АНАЛИЗ АСПЕКТОВ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Лобов Андрей Владимирович1, Коваленко Виктория Сергеевна2
1Кубанский государственный университет, студент 2 курса кафедры мировой экономики и менеджмента
2Кубанский государственный университет, студент 4 курса кафедры мировой экономики и менеджмента

Аннотация
В статье были проанализированы аспекты глобальной конкурентоспособности Российской Федерации. Авторами были определены основные причины падения конкурентоспособности РФ в настоящих экономических и политических условиях, а также возможные пути их решения.

Ключевые слова: индекс конкурентоспособности, конкурентоспособность, оценка инфраструктуры, оценка экономических результатов, оценка эффективности бизнеса, оценка эффективности работы правительства


ASPECTS ANALYSIS OF RUSSIAN FEDERATION'S GLOBAL COMPETITIVENESS

Lobov Andrey Vladimirovich1, Kovalenko Viktoriya Sergeevna2
1Kuban State University, 4th year student of the Department of World Economics and Management
2Kuban State University, 2th year student of the Department of World Economics and Management

Abstract
The competitiveness aspects of the Russian Federation monetary policy have been analyzed in the article. The authors have determined main reasons of the fall of Russian Federation's competitiveness in the present economic and political conditions and possible ways of its solution.

Библиографическая ссылка на статью:
Лобов А.В., Коваленко В.С. Анализ аспектов глобальной конкурентоспособности Российской Федерации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10605 (дата обращения: 16.03.2024).

Конкурентоспособность Российской Федерации на международной арене в настоящее время претерпевает серьезные изменения. В первую очередь, данные метаморфозы связаны с внешней политикой государства, последствиями которой явились санкции, наложенные со стороны ряда стран, а также со структурой бюджетных доходов РФ, большую часть которых составляют нефтегазовые доходы. Следует отметить, что данные проблемы являются далеко не единственными для государства и от решения каждой из них зависит благополучие граждан.

Значительно помочь в определении слабых мест могут крупные международные рейтинги комплексной оценки стран. Несмотря на их значительное количество («Ежегодник конкурентоспособности стран мира» (WCY IMD), «Индекс человеческого развития» (Human Development Index), “Показатели эффективности государственного управления всех стран мира» (Worldwide Governance Indicators (WGI)), «Ведение бизнеса» (Doing Business), «KOF Индекс глобализации» (KOF Index of Globalization) и другие), наиболее масштабными, разносторонними и объективными являются GCI (Индекс глобальной конкурентоспособности), ежегодно составляемый всемирным Экономическим Форумом, и WCY («Ежегодник международной конкурентоспособности»), разрабатываемый швейцарским Институтом менеджмента. Главными их преимуществами являются охват значительного количества параметров государств, выведение общего рейтинга стран, а также отдельно по каждому из параметров.

Отличия индексов значительны и заключается в объемах выработки, наборах параметров для оценки конкурентоспособности государств, а также различных способах их оценки.

Таблица 1. Краткая характеристика отличий индексов конкурентоспособности WCY и GCI [1], [2].

Основные различия WCY (2015 г.) GCI (2014-2015 гг.)
Объем выработки (количество охватываемых индексом стран) 61 144
Структура индекса 338 критериев, разнесенных в 4 группы факторов, состоящих из 5 блоков каждая 249 критериев, разнесенных с 3 группы, которые в совокупности делятся на 12 блоков (4:6:2)
Совокупный рейтинг страны В процентах, за 100% берется наиболее развитая страна В баллах, от 1 до 7.

Таким образом, WCY предоставляет большее количество параметров для анализа конкурентоспособности страны. Рассмотрим параметры РФ в разрезе структуры индекса Института менеджмента Швейцарии. Согласно WCY в 2015 году Российская Федерация занимает лишь 45 место в рейтинге, опустившись на 7 пунктов по сравнению с годом 2014-ым. Данное изменение возникло из-за:

- финансовый кризис, вызванный экономическим спадом и включающий в себя колебания цен и волатильность валюты;

- спада в уровне жизни населения;

- вооруженного конфликта с Украиной;

- прямые и косвенные санкции, направленные против Российской Федерации, промышленная политика импортозамещения;

- повышение иммиграции и эмиграции (в связи с геополитическими причинами) и внутренней миграции (из-за экономических причин).

Параллельно с этими факторами невозможно не отметить с преобладание нефтегазовых доходов в разрезе бюджета Российской Федерации. В связи с этим изменения мировых цен на нефть значительно влияют на темпы экономического развития страны и исполнение бюджета в целом.

Следует отметить, что в период с 2014 по 2015 год произошло плавное снижение по каждой из 4 групп факторов, что характеризует необходимость в комплексном решении назревших проблем, отрицательно действующих на развитие большинства сфер жизни государства и населения.

Таблица 2. Изменения в оценке Российской Федерации за период с 2014 по 2015 год [3].

Название группы факторов Место РФ в рейтинге 2014 года Место РФ в рейтинге 2015 года
Экономические результаты 41 43
Эффективность работы правительства 37 44
Эффективность бизнеса 53 54
Инфраструктура 35 36

Рассмотрим детальнее, как были оценены составляющие вышеперечисленных групп в WCY в 2015 году. В структуре «Экономических результатов» наивысшие позиции имеют блоки «Иностранные инвестиции» (24 место) и «Занятость населения» (15 место). В худшую сторону выделяются «Внутренняя экономика» (38 место), «Международная торговля» (49 место) и «Уровень цен» (56 место). Таким образом, Россия все еще остается достаточно привлекательной для инвесторов, однако значительная девальвация рубля и ответные санкции со стороны РФ  привели к увеличению уровня цен и снижению объемов импорта продукции. Выбор такой промышленной политики, как импортозамещение, в будущем еще сильнее снизит показатели фактора международной торговли, однако снижение общего уровня цен на ряд продуктов возможно при определенном контроле ценообразования товаров национального производства. Подобные меры принимаются уже сегодня. К примеру, Росрыболовству в период с 2015 по 2020 год будет выделяться более 3 миллиардов рублей ежегодно как для развития аквакультуры в стране, так и для контроля за ценами над наиболее употребляемыми видами рыбы (лосось, треска, минтай, сельдь) [4]. Одной из наиболее весомых причин низкой эффективности внутренней экономики является значительное удорожание кредитов вследствие увеличения ключевой ставки, а отсутствия доступа национальных банков к дешевым зарубежным кредитам (получение долгосрочных кредитов возможно лишь для российских банков, зарегистрированных на территории ЕС) [5]. Выходом из сложившейся ситуации является поддержание стратегически важных для государства секторов экономики благодаря субсидированию, предоставлению налоговых “каникул” и льгот, лучшим условиям кредитования и иным методам увеличения эффективности деятельности экономических субъектов. Уровень же безработицы в РФ является достаточно низким по состоянию на январь 2015 года (5,5%). При этом стоит отметить снижение количества безработных по сравнению с январем 2014 года (минус 86 тысяч человек) [6].

Наиболее высоко оцененными составляющими фактора “Эффективность работы правительства” являются “Государственные финансы” (27 место) и “Фискальная политика” (17 место). Высокие показатели критериев объясняются значительной величиной государственного бюджета РФ (11 место в мире по состоянию на 2014 год), низким государственным долгом (164 место в мире по состоянию на 2013 год), эффективно функционирующими бюджетной системой, системой внебюджетных фондов и налоговой системой. Однако, в настоящее время, именно последняя требует серьезных реформ в силу необходимости развития предприятий малого и среднего бизнеса, кредитных организаций, а также фирм, главной задачей которых будет импортозамещение. По мнению одной из крупнейших организаций, предоставляющих услуги в области консалтинга и аудита, Deloitte Touche Tohmatsu, Россия обладает одной из наиболее сложных налоговых систем в сравнении со странами Европы (более 25% экспертов проголосовало за данный факт) [7]. Для ее улучшения, по мнению специалистов Deloitte, необходимо снизить количество изменений, происходящих в налоговом законодательстве и лишь делающих его более запутанным, а также упростить систему сбора и уплаты налогов в целом. Значительно более низкие оценки получили параметры “Институциональное устройство” (52 место), “Бизнес законодательство” (56 место), “Социальная структура” (57 место). Столь низкая позиция институциональной сферы РФ во многом объясняется высоким уровнем коррупции, который, по опросам Всемирного Экономического Форума, имеет решающее значение в препятствии увеличению конкурентоспособности РФ по многим факторам (14,3% респондентов по итогам голосования) [2]. На сегодняшний день наиболее действенными методами по борьбе с коррупцией являются организация государственной структуры, предлагающей высокие зарплаты сотрудникам, а также использующая сторонних наблюдателей в определении реального состояния чиновников и сопоставления их с реальными зарплатами, уменьшение роли государства в экономике (при сохранении необходимого уровня поддержки малого и среднего бизнеса), увеличение прозрачности информации о деятельности органов власти и отдельных высокопоставленных лиц. Низкая оценка бизнес законодательства обоснована как вышеупомянутой коррупцией и неэффективной налоговой системой, так и достаточно нерациональными условиями ведения бизнеса в целом. К примеру, количество процедур, необходимых для начала ведения бизнеса равно 7, а количество дней – 15, что значительно превышает соответствующие показатели развитых стран (Англия – 6 и 12, соответственно,  Южная Корея – 5 и 5,5, Италия – 6 и 6), среднее арифметическое таможенных тарифов также высоко (9,5%) [2]. Политика импортозамещения, принятая РФ сегодня, также имеет воздействие на бизнес в плане уменьшения импорта продукции, поддержки национальных производителей. Таким образом, возможно увеличение конкуренции предприятий, находящихся на территории страны, улучшение качества их продукции. Вкупе с исправлением вышеприведенных недостатков возможно добиться развития не только бизнеса, но и постепенное улучшение жизни общества.

В группе факторов “Эффективность бизнеса” наиболее высокие показатели имеет лишь фактор “Рынок труда” (31 место). В худшую сторону выделяются “Производительность и эффективность” (53 место), “Финансы” (54 место), “Практика управления” (55 место) и “Отношения и ценности в бизнесе” (53 место).  Совокупность проблем в данных областях также исходит из невозможности получения кредитных средств под малый процент, из сложной и запутанной налоговой системы, слаборазвитого бизнес законодательства, коррупции и иных дестабилизирующих экономику, политику страны. Следует также отметить и иные факторы, имеющих негативное воздействие на вышеперечисленные параметры. Это и слаборазвитая инфраструктура автомобильных дорог РФ (2,4 из 10 возможных в рейтинге GCI), и высокий уровень инфляции (15,8%), и иные факторы, так или иначе требующие комплексного решения по причине их серьезной взаимосвязи и влияния на все группы факторов, представленные в индексе конкурентоспособности [8].

Несмотря на уже вышеупомянутые отдельные проблемы с инфраструктурой данная группа факторов была оценена наиболее высоко (36 место). Достаточно низкую оценку имеет лишь фактор “Здоровье и окружающая среда” (51 место). Во многом это объясняется следующими цифрами:

- утилизируются лишь 2-3% твердых бытовых отходов (в среднем в ЕС данный показатель равен 60%) [9];

- средняя вероятная продолжительность жизни равна 70,5 года (по разным рейтингам РФ занимает от 95 до 113 места по данному показателю) [10];

- значительное количество людей, зараженных ВИЧ-инфекций, в возрасте от 15 до 49 лет, равно 1,1% GCI;

- младенческая смертность, превышающая средние показатели в странах Европы (по данным на 2014 год равна 0,89% (53 место по данным GCI)).

Однако, следует упомянуть и определенные положительные моменты. Так, в первой половине 2015 года смертность снизилась до 0,66%, что на 13,5% меньше данного показателя за предыдущий год. Минприроды России разработал программу по созданию индустрии переработки мусора и рециклинга к 2020 году, реализация которой происходит уже сегодня [11], [12].

Проблемы здоровья населения и, в частной, невысокой продолжительности жизни мужчин, по словам экспертов, во многом связаны как со значительными продажами алкоголя, так и отсутствием программ профилактики, включающей в себя образование программных и нормативных основ физического воспитания населения, образования институтов спорта, санаториев [13].

Таким образом, падение конкурентоспособности РФ напрямую связано с неэффективной налоговой системой РФ, снижением объемов международной торговли, отсутствием должной поддержки национальных предприятий, высоким уровнем коррупции, отдельными проблемами в инфраструктуре и системе здравоохранения. Несмотря на столь серьезный перечень проблем, исследование показало возможность их постепенного комплексного решения и, как следствие, повышения рейтингов России в мировых рейтингов конкурентоспособности.


Библиографический список
  1. The World Competitiveness Yearbook /  IMD – URL.: https://www.worldcompetitiveness.com;
  2. The Global Competitiveness Report / WEF. – URL: http://www.weforum.org;
  3. Рейтинг Российской Федерации в («Ежегодник международной конкурентоспособности», The World Competitiveness Yearbook /  IMD – URL.: https://worldcompetitiveness.imd.org/countryprofile/RU;
  4. Рябова И., Росрыболовство проследит за ценами на красную рыбу, минтай и сельдь / Онлайн-журнал об экономике и политике «Slon Magazine», URL: https://slon.ru;
  5. ЕС разрешил банкам РФ получать кредиты для европейских “дочек” / Аналитическое агентство «Интерфакс», URL: http://www.interfax.ru/business/411427;
  6. Занятость и безработица в Российской Федерации
    в январе 2015 года / Федеральная служба государственной статистики, URL: http://www.gks.ru/;
  7.  Deloitte: у России самая сложная налоговая система / Российский экономический портал «Finparty», URL: http://finparty.com/;
  8. Уровень инфляции в Российской Федерации / официальный сайт бюро статистики, URL: https://www.statbureau.org/ru/russia/inflation;
  9. Итоги парламентских слушаний 2013 года / Официальный сайт Законодательного собрания города Санкт-Петербург, URL: http://www.assembly.spb.ru/welcome/show/633200002/32538;
  10. Средняя продолжительность жизни в странах мира / Официальный сайт географического «О странах», URL: http://ostranah.ru/_lists/life_expectancy.php;
  11. К 2020 году планируется создать полноценную индустрию утилизации отходов / Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, URL: https://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=131455;
  12. Младенческая смертность в России снизилась / Официальный сайт газеты «Взгляд», URL: http://vz.ru/news/2015/8/10/760511.html;
  13. Эксперты о том, чем вызвана низкая продолжительность жизни мужчин в РФ / Информационное агентство «РИА Новости», URL: http://ria.ru/society/20130314/927267229.html.


Все статьи автора «Лобов Андрей Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: