ПОВЫШЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СТАТУСА РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Кауфман Наталья Юрьевна
ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО – Югры»
старший преподаватель кафедры Управление персоналом

Аннотация
Данная статья посвящена вопросам современной практики управления с использованием инновационных методов и форм. Использование инновационных технологий в управлении позволяет своевременно предотвращать и разрешать социальные конфликты и принимать оптимальные управленческие решения, а также способствует повышению управленческого статуса регионов.

Ключевые слова: политика, регион, управленческий статус


IMPROVING MANAGERIAL STATUS OF REGIONS IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF INNOVATIVE POLICY

Kaufman Natalia Yurievna
SBEI HPE "Surgut state University of Khanty-Mansiysk - Ugra"
senior lecturer of the Department of personnel Management

Abstract
This article focuses on the issues of modern management practices with the use of innovative methods and forms. The use of innovative technologies in management allows to prevent and resolve social conflicts and to make optimal management decisions, and contributes to the enhancement of the managerial status of regions.

Keywords: managerial status, policy


Библиографическая ссылка на статью:
Кауфман Н.Ю. Повышение управленческого статуса регионов в условиях реализации инновационной политики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/04/8386 (дата обращения: 15.03.2024).

Инновационное развитие экономики страны является главным приоритетом государственной политики Российской Федерации, где регионам отводится особая роль. Российская экономика необходима новая региональная политика, основанная на равноправии субъектов РФ, дающая возможность каждому региону располагать необходимыми ресурсами для их комплексного развития и диверсификации экономики, обеспечивая достойные условия жизни граждан.

Такой показатель как конкурентоспособность, отражает уровень использования ресурсного потенциала региона, а на ее обеспечение влияет эффективность использования современных управленческих технологий на региональном уровне.

Цели и задачи инновационного развития реализуются через инновационные проекты и программы, в которых регионы должны заниматься разработкой и осуществлением государственной инновационной политики.

Необходимость в России в настоящее время инновационного развития регионов вызвано следующими причинами:

• ожидающееся постепенное замедление темпов расширения добычи и наращивания экспорта нефти и газа;

• необходимость уменьшения себестоимости продукции и ликвидации дефицита рабочей силы, сырья и материалов;

• увеличение масштабов выхода российских компаний на мировые рынки с использованием высоких технологий и высококачественных продуктов;

• жесткая система международных стандартов и экологических требований [1, с. 19].

Региональная инновационная политика подразумевает взаимодействие разработанных планов и приоритетов развития научно-инновационной деятельности конкретного региона, способов их достижения через взаимодействие региональных и федеральных органов управления [2, с. 151].

Как показывает практика, эффективность развития региональной экономики во многом зависит от способности восприятия современных инновационных технологий и создания условий для их реализации.

Особое значение приобретает управленческий статус регионов в условиях реализации инновационной политики по решению задач, стоящих перед региональной экономикой.  К ним относится обеспечение конкурентоспособности регионального продукта за счет взаимоувязанных интересов участников регионального рынка, применения новейших форм организации промышленного производства и других существующих инновационных управленческих технологий.

Статус характеризует страну в целом, а также ее отдельные регионы и показывает позиционирование субъекта в обществе, его движение по каналам мобильности с целью обозначения высокого профессионального, и следовательно, социального положения, которое обеспечивает высокое качество жизни. Инвестиционная привлекательность регионов также определяется статусом [3].

Регионы, сориентированные на инновационные пути развития применяют разную тактику и стратегию. В первую очередь используются собственные возможности регионального рынка с незначительным привлечением иностранного капитала. При их недостатке активно привлекается иностранный капитал и используются новые технологии производства [4].

Одна из функций региональной власти — регулирование экономики региона. Для успешного функционирования региональной экономики необходим ее переход на инновационный путь развития, с последующим изменением технологий управления, разработкой масштабных пространственных стратегий регионов, ведущих к привлечению современных крупных организаций с инвестиционным капиталом, активное включение региональной экономики в глобальные процессы, а также изменение государственной роли в регулировании регионального развития.

Поэтому повышение управленческого статуса регионов – необходимое требование в условиях реализации инновационной политики,  которое возможно  при наличии целесообразной структуры управления и перспективной кадровой политики.

На управляемость в регионах оказывают влияние следующие причины:

•        социально-экономическая ситуация региона, его федеральная политика, несвоевременность принимаемых решений;

•        возможные противоречия и конфликты на национально-этнической почве;

•        невостребованность научного, культурного и интеллектуального потенциалов регионов;

•        система обучения, подготовка, переподготовка и продвижение кадров всех уровней;

•        недостаточное информационно-аналитическое обеспечение органов власти и управления всех уровней;

•        слабая связь органов государственной власти и управления с органами местного самоуправления;

•        разделение функций управления между центром и регионами, недостаточная регламентация прав и обязанностей верхних и нижних структур власти [5].

Следовательно, для создания качественно новых региональных структур необходимо на основе использования научных достижений и новой техники (технологий) действенное преобразование производственного аппарата, что позволит оптимизировать структурную политику в регионах и в стране в целом, создавая благоприятный режим для технологической реорганизации.

В региональном управлении одной из сложных проблем, как показывает российская практика, остается разработка рациональных управленческих решений. Управленческое решение в региональном управлении — это действия субъекта управления, связанное с эффективным решением проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой социально-экономической системы и анализа информации о ее состоянии.

На региональном уровне управленческое решение зависит от территориальной специфики управляемого объекта, от более открытого характера управляемой региональной системы по сравнению с производственными объектами. Также на управляемый объект влияет   косвенный характер управленческого решения и, существует разная степень восприятия регионального управленческого решения различными субъектами и собственниками управляемой системы.  И еще одна сложность заключается в том,  что по своему содержанию региональное управленческое решение в большей мере является рекомендацией, чем директивой [6].

Не все регионы имеют возможность эффективно осуществлять реформирование всех сторон общественной жизни, т.к. часто ощущается невысокая культура принятия решений, устаревший механизм их реализации, ведущий к кризису в управлении и низкое восприятие инноваций. Одним из основных вопросов управления является профессиональный уровень, его качественное состояние, включающее оценку системы обучения и подготовки управленческих кадров.

Необходимо изменить традиционную модель мониторинга ресурсов, используя и укрепляя региональную интеллектуальную собственность, более углубленно используя информационно-аналитические и человеческие ресурсы, внедряя инновационные технологии  в системе управления персонала государственной службы.

Эффективные управленческие отношения в регионах возможны, если принятие решений по использованию ресурсов будут происходить на базе объективных экспертиз, научно обоснованных прогнозов и информационно-аналитической и технологически обоснованной работы всех субъектов управления в регионе. Учитывая общую оценку инновационной ситуации в регионах и исследования, необходимо использование таких технологий как: управленческий ресурс, региональная наука, интеллектуальная собственность, информационно-аналитическая деятельность, кадровый корпус служащих государственного управления, социальные факторы, региональные лидеры, обладающие стратегическим мышлением [7].

С точки зрения инновационного развития региона актуальным является активное внедрение системы аутсорсинга, с помощью которого происходит перераспределение экономической нагрузки с крупных предприятий на малые. Его целью является передача непрофильных областей другому предприятию, являющемуся специалистом  в данной области и способным не только снизить издержки, но и повысить качество оказания услуги [8, с. 113].

На эффективное проведение на региональном уровне инновационной политики большое значение оказывает существующее экономическое положение региона, его исторически сложившийся  научный и промышленный потенциал, а также применение современных требований инновационной стратегии региональными политическими лидерами.

Для повышения своего управленческого статуса региональная инновационная политика должна осуществлять все необходимые стадии, начиная с процесса разработки через ее реализацию и мониторинг к оценке результатов. Осуществить этот цикл возможно на основе национальной и зарубежной экспертизы и бенчмаркинга, вовлекая административные ресурсы с целью стимулирования кооперации между научными организациями, вузами и частным бизнесом.


Библиографический список
  1. Казанцев С.В. Инновационное развитие регионов России [Текст] / ЭКО.  – 2007. – № 10.
  2. Никонова Я.И. Инновационная политика в системе государственного регулирования устойчивого развития национальной экономики [Текст]  / под общ. ред. А.Г. Ивасенко. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. – 260 с.
  3. Киселев А. Г., Гостенина В. И., Шилина С. А.  Управленческие факторы формирования статуса региона (на примере Брянской области) [Текст] // М.: Социологические исследования. – 2011. – №5.
  4. Ефимова Е. А., Котилко В. В. Инновационное развитие субъектов Российской Федерации в современных условиях // Современные технологии управления, 2014. – № 06 (42) [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sovman.ru (дата обращения: 06.03.2015)
  5. Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики: формирование и развитие инновационных систем: Монография [Текст]  /Под ред. д-ра эконом. наук, проф. С.Н. Сильвестрова // – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». –  2011. – 292 с.
  6. Вертакова Ю. В. Управленческие решения, разработка и выбор [Текст] – М.: КНОРУС. – 2005. – 352 с.
  7. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/ivanov (дата обращения: 02.04.2015)
  8. Прокошенков Д.Е. Эффективная инновационная политика региона [Текст] / Инновации и инвестиции. – 2010. – № 1. – с. 111-113.


Все статьи автора «Кауфман Наталья Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: