный менеджмент;

-страховой государственный менеджмент;

-кадровый государственный менеджмент.

Принятие управленческих финансовых решений по формированию и использованию государственных финансовых ресурсов должно быть направлено на высококачественное удовлетворение общественных потребностей при установленных объемах государственных расходов.

В странах, где существует практика финансового менеджмента в государственном секторе, стандарты и процедуры финансового менеджмента нормативно законодательно оформлены путем наличия:

- развернутой системы правовых актов, регламентирующих систему государственного финансового менеджмента;

-  специальных агентств по финансовому менеджменту в органах исполнительной власти.

Современная система финансового менеджмента России в секторе государственного управления включает в себя два крупных компонента:

- условия реализации; (во-первых, это правовая база, предусматривающая наличие положения о  государственном финансовом менеджменте; документов, регламентирующих процессы  регулирования финансового менеджмента; системы нормативно- правовых и методических документов по реализации государственного финансового менеджмента. Во-вторых, существование системы подготовки кадров в сфере государственного менеджмента и аудита, т.е. обеспечение кадровой возможности функционирования системы);

-инструменты и процедуры (привязанные к этапам бюджетного процесса).           Составление  и рассмотрение бюджетов осуществляется  в разрезе взаимоувязывания доходов, расходов, результатов и эффекта от полученных результатов. Исполнение бюджета предусматривает четкую реализацию  всего комплекса оказания государственных услуг «с нуля» и «под ключ». Лучшие практики финансового менеджмента основаны на делегировании полномочий и ответственности за результаты  и использованные ресурсы при существовании жесткой подотчетности. Распределение полномочий и ответственности закрепляется в ведомственных нормативных актах, доступных в восприятии, однозначно трактуемых и исключающих элементы дублирования. Принятие любых управленческих решений должно осуществляться с учетом их альтернативной доходности.

Внутренний контроль и аудит  предусматривает следующие элементы системы контроля: наличие контрольных действий, контрольной среды, оценки рисков, обмена информацией, процедур мониторинга. Частота мониторинга зависит от специфики  ведомства, но осуществляется не реже, чем ежемесячно. Результаты полугодовых оценок используются для принятия управленческих решений в сфере исполнения бюджета отчетного года, годовых – для оптимизации планирования и исполнения следующих бюджетов.

Важную роль в реализации современного финансового менеджмента играют государственные операционные менеджеры. Операционные менеджеры являются, по сути, связующим звеном между потребителем государственной услуги и органом, осуществляющем процессы предоставления данной услуги.  Операционные менеджеры обладают главным преимуществом – информацией и владеют ситуацией, поэтому имеют возможность принимать гораздо более эффективные решения по использованию государственных ресурсов для достижения запланированных результатов.

Отдельного внимания заслуживает дорожное картирование. Дорожная карта – пошаговый сценарий достижения стратегических целей. Дорожная карта обеспечивает управление и улучшение каждого процесса благодаря применению цикла Деминга (модель непрерывного улучшения процессов), или PDCA (Plan-Do-Check-Act, т.е. «Планируй-Делай-Проверяй-Корректируй/Действуй»). Определение стратегической цели с формулировкой целеполагания, формирование основных шагов достижения цели, проверка эффективности выбранных решений, проведение корректировки по итогам аудирования достигнутого. Дорожная карта связывает между собой ожидание от идеи, стратегию и план развития процесса с выстраиванием во времени основных шагов этого процесса по принципу «прошлое – настоящее – будущее». Дорожные карты дают возможность просматривать не только вероятные сценарии и пути развития, но и их рентабельность.

Дорожные карты выполняют следующие функции:

-Планирования ситуации в развитии,  с учетом политического, экономического, социального, технологического аспектов (прогноз);

-Управление развитием ситуации в зависимости от поставленных стратегических целей.

Дорожные карты различны по  конкретным целям и  временным периодам, создаются на срок до 10 лет. Отсутствие жесткой регламентации дает возможности вариативности, позволяет достигнуть высокого уровня информативности, доступности, наглядности и применять их как достойный инструмент принятия управленческих решений на государственном уровне.

Государственный финансовый менеджмент выполняет универсальные управленческие функции: прогнозирования, планирования, исполнения финансовых планов государства, контроля за эффективностью выполнения планов.

Расчет показателей качества финансового менеджмента осуществляется  Министерством финансов Российской Федерации по каждому главному администратору средств федерального бюджета на основании Приказа Министерства финансов РФ от 13 апреля 2009 г. N 34н
“Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета”

Мониторинг качества государственного финансового менеджмента проводится  ежеквартально в срок, не превышающий 40 календарных дней после завершения отчетного периода.

Показатели  оценки качества государственного финансового менеджмента:

1. Среднесрочное финансовое планирование. Вес группы 30%: 

-Качество планирования расходов. Вес показателя в группе (20%).
-Своевременность представления главными распорядителями средств федерального бюджета документов в Министерство финансов Российской Федерации (20%).
-Качество подготовки главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований (30 %).

-Востребованность бюджетных ассигнований (30%).
2. Исполнение бюджета в части расходов.  Вес группы – 30 %.

3. Исполнение бюджета по доходам.  Вес группы – 30 %:

-Отклонение от прогноза поступлений доходов на текущий финансовый год (35%).
-Эффективность управления дебиторской задолженностью по расчетам с дебиторами по доходам(10%).
-Качество правовой базы главного администратора доходов федерального бюджета по администрированию доходов (35%).
-Доля невыясненных поступлений, зачисленных в федеральный бюджет, и возвратов из федерального бюджета излишне уплаченных сумм (10 %).
-Наличие системы электронного документооборота с органами Федерального казначейства (10%).
4.  Учет и отчетность. Вес группы – 10 %:

-Методические рекомендации по реализации государственной учетной политики (30 %).

-Наличие единой автоматизированной системы сбора бюджетной отчетности. ( 10 %).

-Применение получателями средств федерального бюджета программных средств по автоматизации бюджетного учета (10 %).

-Подготовка и внедрение управленческого учета (30 %).

-Степень реализации отраслевого (ведомственного) плана повышения эффективности бюджетных расходов(20 %).

5. Контроль и аудит Вес группы – 5 %:

-Осуществление мероприятий внутреннего контроля (10 %).

-Проведение инвентаризаций (10 %).

-Доля недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей
( 10 %).

-Качество организации внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля  (35 %).

-Качество правового регулирования порядка ведения мониторинга результатов деятельности подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств ( 35 %).

6.Исполнение судебных актов. Вес группы – 5 %:

-Иски о возмещении ущерба (в денежном выражении) (7%).

-Иски о возмещении ущерба (в количественном выражении) (7%).

-Иски о взыскании задолженности (в денежном выражении) (7%).

-Иски о взыскании задолженности (в количественном выражении) (7%).

-Иски по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (в денежном выражении)  (14%).

-Иски по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (в количественном выражении) (14%).

-Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах подведомственных получателей в связи с нарушением процедур исполнения судебных актов (28%).

-Сумма, подлежащая взысканию по исполнительным документам  (16%).

7. Кадровый потенциал финансового подразделения главных администраторов бюджетных средств. Вес группы – 5 %:

-Квалификация сотрудников финансового подразделения центрального аппарата (25%).

-Повышение квалификации сотрудников финансового подразделения центрального аппарата (15%).

-Укомплектованность финансового подразделения центрального аппарата (15%)..

-Ротация сотрудников финансового подразделения центрального аппарата в возрасте до 35 лет, имеющих стаж работы в подразделении более трех лет
(15%).

-Количество сотрудников финансового подразделения центрального аппарата в возрасте до 35 лет, имеющих стаж работы в подразделении более трех лет (15%).

-Премирование сотрудников центрального аппарата
(15%).

8. Управление активами. Вес группы – 5 %:

-Динамика объема материальных запасов (40%).

-Доля нарушений при распоряжении и управлении государственной собственностью (60%).

Итоговая оценка качества финансового менеджмента  по каждому главному администратору средств федерального бюджета рассчитывается по формуле:


E – итоговая оценка по главному администратору средств федерального бюджета;
 - вес i-ой группы показателей качества финансового менеджмента;
 - коэффициент, корректирующий оценивание по i-ой группе показателей качества финансового менеджмента;
 - вес j-ого показателя качества финансового менеджмента в i-ой группе показателей качества финансового менеджмента;
 - оценка по j-му показателю качества финансового менеджмента в i-ой группе показателей качества финансового менеджмента.

Мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета за девять месяцев  2015 года  проводился среди  78 главных администраторов бюджетных средств. За аналогичный период 2014 года мониторинг был осуществлен по 78 главным администраторам.

При расчете показателей учитывались отраслевые особенности, влияющие на качество финансового менеджмента. Средняя итоговая оценка по главным администраторам составила в 2015 году  66,8 балла   по 100-балльной шкале, в аналогичном периоде 2014 года – 62,8 балла.

По результатам мониторинга качества финансового менеджмента, в пятерке лучших главных администраторов низменно удержалась только Федеральная миграционная служба  с результатом в 84,2 балла ( в 2014 году – 87,2 балла); В число главных администраторов с наиболее низкими оценками второй год подряд попадает Министерство природных ресурсов Российской Федерации – 46,3 балла (42,5 баллов в 2014 году).

Средняя оценка по показателю «Качество среднесрочного финансового планирования составила 85,3 балла  и  улучшилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 3,1 балла.

В 2015 году по итогам 9 месяцев наихудшие оценки качества среднесрочного финансового планирования были выявлены у Федерального агентства специального строительства; Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств; Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям; Министерства сельского хозяйства  Российской Федерации и Федерального агентства по делам молодежи.

При проведении мониторинга качества менеджмента по группе «Исполнение бюджета в части расходов» средний балл составил 44,4  с улучшением по аналогу 2014 года  на 6,0 балла. По этой группе худшие показатели за 9 месяцев 2015 года сложились у Министерства природных ресурсов РФ; Министерства иностранных дел РФ; Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; Управления делами Президента РФ; Министерства транспорта РФ.

В третьей группе – « Исполнение бюджета по доходам» средний балл достиг отметки в 73,0 балла, улучшение составило 3,5 балла. Низких  оценок удостоены за 9 месяцев 2015 года Федеральное агентство по туризму; Министерство природных ресурсов РФ; Федеральное агентство специального строительства и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

По четвертой группе показателей -  «Учет и отчетность» - средний балл составил 69,7 балла по 100-балльной шкале. По сравнению с аналогичным периодом 2014 года оценка улучшилась на 5,9 балла. Минимальные результаты за 9 месяцев 2015 года были выявлены у Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств; Федерального архивного агентства; Федерального медико-биологического агентства; Федерального агентства специального строительства и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В группе  «Контроль и аудит» средняя оценка остановилась на отметке 74,8 балла, в сравнении с аналогичным предыдущим периодом она улучшилась на 10,5 балла. Наименее благоприятные оценки по показателю контроль и аудит по итогам 9 месяцев 2015 года сложились у Федерального агентства по делам молодежи; Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству; Конституционого Суда Российской Федерации.

Средние показатели в группе «Исполнение судебных актов»  составили 82 балла.

Анализ показателей в группе  «Управление активами» выявил среднее значение на уровне 86,0 баллов, 60 главных администраторов имеют наилучшие оценки в 100 баллов. Наихудшие оценки по итогам 9 месяцев 2015 года сложились у Федерального агентства по туризму; Федерального медико-биологического агентства; Министерства экономического развития и Министерства сельского хозяйства  Российской Федерации.

По группе «Кадровый потенциал экономического подразделения главного администратора» по итогам 9 месяцев 2015 года результаты не были представлены, за аналогичный период 2014 года минимальные оценки по показателю были выявлены у Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего            Востока; Федерального агентства по недропользованию  и Федеральной службы по аккредитации.

Таким образом, по итогам мониторинга качества финансового менеджмента за 9 месяцев 2015 года, сложилась следующая картина:

Таблица 1. Данные мониторинга качества финансового менеджмента  главных администраторов средств федерального бюджета за девять месяцев  2015 года

Наименование группы показателей

Средний балл

Качество среднесрочного финансового планирования

85,3

Исполнение бюджета по доходам

73,0

Учет и отчетность

69,7

Контроль и аудит

74,8

Исполнение судебных актов

82,0

Управление активами

86,0

Кадровый потенциал экономического подразделения главного администратора

-


Библиографический список
  1. Приказ Министерства финансов РФ от 13 апреля 2009 г. N 34н “Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета”
  2. Отчёт Министерства финансов РФ «О результатах проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, за 9 месяцев 2015 года» // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/reforms/budget/qualmon/res2015/ (дата обращения 12.01.2015)


Все статьи автора «Евдокимова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: