ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СИСТЕМЕ ТЕНДЕРНЫХ ТОРГОВ

Степаненко Никита Петрович
Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
аспирант

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы оценки и обеспечения конкурентоспособности предприятий, совершенствования и оптимизации управления их участия в тендерных торгах. Обосновывается необходимость применения многокритериального подхода к оценке предприятия как поставщика ресурсов в контексте тендерных торгов.

Ключевые слова: конкурентный потенциал, конкурентоспособность, предприятие, тендерные торги, управленческие решения


ASSESSMENT OF THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES IN THE SYSTEM OF BIDDING

Stepanenko Nikita Petrovich
St. Petersburg Institute of Foreign Economic Relations, Economics and Law
Postgraduate student

Abstract
The article considers the issues of assessment and ensuring the competitiveness of enterprises, improve and optimize the management of their participation in tenders. The necessity of applying a multi-criteria approach to the assessment of the enterprise as a provider of resources in the context of the tender

Библиографическая ссылка на статью:
Степаненко Н.П. Оценка конкурентоспособности предприятия в системе тендерных торгов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/02/7461 (дата обращения: 13.03.2024).

Постоянно изменяющиеся условия экономического, политического и социального состояния страны и мира в целом определяют необходимость использования новых технологий ведения строительного бизнеса, обеспечения эффективности, конкурентоспособности и рентабельности деятельности строительной компании, оптимизации бизнес-процессов, умении профессионально участвовать и выигрывать тендерные торги [1]. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы оценки конкурентоспособности строительных компаний, совершенствования и оптимизации управления их участия в тендерных торгах.

Под наиболее конкурентоспособным (эффективным) поставщиком ресурсов понимается такой участник конкурсных торгов, у которого расчетная интегрированная оценка присутствующих в конкурсной документации критериев, полученная с помощью математических методов, окажется наилучшей [2]. Задача поставщика, планирующего стать экономически наиболее целесообразным для организатора тендера (заказчика), заключается в достижении лучшего, предельно эффективного уровня с точки зрения заказчика. Данная задача является многокритериальной и поэтому предполагает разработку непростых экономико-математических моделей и использование адекватных им математических методов решения. Благодаря использованию многокритериального подхода к решению указанной задачи обеспечивается возможность получения так называемого синергетического эффекта [3]. Многокритериальный подход применяется в торгах в формате запросов предложений и конкурсов. Для аукционов все проще – единственный критерий оценки – цена контракта.

Строительное предприятие, претендующее на выигрыш тендеров за счет своей высокой конкурентоспособности должно пройти так называемый «критериальный коридор», состоящий из расчетов по методам равномерной оптимизации, компромисса; определения суммарного отклонения от идеальной точки и свертывания критериев.

Оценка строительного предприятия как поставщика ресурсов в контексте тендерных торгов, как правило, является многофакторной и, соответственно, в оценке задействованы разные показатели [4]. Кроме того, конкурентоспособность – это относительный показатель, т.е. без сравнения оцениваемого предприятия с другими предприятиями-конкурентами, данный показатель не может быть выявлен. В качестве исходных данных используются данные взятые из документации об оценке результатов тендеров. По результатам расчетов становится видно, кто из поставщиков наиболее конкурентоспособен [5]. Следовательно, с ним и целесообразно заказчику заключить контракт. Если оценки у поставщиков, занявших первое и второе места разнятся незначительно, то возникает необходимость решить еще одну задачу системы конкурсного планирования. Суть ее заключается в обосновании выбора наилучшей заявки (наилучшего предложения) среди наиболее конкурентоспособных.

Многокритериальный метод позволяет отследить какова конкурентоспособность исследуемого предприятия в сравнении с остальными альтернативными предприятиями (поставщиками). С помощью анализа рыночной ситуации и оценки деятельности конкурентов можно управлять конкурентоспособностью. Усиление конкурентных преимуществ достигается за счет выработки общей конкурентной стратегии предприятия, которая позволит предприятию в дальнейшем действовать более эффективно по сравнению с конкурирующими компаниями [6]. Изучив рыночную ситуацию в целом, строительное предприятие вырабатывает стратегические направления своей деятельности, которые приведут ее к более высокому уровню конкурентных преимуществ. И даже, с определенной долей вероятности, помогут ей регулировать спрос на рынке в свою пользу.

Важно отметить, что повышение показателей конкурентоспособности и эффективности – это не совсем одно и то же. Эффективность – это наиболее исследованный и понятный показатель, чем конкурентоспособность. Эффективность неразрывно связана с финансовыми значениями предприятия, а конкурентоспособность – многокритериальна. При этом используются совершенно разные базы сравнения: в случае эффективности − показатели прошлых периодов, а для конкурентоспособности – это аналогичные показатели конкурентов. Конкурентоспособность строительного предприятия очень зависит от конкурентоспособности его продукции [7]. Успешность реализации последней прямо пропорциональна той рыночной позиции, которую в состоянии занять компания. Повышение конкурентоспособности продукции, выражающееся в ее ценности для заказчика, всегда является таргетированной.

На строительном рынке конкурирующими между собой предприятиями являются обычно те из них, экономические интересы которых полностью или частично совпадают. Т.е. бетонный завод не является конкурентом инжиниринговой фирме, осуществляющей экспертизу промышленной безопасности. А компания, занимающаяся строительством элитной высотки на севере города является конкурентом компании-застройщику фешенебельного коттеджного поселка в 20-ти минутах езды в северном направлении от города [8].

Управленческие решения могут приниматься в отношении любой сферы деятельности организации: управления уровнем конкурентоспособности, управления потенциалом поставщика ресурсов, управления кадровым потенциалом, управления финансами, управления коммерческой деятельностью, управления маркетинговой службой и т.д.

При принятии того или иного управленческого решения, руководитель заинтересован в его оптимальности, т.е. в выборе наилучшей альтернативы из всех допустимых альтернатив.

Оценка конкурентоспособности предприятия и оценка деятельности предприятия в системе тендерных торгов может иметь общее поле изучения, которое представляет собой конкурентный  потенциал предприятия. В практике тендерных торгов экспертные группы, оценивающие участвующие предприятия, обращают повышенное внимание и придают большое значение конкурентным тендерным показателям предприятия. При оценке конкурентоспособности данный компонент будет вербальным. Повышение конкурентоспособности и, как следствие, выигрыш тендеров строительным предприятием может быть достигнут за счет управления его конкурентным потенциалом.

Таким образом, строительному предприятию необходимо иметь быстро реагирующую адаптивную структуру бизнеса, которая бы имела перманентную связь с турбулентной внешней средой, чтобы таким образом была возможность воздействовать на те факторы и показатели предприятия, которые отвечают как за конкурентоспособность, так и за коммерческий успех, например, в участии рассматриваемого предприятия в тендерных торгах.


Библиографический список
  1. Бартеньев М.А. Формирование механизма обеспечения конкурентоспособности строительных организаций в сфере жилищного строительства. Дис. … канд. экон. наук. – СПб., 2012.
  2. Селютина Л.Г. Значение информационного моделирования строительных процессов и объектов проектирования в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 1. С. 9-10.
  3. Селютина Л.Г., Митягина Н.В. Особенности инновационно-инвестиционных процессов в современном строительстве. В сборнике: Проблемы экономики и управления строительством в условиях экологически ориентированного развития. Материалы Всероссийской научно-практической онлайн-конференции с международным участием и элементами научной школы для молодежи. Иркутск, 2014. С. 319-323.
  4. Цирев В.В. Внутрифирменное планирование. – СПб.: Питер, 2002.
  5.  Бешалев С.Д., Гурвеч Ф.Г. Экономико-математические методы. – М.: Статистика, 1980.
  6. Селютина Л.Г., Сушко А.И. Роль и место информации в проектировании и управлении строительством // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 17. С. 272-276.
  7. Селютина Л.Г. Конкурентные процессы в современном строительстве // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. – 2013. – № 1 (60). – С.101-106.
  8. Селютина Л.Г. Инновационный подход к управлению инвестиционными процессами в сфере воспроизводства жилищного фонда // Современные технологии управления. 2014. № 11. С. 37-41.


Все статьи автора «Степаненко Никита Петрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: