УДК 336.22

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Банин Андрей Игоревич1, Набиев Амир Джемалиевич1
1Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Аннотация
В статье рассматриваются изменения нормативно-правовой базы, регулирующей налоговые отношения по налогу на имущество физических лиц. Рассматриваются важнейшие элементы налога, порядок налога в период его введения, а также до и после 2015 года.

Ключевые слова: налог на имущество физических лиц, налоговая политика, налогоплательщики, ставка, финансы


RECENT CHANGES IN THE TAX ON PERSONAL PROPERTY

Banin Andrey Igorevich1, Nabiyev Amir Dzhemalievich1
1Plekhanov Russian University of Economics

Abstract
The article deals with the changes of the legal framework regulating tax relations for the tax on personal property. We consider the most important elements of the tax, the tax procedure during his administration, as well as before and after 2015.

Библиографическая ссылка на статью:
Банин А.И., Набиев А.Д. Последние изменения по налогу на имущество физических лиц // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10581 (дата обращения: 28.09.2017).

В текущем году произошли серьезные изменения в сфере налогообложения имущества физических лиц. Прежде всего это связано с введением новой главы Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Федеральный закон от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ вводит с начала следующего года главу 32 НК РФ, в которой полностью отражены все основные положения данного налога. Кроме того новый федеральный закон отменяет действие ранее существовавшего и фактически устаревшего закона РСФСР от 9 декабря 1991 года N 2003-1.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам. Необходимо отметить, что НК РФ устанавливает налог на имущество физических лиц только в городах федерального значения: Санкт-Петербург, Москва и Севастополь. В других городах данный налог устанавливается нормативными актами муниципальных округов. Также необходимо отметить тот факт, что данные акты должны быть приняты до 2014 года. Данный налог обязателен к уплате только после принятия соответствующих нормативно-правовых актов на уровне муниципалитета. При установлении налога, представительные органы с 2015 г. уже должны были определить налоговые ставки, не выше установленных в главе 32 НК РФ, а также налоговые льготы, не установленные в НК РФ.

Налог на имущество физических лиц, рассчитанный по новым правилам, впервые будет уплачен гражданами за период – 2015 год. Сроки уплаты установлены на вторую половину 2016 года.

Категории налогоплательщиков не изменились: это граждане РФ, которые обладают на праве собственности имуществом, признаваемым объектом обложения.

Однако немного расширился список объектов налогообложения. Если в законе РСФСР № 2003-1 были упомянуты: квартира; дача; гараж; жилой дом; комната и иное строение, сооружение и помещение. То уже в новом федеральном законе № 284-ФЗ добавлены следующие объекты: единый недвижимый комплекс; объекты незавершенного строительства; машино-места и иные здания, не обязательно относящиеся к жилым. Данные объекты облагаются налогом при условии, что они зарегистрированы на гражданина России на праве собственности.

Кроме того федеральный закон № 284-ФЗ восполнил существенный недочет в законе РСФСР № 2003-1: ранее не было оговорено исчисление налога по объектам, в течение года у которых изменился размер долей в собственности. Сейчас установлен коэффициент, в зависимости от числа полных месяцев нахождения доли объекта в собственности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 408 НК РФ, объекты обложения, перешедшего по наследству налога, как и ранее, исчисляются с первого дня после вступления в наследство. Ранее, согласно Закону РСФСР № 2003-1, налоговая база исчислялась относительно инвентаризационной стоимости имущества, определенной бюро технической инвентаризации (БТИ) и представленной в Федеральную налоговую службу (ФНС) до 1 марта 2013 г., с учетом коэффициента-дефлятора.

По новому законодательству предусмотрено полное изменение правил формирования налоговой базы. Главная задача обусловлена тем, чтобы с 1 января 2020 г. окончательно перейти на определение налоговой базы в соответствии с его кадастровой стоимостью объекта.

Независимо от реформирования регионального законодательства с 2015 г. налоговая база будет определена как кадастровая стоимость следующих объектов, принадлежащих физическим лицам согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ): административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), помещений в них, а также объектов налогообложения, образованных в течение года из вышеуказанных объектов. В остальных случаях – до принятия субъектом Российской Федерации решения о переходе на уплату физическими лицами налога в соответствии с кадастровой стоимостью.

С переходом на кадастровую стоимость налоговая база по объекту будет определяться в соответствии со статьей 403 НК РФ.

Если объект налогообложения был образован в течение года, то налоговая база исчисляется как его кадастровая стоимость. Налоговая база исчисляется в зависимости от объекта обложения, а именно, кадастровая стоимость объекта, уменьшенная на кадастровую стоимость определенного количества квадратных метров. Определены различные нормативы для разных объектов налогообложения: для квартиры – 20 квадратных метров, комната – 10 квадратных метров, жилой дом – 50 квадратных метров. Для единого комплекса недвижимости сумма уменьшения составляет 1 000 000 руб.

Местные органы власти имеют право изменять размеры налоговых вычетов. Если в связи с налоговыми льготами и налоговыми вычетами сумма налога в конце года получается отрицательной, то в таком случае налоговая база признается равной нулю. Налоговые ставки также устанавливают местные органы власти. Если они не установлены, то применяются базовые ставки.

Базовые налоговые ставки исходя из кадастровой стоимости установлены в объемах на:

— жилые помещения (объекты незаконченного строительства жилищных помещений), единые недвижимые комплексы с жилыми помещениями, гаражи и машино-места в размере 0,1 %;

— объекты с кадастровой стоимостью более 300 000 000 руб. – 2 %;

— прочие – 0,5 %.

Налоговая ставка в размере 0,1 процента не является фиксированной, она может варьироваться от 0 до 0,3% . Две другие базовые налоговые ставки являются максимальными, и законодательство местного уровня может изменить их только в сторону уменьшения.

В случаях, когда налог будет взиматься от инвентаризационной стоимости объекта, базовые ставки сохраняются такими же, как в Законе N 2003-1.

Налог рассчитывается для каждого налогоплательщика – физического лица налоговыми органами по месту фактического нахождения имущества.

Традиционно налог определяется посредством умножения налоговой базы на налоговую ставку, но обновленное законодательство предусматривает особый порядок исчисления налога на первом этапе после введения в регионе подобной уплаты налога от кадастровой стоимости.

Сумма налога за первые четыре периода применения порядка расчетов налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости, исчисляется по следующей формуле:

Н = (Н 1 – Н2) x К + Н 2,

где Н – сумма налога к уплате;

Н 1 – налог, рассчитанный исходя из кадастровой стоимости за полный год;

Н 2 – налог, исчисленный от инвентаризационной стоимости за последний налоговый период;

К – коэффициент меняется ежегодно: 0,2 – для первого налогового периода (первого года); 0,4 – для второго; 0,6 – для третьего; 0,8 – для четвертого. А с пятого года сумма налога исчисляется без применения данной формулы.

В соответствии с федеральным законом № 284-ФЗ для определенных лиц предоставляются налоговые льготы при условии, что данный объект налогообложения не используется в предпринимательской деятельности. Полный список перечислен в пункте 1 статьи 407 НК РФ. Он не отличается от списка, установленного законом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики № 2003-1.

Самостоятельно рассчитывать имущественные налоги, подавать декларацию гражданину не нужно. По закону налоговая инспекция должна быть вручена налогоплательщику по налоговому уведомлению на уплату налога (согласно пункту 2 статьи 52 и пункту 2 статьи 409 НК РФ).

По действующему законодательству налогоплательщика не могут обязать на уплату налога более чем за три года.

Окончательная дата уплаты по налогу на имущество физических лиц устанавливается местным законодательством, но не позже 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.


Библиографический список
  1. Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации. Учебное пособие. Москва, 2012.
  2. Колчин С.П. Формирование и развитие российской системы налогообложения: теория и практика // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Всероссийский заочный финансово-экономический институт. Москва, 2004.
  3. Гордиенко М.С. К вопросу о мобилизации собственных налоговых источников местных бюджетов // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 58-64.
  4. Колчин С.П., Бушинская Т.В. Рейтинговая оценка регионов как этап формирования региональной налоговой политики // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 3. С. 103-109.
  5. Гордиенко М.С. Финансовая политика на современном этапе // Международная торговля и торговая политика. 2011. № 10. С. 36.
  6. Колчин С.П., Бушинская Т.В. Концепция региональной налоговой политики // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 6. С. 102-107.
  7. Гордиенко М.С., Глубокова Н.Ю. Анализ налоговых поступлений в бюджеты муниципального уровня Российской Федерации в 2014 году // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 65-73.
  8. Колчин С.П. Формирование и развитие российской системы налогообложения: теория и практика // диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Москва, 2004.
  9. Климова М. Налог на имущество организаций (физических лиц) и земельный налог // Налоговый вестник. 2014. N 11. С. 16 – 30.
  10. Гордиенко М.С. Анализ бюджетной политики Российской Федерации до 2020 г. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. № 6-2. С. 280-284.
  11. Малышко В. Как использовать льготы по налогу на имущество физических лиц: ФНС поделилась информацией // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии. 2015. N 10. С. 10 – 19.
  12. Гордиенко М.С. Анализ плановых документов бюджетной политики Российской Федерации // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2013. Т. 6. № 5 (31). С. 129-143.
  13. Гладких С.Р. Налог на имущество физических лиц: комментарий к главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: Юстицинформ, 2015. 248 с.
  14. Гордиенко М.С. Бюджетная обеспеченность регионов Российской Федерации в 2009-2014 гг. // Science Time. 2015. № 5 (17). С. 101-107.
  15. Сычева Е.И. Теоретические основы налогового учета как элементы системы налогового администрирования // Экономические науки. 2007. № 33. С. 146-149.
  16. Гордиенко М.С. Внутренний государственный долг как важнейший стабилизатор бюджетной политики Российской Федерации. // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 1. С. 122-136.
  17. Сычева Е.И. Разработка системы санкций за неведение или неправильное ведение налогового учета // Сборник: Правовые и экономические особенности развития современного государства Москва, 2014. С. 135-139.


Все статьи автора «andrey123»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: