УДК 658.589

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТОВ МОДЕРНИЗАЦИИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Мысин Илья Владимирович
Южно-Уральский государственный университет

Аннотация
В данной статье рассмотрены особенности процесса модернизации на промышленных предприятиях в контексте теории управления проектами. Описаны основные этапы модернизации и функциональные участники процесса. Определены основные проблемы модернизации промышленных предприятиях в РФ.

Ключевые слова: инвестиции, модернизация, оценка, предприятие, промышленность, управление проектами


FEATURES OF MODERNIZATION PROJECTS AT INDUSTRIAL ENTERPRISES

Mysin Ilya Vladimirovich
South Ural State University

Abstract
This article describes the features of the process of modernization of industrial enterprises in the context of the theory of project management. The basic stages of modernization and functional participants of process described. The main problems of modernization of industrial enterprises in Russia defined.

Библиографическая ссылка на статью:
Мысин И.В. Особенности проектов модернизации на промышленных предприятиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10567 (дата обращения: 29.09.2017).

Кризис 90х годов резко сократил инвестиции в промышленные предприятия, что привело к моральному старению и высокому износу основных производственных фондов, а следовательно ухудшению качества продукции, повышения издержек и снижению конкурентоспособности промышленных предприятий. Необходимо отметить, что несоответствие выпускаемой продукции, отечественных предприятий, современным требованиям ставит под угрозу экономическую безопасность страны. В современных условиях отечественным предприятиям необходимо повышать конкурентоспособность и производительность труда, а возобновление конкуренции с импортными производителями невозможно без осуществления модернизации. Процесс модернизации предполагает техническое переоснащение производства в соответствии с современными требованиями к технике, технологиям и продукции.

Основными вопросами модернизации производства является оценка ожидаемой эффективности от реализации проекта и сопоставления выгод и затрат, оценка рисков реализации проекта и учет жизненного цикла продукции и технологии на основании технических, экономических и технологических экспертиз. В результате менеджмент предприятия должен выбрать приоритетные для реализации проекты с наибольшим планируемым экономическим эффектом и сосредоточить на них основные ресурсы.

Основными инициаторами и исполнителями проектов модернизации являются производственные службы предприятия. Решения по модернизациям принимаются специальным органом, принимающим решения, касающиеся инвестиционной деятельности предприятия, например инвестиционным комитетом.

Рассматривая осуществление модернизации в контексте теории управления проектами можно выделить 5 этапов, представленных на схеме ниже.

Рисунок 1. Этапы управления проектом модернизации.

1) Обоснование.

Для включения проекта в годовую инвестиционную программу, инициатор проекта готовит предварительное технико-экономическое обоснование (ПТЭО). ПТЭО формируется на основании исходных данных, имеющихся в наличии у инициатора проекта модернизации на момент подготовки ПТЭО (предварительные разработки, экспертные оценки, предварительные сметные расчеты, подготовленные функциональными службами).

В случае принятия положительного решения по проекту на основании ПТЭО, органом инвестиционной деятельности предприятия формируются органы управления проектом (рабочая группа проекта и управляющий проектом).

Управляющий проектом готовит техническое задание на выполнение ТЭО проекта, а так же проводит выбор исполнителя работ по выполнению ТЭО. После окончания разработки ТЭО, управляющий проектом совместно с рабочей группой проекта готовят окончательный пакет документов для утверждения проекта, и выносит его на рассмотрение органом инвестиционной деятельности предприятия.

В отдельных случаях выполнение ТЭО может быть признано нецелесообразным. Например, по проектам по поддержанию, типовым проектам уже выполнявшимся на предприятии, мелким инвестиционным проектам. В таком случае принимается решение о начале проектно-изыскательных работ или реализации проекта, минуя стадию ТЭО.

Завершением этапа обоснования проекта модернизации является решение органа инвестиционной деятельности предприятия об утверждении и начале реализации проекта.

2) Планирование.

Рабочая группа и управляющий проектом модернизации готовят план-график выполнения работ по проекту и график финансирования, которые могут быть реализованы в виде календарно-сетевого графика. План-график выполнения работ обязательно должен содержать следующие разделы:

-      график выполнения проектно-изыскательских работ (включая график проведения тендерных процедур, заключения договоров и график выдачи проектно-сметной документации;

-      календарный график производства строительно-монтажных работ с разделением по объектам строительства;

-      календарный график поставки оборудования.

Ответственный, из рабочей группы проекта, за ведение планов вносит в график все изменения, возникающие по ходу реализации проекта: корректировка сроков и объемов поставки оборудования и материалов по мере проведения процедур по выбору контрагента и заключения договоров, изменение сроков и объемов строительно-монтажных работ по мере готовности проектно-сметной документации и выполнения работ.

3) Реализация и отчетность.

Отчетность об исполнении планов реализации проекта модернизации готовится управляющим проектом и рабочей группой, предоставляется в соответствующий орган инвестиционной деятельности для контроля реализации проекта. Текущий отчет об исполнении графика работ и финансирования формируется ежемесячно и содержит следующую обязательную информацию:

-      общая сумма договора (оценка стоимости работ выполняемых определенным исполнителем);

-      объем выполненных работ в стоимостном выражении, накопительным итогом на начало отчетного периода;

-      объем работ, запланированный на отчетный период;

-      сумма запланированных оплат согласно утвержденному графику;

-      сумма фактических оплат по состоянию на начало отчетного периода;

-      сумма фактических оплат за отчетный период.

В случае если по результатам текущей отчетности произошли изменения, которые могут вызвать задержку реализации проекта более чем на 20% по длительности и/или привести к увеличению сметной стоимости проекта более чем на 10%, если возникли обстоятельства, ставящие под угрозу получение ранее заявленного эффекта или его снижение более чем на 20%, управляющий проектом обязан вместе с ежемесячным отчетом представить доклад в курирующий орган по инвестиционной деятельности, о причинах, вызвавших изменения и предложениях по устранению данных причин.

4) Завершение.

Проект считается полностью завершенным, когда завершены все мероприятия и объекты, предусмотренные утвержденным графиком и проектно-сметной документацией.

Датой завершения проекта является окончание горячих испытаний (испытаний под нагрузкой).

Основными документами завершающими капитальное строительство по проекту модернизации являются:

-      акт об успешном прохождении технологических испытаний (холодного пуска);

-      акт приема-передачи законченного строительством объекта;

-      положительное заключение технадзора о соответствии построенного объекта утвержденному проекту строительства;

-      разрешение на ввод в действие построенного объекта местного органа исполнительной власти.

После завершения проекта управляющий проектом готовит отчет о завершении проекта, в котором содержится сопоставление параметров, утвержденных на этапе обоснования, а также в техническом задании, с фактически полученными результатами реализации проекта модернизации с описанием корректировок, производимых в ходе реализации.

5) Мониторинг.

Мониторинг проекта осуществляется с момента начала производственной деятельности на объекте инвестиций, отчет по мониторингу предоставляется не реже чем раз в 6 месяцев и заканчивается при достижении проектом периода окупаемости.

В формате мониторинга производится контроль соответствия фактических показателей функционирования объекта инвестирования, запланированным при обосновании.

Момент достижения периода окупаемости определяется по текущему исполнению плановых показателей проекта, определяемому в отчетах каждые 6 мес. В случае исполнения плановых показателей момент окупаемости проекта должен совпадать с плановым сроком окупаемости.

В случае достижения периода окупаемости готовится документ с расчетом фактической эффективности, подтверждающий фактическую окупаемость проекта и завершающий мониторинг по проекту.

В случае если расчет эффективности строился на сравнении вариантов «до» и «после», вариант «до», для расчета фактического эффекта моделируется на основании предположения о дальнейшем существовании объекта в состоянии «до реализации проекта модернизации».

Управление проектом модернизации осуществляет управляющий и рабочая группа проекта. Кандидатура управляющего проектом представляется органом инвестиционной деятельности, который принимает решение о начале реализации проекта модернизации. Состав рабочей группы проекта представляется управляющим проектом.

Основные функциональные участники проекта модернизации и их функции:

1) Экономическая служба.

-      расчет экономических показателей проекта модернизации;

-      подготовка экспертных и иных заключений по проекту;

-      согласование планов капитальных вложений;

-      внесение предложений по формированию инвестиционной программы и анализ исполнения инвестиционной программы;

-      анализ ситуации и мониторинг по проектам, внесение предложений по корректирующим воздействиям по результатам мониторинга.

2) Служба по работе с денежными потоками проекта.

-      согласование и контроль платежей на всем жизненном цикле проекта;

-      определение и планирование источников финансирования;

-      координация и обеспечение процесса получения внешнего финансирования;

-      контроль целевого финансирования проектов.

3) Служба капитального строительства – отдельное функциональное подразделение, определяющее капитальные затраты на проект и отвечающее за планирование, выполнение, текущий контроль и приемку объекта в эксплуатацию.

-      определение мероприятий и составление сметы капитальных затрат по проекту;

-      составление и мониторинг календарно-сетевого графика выполнения работ;

-      подготовка экспертных и иных заключений по проекту, анализ ситуации и мониторинг;

-      согласование, контроль и отчетность по затратам и платежам по проекту;

-      подготовка и согласование планов капитальных вложений;

-      анализ фактического исполнения планов капитальных вложений;

-      заключение договоров, контроль хода их исполнения;

-      приемка объекта в эксплуатацию;

4) Производственно-технические службы – основные инициаторы инвестиционных проектов, определяющие технические параметры проекта и отвечающие за достижение установленных показателей проекта.

-      выработка идей для создания инвестиционного проекта;

-      подготовка технических заданий;

-      технико-экономическое обоснование инвестиций и технологические расчеты на этапе планирования;

-      подготовка экспертных и иных заключений по проекту, анализ ситуации и мониторинг;

-      приемка объекта в эксплуатацию, эксплуатация объекта после реализации;

-      технический мониторинг проекта, выработка предложений по корректировке проекта.

5) Коммерческая служба.

-      выработка идей для создания инвестиционного проекта через исследование рынка, корректировка вводных для проекта по ходу реализации;

-      прогнозирование объемов реализации продукции и услуг;

-      прогнозирование цен реализации готовой продукции и услуг по проекту;

-      прогнозирование цен приобретения сырья и материалов, энергоресурсов и услуг по проекту;

-      прогноз макроэкономических показателей развития рынков (курсов валют, уровня инфляции);

-      подготовка заключений по проекту, анализ ситуации и мониторинг.

6) Юридическая служба – проводит правовую экспертизу договоров на соответствие действующему законодательству и минимизации правовых рисков в соответствии с локальными нормативными актами, регулирующими деятельность соответствующей службы.

7) Управление бухгалтерского и налогового учета

-      проводит анализ договоров на наличие налоговых рисков;

-      проводит расчет и согласование бюджетных эффектов от реализации проекта.

Для того чтобы получить желаемый результат от модернизации производства необходимо применить целый комплекс мер и одной из главных является формирование рациональной структуры источников финансирования модернизации на предприятии. Внутренними источниками финансирования являются прибыль и амортизация. Внешними источниками являются государственная политика, заемные средства, лизинг.

Государственная политика в этой области строится на необходимости формирования и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения по приоритетным направлениям, на исполнение которых концентрируются ресурсы и которые обеспечиваются государственной поддержкой.

Создание государством благоприятной инвестиционной среды, прямое бюджетное финансирование, поощрение капиталовложений в проекты модернизации и обеспечение необходимых для этого экономических условий, предоставление государством гарантированных займов или акционерное участие в бизнесе, безусловно, повышает объём частных инвестиций, так как государство не может быть единственным (и доминирующим) источником финансовых ресурсов для предприятий промышленности в силу того, что оно не обладает достаточной информацией и мотивацией для их развития [1].

Анализируя процессы модернизации на промышленных предприятиях РФ в современных реалиях – можно выделить главную проблему: нехватку денежных средств на осуществление своих планов. Отсутствие собственных средств не позволяет предприятиям приобретать современное оборудование для реализации проектов модернизации, а позволяет только устранять неисправности в действующем производстве, тем самым «удерживая предприятие на плаву». После событий декабря 2014 года и так, трудно получаемое, банковское кредитование стало практически недоступным. Тем более когда речь идет о инвестиционных проектах, ведь это высокий риск для банка, а значит еще более высокие процентные ставки и необходимость предоставления залога. В данной ситуации первостепенно необходимо усовершенствовать производственные процессы предприятия, исключая потери и используя другие не капиталоемкие средства повышения производительности, а так же развивать кадровый потенциал работников путем профессионального и производственного обучения.


Библиографический список
  1. Ефимычев Ю.И., Трофимов О.В., Ломовцева А.В., Шипилов А.Г. Модернизация предприятия как источник повышения его конкурентоспособности.// УЭкС. №10 2013. URL: http://uecs.ru/marketing/item/2438-2013-10-17-08-12-19. (дата обращения: 19.12.2015).


Все статьи автора «Мысин Илья Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: