УДК 338.484

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА В РОССИИ И КРЫМУ

Першина Анна Васильевна1, Столяренко Алена Владимировна1
1Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

Аннотация
В данной статье рассмотрены основные проблемы и перспективы эффективного развития туризма в Крыму и России на современном этапе. Актуальность выбранной темы заключается в том, что туризм в 21 веке является одной из наиболее развитых отраслей народного хозяйства и эффективное его развитие способно положительно влиять на развитие экономики госудакрств. А Крым, как новый субъект Российской Федерации, нуждается в развитии экономики и повышении конкурентоспособности, так как за годы пребывания Крыма в составе Украины инвестиции в развитие туризма практически отсутствовали. И, не смотря на то, что Крым обладает колоссальным потенциалом, туризм здесь практически не развивался.
Именно поэтому очень важно выделить все существующие возможности для эффективного развития туризма на полуострове и на практике воплотить данные возможности в конкурентные преимущества Крыма на государственном и мировом рынках туруслуг.

Ключевые слова: Крым, туризм, туристский рынок


THE POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT OF TOURIST MARKET IN RUSSIA AND CRIMEA

Pershina Anna Vasilivna1, Stolyarenko Alyona Vladimirovna1
1Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky

Abstract
This article describes the main problems and prospects of effective development of tourism in Crimea and Russia at the present stage. The relevance of the chosen theme lies in the fact that tourism in the 21st century is one of the most developed sectors of the national economy and its effective development can positively influence the development of the economy of gosudarstv. And the Crimea as a new subject of the Russian Federation needs to develop the economy and improve competitiveness as the years of stay of Crimea in composition of Ukraine investment in tourism almost otstutstvii. And, despite the fact that the Crimea has huge potential in tourism here has not developed.
It is therefore very important to identify all opportunities for effective development of tourism on the Peninsula and in practice to translate these opportunities into a competitive advantage of the Crimea on the state and world markets of tourist services.

Библиографическая ссылка на статью:
Першина А.В., Столяренко А.В. Возможности развития туристского рынка в России и Крыму // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10588 (дата обращения: 26.05.2017).

Эффективное развитие туризма имеет огромное значение для большинства государств мира, в том числе и для Российской Федерации. Согласно данным Ростуризма, на сегодняшний день в стране проделана огромная работа в области развития туризма и теперь для туристов стали более доступны такие перспективные туристские дестинации, как Дальний Восток, остров Сахалин, Курильские острова, Урал и др. [4].

Также происходит эффективное развитие туризма благодаря активному и грамотному продвижению России как туристского региона на международном туристском рынке.

Однако, российские туроператоры испытывают некие проблемы при обслуживании иностранных туристов. Одной из сновных проблем, сдерживающих эффективное развитие туризма в России, является высокая цена на туры в Россию. К сожалению, данная проблема является препятствием на пути развития внутеннего туризма в стране. В основном дороговизна туров по России связана с высокой стоимостью транспортного обслуживания.

Другой проблемой туристского рынка России является слабое развитие туристской инфраструктуры, уступающей развитым курортам Европы и Западных стран, что проявляется в отсутствии во многих туристских дестинациях качественных средств размещения (либо высокая стоимость проживания в данных средствах размещения), качественных и доступных предприятий питания и развлечений и др.

Но, не смотря на это, туризм в России имеет большие перспективы. Важным фактором эффективного развития туризма в России можно считать проведение масштабных спортивных мероприятий, таких как XXII Олимпийские зимние игры и XI Параолимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи. В дальнейшем России предстоит провести не менее значимые мероприятия – Кубок конфедераций FIFA 2017 года, чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года и XXIX Всемирную зимнюю универсиаду 2019 года в г. Красноярске [4]. Событийный туризм способен не просто укрепить имидж страны на международной арене, но и способен создать импульс для развития туристского бизнеса в целом, что будет привлекать все новых туристов в регион.

По данным Ростуризма [4] Россия сможет выйти на международный рынок туруслуг лишь через развитие внутреннего туризма. Этому способствует то, что Россия насчитывает огромное количество уникальных целебных ресурсов. Это способствовало созданию в стране развитой системы санаторно-курортного лечения, которая насчитывает сегодня около двух тысяч санаторно-курортных учреждений почти на 450 тысяч мест.

Однако в настоящее время остается актуальной проблема организации туризма на различных территориальных уровнях, что требует разработки новых стратегий развития туризма. Одной из таких стратегий является кластерный подход.

Туристско-рекреационными зонами, на территории которых начинают формироваться туристские дестинации, является Центральная часть России (Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо России), курорты Черного моря (побережье Краснодарского края и Крыма), озеро Байкал, а также регионы Западной Сибири.

Туристский потенциал страны является важным инструментом, формирующим конкурентные преимущества. Каждая туристская дестинация России требует разработки стратегии продвижения на внутренний и международный туристский рынки, что предполагает выполнение следующих действий [4]:

1) обеспечение эффективного развития и функционирования туристско-рекреационной сферы;

2) разитие и повышение качества сервиса и туристской инфраструктуры;

3) создание и поддержание положительного имиджа туристских дестинаций;.

4) расширение ассортимента туристских услуг;

5) проведение мероприятий по сглаживанию сезонности турпотока;

6) применение инноваций в туристской деятельности.

Не смотря на имеющиеся возможности развития туризма в России, огромный туристский потенциал страны пока что является нереализованным. В основном данная проблема носит системный характер, и ее решение зависит от всех субъектов туристского рынка: органов государственной власти, туристского бизнеса, общественных организаций и т.д., деятельность которых должна быть взаимосвязанной и направленной на достижение эффективного развития тукризма.

Важным сегментом туристского рынка России является Республика Крым, присоединенная к России в 2014 году. Крым – это достаточно выгодный регион для российской экономики, а туристская и курортно-санаторная отрасль – одна из наиболее привлекательных дестинаций в стране.

Однако, не смотря на большие туристские возможности, в Республике Крым выявлен ряд проблем. К основным из них можно отнести:

1)    сложности транспортной доступности;

2)    неудовлетворительное состояние большей части дорог;

3)    низкий уровень сервиса;

4)    слабая развитость сервиса и инфраструктуры на пляжах, их загрязненность;

5)    нехватка квалифицированных кадров;

6)    неразвитость туристской и развлекательной индустрии.

С учетом того, что Крым является выгодным регионом для российской экономики, вопрос развития туристского рынка Республики Крым является очень актуальным и требует принятия определенных мер по достижению конкурентоспособности на отечественном и международном рынках.

Современная структура туристского региона Крыма отличается недостаточным уровнем расширения туристских услуг, однако в Крыму сохраняются перспективы развития санаторно-курортного лечения в Ялте, Евпатории, Саках, Алуште и Феодосии,  а также оздоровительной пляжной рекреации на побережье Черного и Азовского морей. Конкурентоспособными крымскими дестинациями становятся районы горного Крыма, обеспечивающие пешеходный туризм, скалолазание, велосипедный, конный, экологический, экстремальный и приключенческий виды туризма. С каждым годом растет спрос на водные виды туризма, такие как круизный, яхтенный, дайвинг и др.

Уровень внедрения инноваций в туристскую отрасль Крыма оценивается как низкий и является недостаточным для создания положительных условий для предпринимательской деятельности в сфере туризма. В Крыму отсутствуют комплексные инновационные программы развития курортов и туризма, учитывающие тенденции изменений мирового рынка услуг и подчеркивающие конкурентоспособный туристский потенциал Крыма.

Для создания конкурентоспособных туристских преимуществ Крыма и обеспечения комфортного отдыха на полуострове требуется развитие, в первую очередь, транспортной инфраструктуры. До строительства моста через Керченский пролив в 2018 году туристы будут добираться до полуострова либо авиатранспортом, либо железнодорожным транспортом (что очень неудобно, так как приходится ехать в объезд Украины и это занимает более 40 часов), либо же автотранспортом через паромную переправу (время ожидания на переправе в августе 2015 г. составляло до 28 часов). Также и внутренний транспорт Крыма требует модернизации, расширения автопарка и увеличения числа рейсов в период высокого курортного сезона, улучшения качества дорожного покрытия, развития водного транспорта как регулярного сообщения, расширения использования вертолетного транспорта и строительства фуникулеров.

Большим минусом в развитии туристской отрасли в Крыму является то, что значительная часть территории крымских пляжей является недоступной для местных жителей и гостей курорта, так как находится в собственности санаториев или является частной собственностью (прибрежная полоса перегорожена заборами, территория общедоступных пляжей крайне незначительна в сравнении с масштабами численности отдыхающих). Необходимо решить данную проблему и обеспечить доступ местных жителей и туристов к прибрежной полосе с целью обеспечения комфортного отдыха.

В Крыму необходимо развивать различные виды туризма, такие как туристские походы, морские круизы, познавательные экскурсионные поездки по историческим и культурным центрам Крыма и т.д. Приоритетными видами рекреации и туризма в Республике Крым, по данным Ростуризма, являются [4]: санаторно-курортное лечение и рекреация; экскурсионный туризм; экологический туризм; активные виды горного и водного туризма; деловой туризм; событийный туризм.

Для продвижения санаторно-курортных услуг как основного фактора повышения спроса на турпродукт Крыма необходимо принять следующие меры:

1)    разработать и внедрить конкурентоспособную туристскую инфраструктуру на полуострове;

2)    обеспечить эффективное продвижение санаторно-курортных услуг Крыма, с акцентом на уникальность климатических условий, а также наличие соответствующей инфраструктуры;

3)    предоставить возможность получения санаторно-курортного лечение по низким ценам вне пика «высокого сезона» (апрель-май и сентябрь-октябрь) с целью развития внутреннего туризма, ориентированного на россиян;

4)    организовать закупки путевок в санатории Крыма по оптимальным ценам для распределения по сотрудникам государственных организаций;

5)    внедрить и постоянно развивать эффективную рекламную кампанию по созданию конкурентоспособного бренда Крыма.

Эффективная рекламная кампания очень важна для создания позитивного имиджа туристской дестинации. С целью эффективного развития Крыма как конкурентоспособного туристского региона, необходимо проведение рекламной кампании по созданию благоприятного имиджа Крыма по примеру таких развитых туристских центров, как Турция, Египет, Кипр, Болгария и др.

Подводя итог, необходимо сделать акцент на развитии санаторно-курортного лечения и рынка SPA-услуг Крыма, а также на увеличение количества развлекательных объектов для семейного и индивидуального отдыха (например, аквапарки, торговые центры с развитой развлекательной инфраструктурой, клубы по различным видам интересов и т.д.).

В целом же Крым обладает огромным туристским потенциалом и если в ближайшее время реализовать предложенные мероприятий, то туристская отрасль в Крыму будет процветать и приносить большую прибыль в бюджет Республики и России в целом. Также Крым имеет все шансы стать одним из главных и конкурентоспособных курортов России. Поэтому в кратчайшие сроки необходимо реализовать предложенные мероприятия с целью скорейшего выхода Крыма на национальный и международный рынки туристских услуг и завоевания большого числа потенциальных и реальных потребителей.


Библиографический список
  1. Дурович А. П. Маркетинг в туризме : учебное пособие. 7-е изд. – Минск : Новое знание, 2007. – 496 с.
  2. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм : учебник для студентов вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз ; пер. с англ. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. –1071 с.
  3. Официальный сайт Министерства курортов и туризма Крыма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/
  4. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/
  5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
  6. Федеральный закон РФ от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности Российской Федерации» (в ред. от 03.05.2012 № 47-ФЗ).
  7. Чудновский А. Д., Королев Н. В. Менеджмент туризма: учебник / А. Д. Чудновский, Н. В. Королев. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 576 с.


Все статьи автора «Першина Анна Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: