В августе 2014 года Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным был подписан запрет на ввоз продовольственных товаров, сырья и отдельных видов сельскохозяйственной продукции из стран, поддержавших введение экономических и политических санкций, в отношении РФ. Около 70% импорта творога и сыров выпало на страны, которые попали под продовольственные санкции правительства РФ: Украина, Финляндия, Нидерланды, Литва и ФРГ (диаграмма 1). В данной ситуации актуализируется создание мощной собственной производственной базы, ориентированной на импортозамещение [4,9,17].
Диаграмма 1. Структура импорта сыров и сырных продуктов по странам за 2013 год, %. Источник: АМИКО
Длительный неудовлетворенный спрос инициировал начало процесса импортозамещения на рынке сыров и сырных продуктов еще за долго до введения санкций[16], последние же явились его катализатором. Из диаграммы 2, представленной ниже, наглядно прослеживается отрицательный темп прироста за прошедший год.
Диаграмма 2. Объемы производства сыров и сырных продуктов в 2010-2013 гг. в России, тыс. тонн. Источник: Step by Step
Однако решить проблему развития российского сырного производства и повышения конкурентоспособности предприятий отечественной молочной промышленности невозможно только технически. Здесь необходим комплексный подход, связывающий воедино все материальные и интеллектуальные ресурсы [7] бизнеса, способные максимально повысить его эффективность и адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям рыночной среды[8,14]. Молочные продукты относятся к сегменту товаров постоянного спроса. В то же самое именно сыры относятся к тем товарам, на изменение цены которых рынок реагирует наиболее эластично[15].
Диаграмма 3. Структура ценообразования на сыры и сырные продукты отечественного производителя. Источник: Агентство Агрофакт
Как видно из диаграммы 3, большую часть в структуре ценообразования на молочную продукцию составляет цены сырья – 66%, затем издержки и прибыль, связанная с оптовой и розничной торговлей – 21% и третье место занимают издержки и прибыль производителя. Исходя из ценового критерия, можно выделить классификации сыров. Первая включает в себя три большие категории:
- Базовый ассортимент – данную группу составляют сыры, наиболее популярные среди потребителей, которые обладают высоким товарооборотом.
- Элитный ассортимент – состоит из дорогих благородных сыров.
- Дополнительный ассортимент – в данную группу попадают сыры, находящиеся между категориями базового ассортимента и элитных сортов сыра.
Вторая классификация состоит из ценовых сегментов:
- низкий (менее 180 р. за 1 кг);
- средний (180 – 230 руб.);
- выше среднего (230 – 350 руб.);
- премиум (более 350 ру.).
Ценовой сегмент российских производителей сыров сосредоточен на среднем и низком уровне, в то время как премиум категория была практически целиком занята зарубежными марками. Но с введением продовольственных санкций ситуация координально стала меняться. Многие компании решили заняться производством аналогов элитных сортов сыра и сырных продуктов, что приведет к внеплановому расширению их ассортимента [11]. Развитие данного направления требует огромных инвестиционных вливаний, а так же установление особых технологий на производстве. Однако неведение того, как долго продлятся санкции, заставляет задуматься многих производителей сыров в данной инициативе по разработке аналогов европейских благородных сыров.
В системе повышения качества продукции молочного производства и выведения на рынок новых продуктов одно из важнейших мест занимает маркетинг[1,13]. Их продвижение на рынок должно быть связано с грамотно разработанной системой маркетинговых коммуникаций[2,12], роль которой была традиционно необоснованно занижена в системе управления отечественных промышленных предприятий [6], способной в максимально короткие сроки создать узнаваемость российских товаров и их товарных знаков у потребителей. Согласно статистики на территории РФ осуществляют свою деятельность около 600 крупных производителей сыров и порядка 150 сыроваренных заводов, ведущие позиции по изготовлению твердых и мягких сыров занимают: «Сыр Стародубский» (Брянская область); «Можгасыр» (Удмуртия); «Калининский» (Краснодарский край). И не одна из этих марок не является хорошо известной и легко узнаваемой. В то же время зарубежные товаропроизводители[3] уже давно умело пользуются преимуществами интегрированных маркетинговых коммуникаций, а также современных инновационных маркетинговых механизмов[5] для завоевания позиций на российском рынке.
В сложившихся обстоятельствах, в условиях отсутствия на рынке зарубежных производителей российские молочники могут активно внедрять в производство новые технологии и выводить на рынок новые аналоги популярных в нашей стране сыров. При этом помимо разработки новых замещающих технологий отечественному бизнесу следует обратить внимание также на использование зарубежного опыта реализации комплекса маркетинга, адаптивного российским рыночным условиям.
Библиографический список
- Козырь Н.С. Реструктуризация бизнеса и оценка его стоимости// Наука и экономика. 2010. № 2.
- Никулина О.В. Стратегические ориентиры инновационного развития экономики: монография – Краснодар: Просвещение – Юг., 2010.
- Шевченко И.В., Клейменова Г.В., Тахмазян Э.Л. Стратегия развития россйского менеджмента в глобализирующейся экономике // Финансы и кредит. 2012. № 19 (259).
- Шевченко И.В., Мудрова Л.И., Щеблыкина Ю.С. Проблемы транснационализации российского бизнеса // Финансы и кредит. 2010. № 3 (387).
- Костецкий А.Н., Старкова Н.О. Управление интеллектуальными активами //: Учеб. пособие – Краснодар: М-во образования и науки Российской Федерации, Кубан. гос. ун-т., 2011.
- Куницына Н.Н., Савцова А.В. Региональные экономические системы: цикличность и неопределенность динамики (монография) – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2010.
- Старкова Н.О., Старков И.С. Применение современных подходов к управлению изменениями в информационной системе предприятия // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 66.
- Старкова Н.О., Рзун И.Г., Аверина А.В. Инфляция на потребительском рынке России. Оценка тенденций и перспектив//Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 41-1.
- Старкова Н.О., Дырий А.П. Анализ остояния современного рынка молока и молочной продукции в РФ // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3.
- Василевский Д.Ю. Новые возможности на гиперконкурентном рынке (аналитический обзор молочного рынка) // Маркетинг в России и за рубежом. ‒ 2013.
- Кизим А.А., Старкова Н.О., Дырий А.П. Брендинг как приоритетное направление развития маркетинговой деятельности российских предприятий пищевой промышленности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 6 (49).
- Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. // Питер. ‒ 2010.
- Кизим А.А., Старкова Н.О., Дырий А.П. Брендинг как приоритетное направление развития маркетинговой деятельности российских предприятий пищевой промышленности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 6 (49).
- Старкова Н.О., Кизим А.А. Управление маркетингом промышленных предприятий // Экономика устойчивого развития. 2012. № 9.
- Костецкий А.Н., Старкова Н.О. Оценка уровня управления интеллектуальными активами на предприятиях пищевой промышленности Краснодарского края //Финансы и кредит. 2009. № 34.
- Старкова Н.О. Особенности применения маркетинга в деятельности современных сельскохозяйственных предприятий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 81.
- Никулина О.В., Шевченко И.В. Международный бизнес: теория и практика управления – Краснодар: Кубан. гос. ун-т., 2012.