УДК 518.14

ВИРТУАЛЬНЫЙ ТУР – КАК ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ

Лихолетов Валерий Владимирович1, Лисиенкова Любовь Николаевна1, Баранова Екатерина Владимировна1
1Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск

Аннотация
Обсуждаются возможности применения виртуального тура как инструмента маркетинга в туристическом бизнесе. Показаны перспективы и преимущества применения виртуальных туров для разработки новых туристских продуктов и услуг с целью повышения привлекательности Челябинской области.

Ключевые слова: виртуальный тур., инновация, путешествие, туризм


VIRTUAL TOUR AS A MARKETING TOOL IN TOURISM

Likholetov Valery Vladimirovich1, Lisienkova Lubov Nikolaevna1, Baranova Ekaterina Vladimirovna1
1South Ural State University (national research university), Chelyabinsk

Abstract
The article touches upon different ways how it is possible to implement virtual tour into marketing in tourism business. Advantages as well as perspectives of virtual tour usage are discussed in the work in terms of new touristic products and services development for overall improvement of Chelyabinsk region image as a tourist destination.

Библиографическая ссылка на статью:
Лихолетов В.В., Лисиенкова Л.Н., Баранова Е.В. Виртуальный тур – как инструмент маркетинга в туризме // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10651 (дата обращения: 26.05.2017).

Инновационная деятельность в туристическом бизнесе предполагает обновление процесса обслуживания клиентов, продукции или услуг на основе достижений науки и передового опыта.

Челябинская область имеет достаточный потенциал привлекaтельных туристских объектов. Основные проблемы успешного рaзвития туристического бизнеса в регионе сформировaлись из-зa отсутствия ряда факторов, среди которых следует выделить отсутствие:

- четкого позиционировaния узнaвaемости и блaгоприятного имиджa туристских ресурсов [1];

- мaркетинговой стрaтегии продвижения регионaльных туристских ресурсов нa российском и междунaродном рынкaх [2, с. 187-189].

В Челябинской области туристов привлекает прежде всего разнообразие предложений активного отдыха (горный, пеший, конный и спелеотуризм, сплавы и пр.). К сожалению приток туристов нa территорию региона остается ниже почти в два раза, чем в среднем по России [1].

Златоуст – один из самых активных городов Челябинской области по развитию туризма, а национальный парк «Таганай» (НП «Таганай») – самое популярное среди туристов место на Южном Урале. Для успешного развития туристического бизнеса и привлечения гостей из других территорий необходимы предпосылки для продвижения турпродуктов и услуг [3].

Создание конкурентоспособных инновационных туристических продуктов и услуг в настоящее время невозможно без применения передовых IT-технологий. Примерами успешных российских туристических интернет-проектов стали крупнейший туристический портал Рунета Turizm.Ru, перспективный экскурсионный онлайн-стартап Weatlas.com., сеть турагентств «1001 Тур» [4, 5].

В настоящее время в Интернете можно купить любой тур, маршрут или экскурсию, но при этом клиенты зачастую не всегда остаются довольны путешествием, а также в силу разных причин не все желающие имеют возможность пройти по тому или иному маршруту активного туризма.

В данной работе рассмотрены перспективы интеграции интернет-технологий с активным туризмом в Челябинской области. Цель работы заключалась в создании виртуального тура по Национальному парку «Таганай» – как нового вида путешествий и нового вида услуг в Интернете.

Очевидно, что решение поставленных задач невозможно без применения современных интеренет-технологий для позиционировaния и продвижения регионaльных туристских ресурсов. В настоящее время в зарубежной туриндустрии, как и в других отраслях экономики, активно применяется виртуальный тур – как способ привлечения туристов и новый инструмент маркетинга. В России также наметилась востребованность в виртуальных турах в различных сферах деятельности.

Актуальность данной работы заключается в том, что при большом потенциале туристских ресурсов, город Златоуст имеет недостаточно развитую систему их продвижения на рынке туруслуг на основе интернет-технологий, практически не используются виртуальные туры для привлечения туристов.

В зарубежной практике виртуальные туры широко применяются в маркетинговой стратегии как инструмент продвижения продукции и услуг и привлечения клиентов, так как они более выразительны, достоверны и эффективны, чем фото и видео. Виртуальные туры – это очень молодая отрасль рекламы (по разным данным она появилась от 10 до 15 лет назад). Основные преимущества 3D-панорамы от обычных фото или видео в том, что они позволяют дать наиболее полное представление о представляемом объекте. При просмотре панорамы человек как будто сам управляет «взглядом» камеры. Благодаря такому интерактиву, человек лучше знакомится с осматриваемым местом, как будто сам там там побывал. И этот эффект уже знакомого места неоценим, когда перед человеком стоит выбор того или иного маршрута, экскурсии, пансионата, отеля и пр.

Виртуальный тур может быть элементом имиджа, стать визитной карточкой региона или отдельного объекта. Виртуальный тур дает возможность увеличить число потенциальных посетителей за счет открытости и доступности турпродукта или услуги без временных ограничений, сокращения времени выбора маршрута или экскурсии, а непосредственно турпродукт или услуга получают реальное конкурентное преимущество. Наличие виртуальной 3D панорамы – это шаг навстречу клиенту, дающий реальное преимущество перед конкурентами. Знакомство с обстановкой заранее дает человеку ощущение, что он уже здесь побывал, а знакомое место всегда предпочтительнее чужого незнакомого [6, 7].

Виртуальный тур может стать инновационным инструментом маркетинга, позволяющий показать потенциальному потребителю объект более выразительно и получить объективную информацию о товаре или услуге.

Кроме того, целевой аудиторией виртуального тура могут быть не только клиенты, но и потенциальные инвесторы, покупатели и поставщики оборудования и снаряжения для туристов, соискатели на различные вакансии.

Виртуальный тур дает потенциальному туристу возможность последовательного перемещения от одной панорамы к другой.

Тур может сопровождаться дополнительными элементами, такими как: кнопки и панель управления; всплывающие подсказки, окна с информацией; звуковое сопровождение; Flash-анимация и видео ролики; интерактивный список панорам и миниатюры, и т.д. [8]. Подобные элементы помогают сделать виртуальное путешествие более увлекательным, удобным и информативным.

НП «Таганай» – один из красивейших национальных природных заповедников Южного Урала, расположен в западной части Челябинской области, вблизи северо-восточной окраины города Златоуст. Образован 5 марта 1991 года. В настоящее время наметился рост популярности и интереса к парку среди туристов. Как правило, Таганай посещают с целью спортивного, экологического и экстремального туризма. На данный момент на территории парка действуют пять туристических приютов [9].

Основными достопримечательностями Таганая являются:

- горы: Двуглавая сопка, Откликной гребень, Круглица, Дальний Таганай, Ицыл, Монблан;

- интересные места: Большая Каменная река, реки Киалим и Тесьма, а также различные скалы.

В связи с тем, что многие туристы перед посещением национального парка «Таганай» ищут любую информацию о парке, то было принято решение дать им возможность «прогуляться» виртуально по его территории. Для этого были выбраны ключевые точки на самых популярных маршрутах: туристические достопримечательности и ключевые развилки (для того, чтобы туристы смогли узнать нужный им поворот, когда посетят парк).

Результатом работы стало создание студентами филиала ЮУрГУ совместно с сотрудниками НП «Таганай» виртуального тура «Путеводитель по национальному парку «Таганай», который успешно апробирован на сайте НП «Таганай» [9].

Разработанный виртуальный тур по Национальному парку «Таганай» дает возможность всем пользователям Интернета ознакомиться с туристическим маршрутом, в виртуальной действительности ознакомиться с достопримечательностями, виртуально пройти маршрут, познакомиться с техникой его прохождения и преодоления природных препятствий, и в конечном итоге – заказать данное путешествие и пройти в режиме реального времени. В перспективе виртуальный тур может стать основой для разработки нового вида сетевых онлайновых игр на основе туристических экскурсий, походов или соревнований. Это даст возможность пользователям Интернета в онлайновом режиме познакомиться с другими туристами из других регионов и стран, желающими пройти по этому же маршруту в виртуальной действительности.


Библиографический список
  1. Областная целевая программа “Развитие туристско-рекреационной деятельности в Челябинской области на 2011-2016 годы” (Утв. постановлением Правительства Челябинской области от 19.10.2011г. № 361-П). Опубликовано: 7 ноября 2011 г.на Интернет-портале “Российской Газеты” – http://www.rg.ru/2011/11/07/chelyab-turizm-reg-dok.html ((дата обращения: 13.01.2016).
  2. Кулачинская А. Ю. Основные проблемы развития туризма в России и за рубежом / А. Ю. Кулачинская // Экономическая наука и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 187-189. – http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/14/1813 (дата обращения: 13.01.2016).
  3. Златоустовское телевидение. «Златоустовский проект кластера «Золотой пояс Горного Урала» обсудили участники рабочей группы» 25.02.2015 г. – https://zlattv.ru/2015/02/25/17124 (дата обращения: 13.01.2016).
  4. Сергей Ватутин приобрел долю в крупном экскурсионном онлайн-проекте. 11 июня 2014 года. – http://www.turdelo.ru/ekskurs_online/ (дата обращения: 13.01.2016).
  5. Партнерский портал Weatlas – http://partner.weatlas.com/ (дата обращения: 13.01.2016).
  6. Что такое сферическая панорама? http://photo.grades.ua/3d-panorama.html (дата обращения: 13.01.2016).
  7. Виртуальные туры для вашего бизнеса. – http://3dsi.ru/ (дата обращения: 13.01.2016).
  8. Шляхтина С. Программы для создания виртуальных туров. – http://compress.ru/article.aspx?id=15669 (дата обращения: 13.01.2016).
  9. Официальный сайт национального парка «Таганай» – http://www.taganay.org (дата обращения: 13.01.2016).


Все статьи автора «Баранова Екатерина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: