УДК 338

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА

Синодская Анастасия Игоревна
Кубанский государственный университет
студент кафедры социологии

Аннотация
Информация в современном мире стала одним из важнейших ресурсов и представляет собой средство власти. В статье обоснованы роль и значение информации на разных этапах управленческого цикла, проанализированы требования к информации в процессе управления.

Ключевые слова: информационные процессы, коммуникации, социальная информация, стадии управления, управленческий процесс


THE ROLE AND IMPORTANCE OF SOCIAL INFORMATION ON THE DIFFERENT STAGES OF THE MANAGEMENT CYCLE

Sinodskaya Anastasia Igorevna
Kuban State University
student of the Department of Sociology

Abstract
In the modern world the information has become one of the most important resources and is a means of power. The role and importance of information on the different stages of the management cycle has been demonstrated in the article. Also the information requirements in the management process were analyzed.

Библиографическая ссылка на статью:
Синодская А.И. Роль и значение социальной информации на разных этапах управленческого цикла // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10342 (дата обращения: 26.05.2017).

Информация в современном мире занимает одну из важнейших ролей. Именно из-за огромного роста объема информационных потоков и возрастания ценности самой информации наблюдается переход от индустриального общества к обществу информационному. Любая сфера деятельности человека связана с информационными потоками.  Информация стала одним из важнейших ресурсов развития общества вместе с материальными, людскими и энергоресурсами. Производство и потребление информации составляют необходимую основу эффективного развития и стабильного функционирования различных сфер общественной жизни. В связи с этим, для информационного общества важны не только такие процессы, как развитие информационной индустрии и информационных технологий, компьютеризация, но и важное значение имеет определение степени значимости влияния процесса информатизации на интеллектуальную деятельность человека и на управленческую деятельность в целом. Сказанное наглядно показывает актуальность темы влияния информационного потока на управленческую деятельность, направленную на социальные явления и процессы, и нацеливает на анализ содержания и роли информации.

Информация обладает огромным значением в управленческой деятельности, а именно в сфере управления социальными процессами и объектами, поскольку информационные потоки обеспечивают взаимодействие между субъектом и объектом управления, и другими элементами системы управления. Таким образом, именно с помощью информации реализуется те самые связи между управляющей и управляемой частями, которые поддерживают целостность самой организации [1].

В самой организации с помощью информации руководитель сообщает подчиненному о целях [3], о текущих задачах и заданиях, которые необходимо выполнить в определенные сроки. Также руководитель может сообщить о рекомендуемых процедурах, с помощью которых будут достигнуты поставленные задачи. В данном примере происходит коммуникация от высшего звена управленческой иерархи к низшему, то есть коммуникация идет по нисходящей. Также с помощью данной коммуникации происходит оповещение верхнего звена управленческой иерархии о том, что делается на низших уровнях. Именно благодаря данному виду коммуникации руководство вовремя получает информацию о текущих или назревающих проблемах, что позволит своевременно найти возможные варианты их предотвращения.

Помимо коммуникации по нисходящей, существует коммуникация по восходящей от низшего уровня управления к высшему. Данный вид коммуникации также необходим для более эффективной деятельности организации. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность [5]. Например, работник может сообщить руководителю свои идеи о повышении эффективности работы и т.д. Также такой вид коммуникации влияет на удовлетворенность трудом работника, поскольку он может контактировать и выдвигать свои идеи непосредственно высшему звену управления, а не быть просто винтиком в «бездушной машине» [4].

Для эффективной деятельности организации в ней должны присутствовать еще и горизонтальные коммуникации. Так как большинство организаций состоят из подразделений, поэтому обмен информацией между ними просто необходим для согласованности действий, которые нужны для решения задач организации. Таким образом, организация — это система, которая состоит из взаимосвязанных элементов. Поэтому главная задача руководства состоит в том, чтобы элементы данной системы работали сообща, чтобы их действия были скоординированы, что и позволит продвигать организацию в нужном направлении и выполнять глобальные цели.

Также в процессе управления организацией необходимо учесть все изменения, происходящие во внешней среде. Использование информационных технологий играет большую роль в управленческом процессе предприятия, поскольку делает его более конкурентоспособным, так как происходит повышение его управляемости. Именно благодаря своевременно полученной информации об изменениях, происходящих во внешней среде, и организованному управленческому процессу компания сможет быстро адаптироваться к этим изменениям, что и повысит ее эффективность [6].

Также информация необходима для успешного проведения таких этапов управленческого процесса, как планирование, организация, принятие управленческих решений и контроль за их выполнением. Она выступает важным элементом эффективного управления организационно-экономическими процессами. Ведь деятельность любых предприятий, организаций, фирм и трудовых коллективов напрямую связана с их информированностью и способностью эффективно использовать уже имеющуюся информацию. Поэтому эффективность управления любой системой связана с тем, как организован поиск, хранение, передача, обработка информации.

Таким образом, управление любой социальной системой не обходится без информационных процессов. Высокоэффективная управленческая деятельность может осуществляться только на базе информационного материала, и собственно сам управленческий процесс завершается выдачей новой информации. Информация является одним из главных элементов управленческой деятельности, так как именно информация необходима для оценки ситуации.

А вот требования, направленные к информации, неодинаковы для разных этапов процесса управления. Потому что при определении цели деятельности важны такие элементы, как полнота информации, ее актуальность, полезность. Чем больше сведений использовано, тем объективнее выбирается цель [7].

Но при разработке решений важную роль играет анализ информации и возможность ее обработки. Это определяется, прежде всего, содержанием информации и формой ее представления. Потому что управленческие команды осуществляются на основе анализа уже имеющейся информационной характеристики ситуации. Переработка информации, при которой исходная информация преобразуется в решение, заключается в осмысление поступающей информации, расчете наиболее выгодного решения. Сама суть управленческого процесса в любых системах, в том числе и социальной, заключается в целенаправленной переработке информации. Поэтому информация в современном мире представляет собой незаменимое сырье для разработки любого решения. Информацию, как и любое другое сырье, необходимо сначала добыть, переработать, а затем предоставить его тому, кому данный готовый продукт необходим [2].

Таким образом, процесс управления неразрывно связан с информацией, которая используется для принятия решений, направленных на поддержание системы в упорядоченном состоянии. Требования, выдвигаемые к информации на разных этапах процесса управления неодинаковы. Но все же информация имеет огромное значение для управления, так как она обладает рядом особенностей, необходимых для управленческой деятельности.

Также информация является одним из средств власти. Ведь у исполнителей существует постоянная потребность в информации, а менеджеры нередко скрывают или придерживают ее для того, чтобы повысить свои позиции и статус. В любой организации происходит иерархизация, связанная с информацией. И чем выше уровень иерархии в управлении, тем больший поток информации на него поступает. Из-за такой дифференциации могут возникнуть недоразумения и конфликты между высшим слоем управления и низшим. С другой стороны, для того, чтобы проблемы были оперативно решены, которые нередко возникают в процессе управленческой деятельности, менеджеру необходимо иметь максимум данных и сведений, которыми располагают его подчиненные. Но опасен также и излишек информации, который может дезориентировать людей. Также ценная информация организации может попасть в руки конкуренту или мошеннику, который может воспользоваться ей в своих личных целях. Таким образом, обладание информацией – это очень мощный рычаг власти. Также конфиденциальную информацию организации необходимо оберегать от незаконных посягательств.

Подводя итог, можно сказать, что информационные процессы являются важным компонентом социального управления. Именно благодаря информации происходит взаимодействие между субъектом и объектом управленческого процесса. Таким образом, система управления по своей сути является информационной системой, так как ее деятельность напрямую связана с объемом, содержанием информации, которая связывает разные управленческие структуры и подразделения и с помощью которой происходит координирование их действий, что и влияет на эффективную деятельность самой организации. Кроме этого, с помощью информации система взаимодействует с окружающей средой, так как для своего нормального функционирования организация должна получать извне необходимые сведения. Таким образом, в современном мире роль информационного обеспечения в процессе управления является весьма весомой, но особенно эта роль очень значима, когда речь заходит об управлении социальными процессами.


Библиографический список
  1. Бобосов Е.М. Социология управления: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., стереотип. Минск, 2001.
  2. Булыгин Ю.Е., Волковский В.И. Основы теории организации социального управления. М., 2000.
  3. Гелета И.В., Калинская Е.С. Управление персоналом и регулирование рынка труда организации// Экономика: теория и практика. 2007. № 1(13). С. 54-58.
  4. Иванов В.Н. Основы социального управления: учебное пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. Под ред. В. Н. Иванова. М., 2001.
  5. Коваленко А.В., Калинская Е.С., Гелета И.В. Направления роста производительности труда// Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал. Краснодар. КРОО «ОАИУР», 2014. № 3. С. 99-104.
  6. Осадчая Г.И. Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. М., 1999.
  7. Попов В. Информационное обеспечение управления. Сайт «Центр Креативных Технологий». [Электронный ресурс]. URL: http://www.inventech.ru/lib/sociolog/sociolog0032/  (дата обращения 25.10.15)


Все статьи автора «Синодская Анастасия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: