УДК 658.7

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Борнин Артем Игоревич1, Шевень Людмила Николаевна2
1Смоленский государственный университет, студент 4 курса направления подготовки «Менеджмент» профиль «Логистика и управление цепями поставок»
2Смоленский государственный университет, старший преподаватель кафедры менеджмента

Аннотация
В данной статье определена роль государственных закупок как механизма, стимулирующего развитие страны в сложных экономических условиях. В статье представлены недостатки и сильные стороны существующей системы логистики государственных закупок, а также предложены основные направления дальнейшего совершенствования системы госзакупок.

Ключевые слова: государственные закупки, логистика государственных закупок, совершенствование логистики государственных закупок


THE IMPROVEMENT OF THE LOGISTICS SYSTEM OF PUBLIC PROCUREMENT

Bornin Artem Igorevich1, Sheven Lyudmila Nikolaevna2
1Smolensk State University, 4th year student department of «Management» profile «Logistics and Supply Chain Management»
2Smolensk State University, Senior Lecturer Department of Management

Abstract
This article identifies the role of public procurement as the mechanism stimulating the development of the country in difficult economic conditions. The article presents the flaws (или disadvantages) and strengths of the existing system of state procurement logistics and also poses the main directionsof further improvement of the public procurement system.

Keywords: improvement of the public procurement system, logistics of public procurement, public procurement


Библиографическая ссылка на статью:
Борнин А.И., Шевень Л.Н. Совершенствование системы логистики государственных закупок // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10233 (дата обращения: 29.09.2017).

В условиях сложного социально-экономического положения, сложившегося в России под воздействием западных санкций, последовавших за этим ответных мер правительства и значительного удешевления энергоресурсов, ярко обнажились структурные проблемы отечественной экономики.  Отчетливо обозначилась сильная зависимость бюджета от нефтегазовых доходов, которые составляют более 40% доходов федерального бюджета. [1] Вместе с тем остро стал вопрос выполнения всей совокупности социальных обязательств государства перед населением, что требует экономного распределения средств федерального бюджета на другие нужды. Выполнение задачи рационального освоения средств бюджета во многом связана с эффективным исполнением государственных закупок продукции для нужд госорганов. Проблемы в сфере организации системы логистики государственных закупок уже затрагивались автором [5], а также   в работах многих отечественных исследователей, таких как И.И. Смотрицкая, Н.В. Афанасьева, А.Ю. Гущин. Стоит отметить, что задача совершенствования системы государственного заказа на товары и услуги с ориентацией на стимулирование развития отечественной экономики и обеспечением необходимого уровня соответствия предмета заказа имеющимся требованиям субъектов процесса госзаказа является актуальной и имеет большое социально-экономическое значение.

В период дефицита финансовых и иных ресурсов, а также отсутствия серьезных намерений со стороны игроков российского рынка в сфере реализации значимых инвестиционных и инфраструктурных проектов, эффективность сможет продемонстрировать механизм государственного стимулирования долгосрочного развития по средствам продуманного планирования управлением государственным заказом. В широком смысле государственный заказ можно определить, как заказ на поставку продукции, выполнения работ и оказания услуг, направленный на удовлетворение потребностей властей различных уровней. [7] Госзакупки обеспечивают реализацию государственных функций, направленных на оптимизацию управленческого процесса, сокращение расходов, рационального управления финансовыми потоками. Стоит отметить, что опыт развитых стран наглядно показывает, что госзаказ месте с оптимальным механизмом трансфера технологий становится одним из важных инструментов государственного стимулирования научно-технического развития. Исполнение государственного заказа в тяжелых экономических условиях, в которых пребывает российская экономика, может стать потенциальным источников роста деловой активности, обеспечивая присутствие на рынке платежеспособного спроса, обеспеченного бюджетными средствами. Подобное стимулирование позволит пережить сложные времена ряду отечественных предприятий, задействованных в системе обеспечения государственных нужд. Стоит понимать, что «сфера госзаказа является системообразующим элементом, через который происходит трансферт (движение) финансовых потоков в различные сектора экономики». [6, с. 204] Поэтому от эффективности функционирования логистической системы государственного заказа напрямую зависит успешность развития всего государственного сектора российской экономики. При этом эффективность удовлетворения публичных потребностей также выступает в качестве одного из существенных показателей так называемого «широкого понятия эффективности» государства. [3, с. 36]

Однако, система логистики государственных закупок в Российской Федерации, как и в любой другой стране, не лишена недостатков и требует дальнейшего совершенствования. Среди ключевых недостатков имеющийся системы можно выделить:

-во-первых, неэффективное освоение и расходование бюджетных средств в процессе реализации государственного заказа, что выражается в огромных хищениях из бюджетов различных уровней, о которых довольно часто сообщают как отечественные, так и иностранные СМИ;

-во-вторых, чрезмерный и большой вес ценового критерия при выборе и оценивании поданных заявок, сравнение вариантов в ущерб важным критериям функциональности и уровня качества, без должного учета квалификации участников системы логистики госзакупок;

-в-третьих, недостаточно проработанная правовая основа осуществления государственных закупок, что, тем не менее, в значительной степени исправлено с вступлением в силу нового Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” [2], определяющего сферу государственных закупок;

-в-четвертых, наличие серьезных проблем в сфере государственного заказа на инновационные виды продукции, выражающихся в отсутствие особенных процедур размещения заказа на научно-техническую и инновационную продукцию и малых сроках рассмотрения и отбора проектов, что осложняет заключение долгосрочных контрактных соглашений на осуществление НИОКР;

-в-пятых, не определена методология обоснования плана закупок продукции для удовлетворения публичных нужд государства, отражающая «приоритеты социально-экономического, научно-технического и инновационного развития страны» [4, с. 227], что создает вероятность реализации неэффективных закупок и проведения различных коррупционных схем, особенно при отсутствии развитой конкуренции на рынке.

Также необходимо обозначить и основные позитивные сдвиги в развитии системы государственных закупок, среди которых особенно важно выделить положительные изменения в законодательной сфере:

а) введения механизма общественного контроля госзакупок;

б) принятие норм-принципов, среди которых: принцип прозрачности информации о государственных закупках, принцип открытости системы, стимулирование развития инноваций, принцип свободной конкуренции;

в) введение на уровне федерального законодательства условия обязательного планирования закупок для государственных нужд вместе с усилением самостоятельности заказчиков и уровня их ответственности;

г) общее повышение внимания к инновационным видам продукции при выработке плана госзакупок.

Итак, можно отметить, что нормативно-правовая база в сфере государственных закупок развивается в правильном направлении, также большое внимания уделяется дальнейшему развитию электронных видов проведения аукционов и развитию информационных технологий в целом, что обеспечивает публичность и открытость проведения мероприятий закупок. Активное внедрение новых технологии необходимо продолжать в организации всей системы логистики государственных закупок, в том числе при проведении процедур обработки и выбора поданных заявок. Тем не менее, как уже отмечалось выше, российская система государственных закупок обладает рядом структурных и глобальных недостатков, серьёзно препятствующих достижению полного удовлетворения публичных нужд. Поэтому требуется незамедлительное принятие решений по совершенствованию данной системы как организационного, так и правового характера. Среди подобных мер, по мнению автора, можно выделить:

1. Активная и результативная борьба с коррупционной составляющей и, так называемой, практикой откатов в системе логистики государственных закупок по средствам обеспечения максимальной прозрачности проведения торгов и строжайшего соблюдения регламента процедуры.

2. Установление строгих правил и требований к квалификации участников закупочного процесса, запрет на участие в данном процессе всех юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах и на иных территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения. Подобная поправка, кстати, уже внесена в новую, еще не вступившею в силу редакцию соответствующего федерального закона.

3. Ужесточение ответственности для чиновников и иных ответственных лиц, в том числе и уголовной, за нарушения, выявленные при расходовании бюджетных средств в процессе выполнения госзакупок. При этом необходимо не забывать и о разработке оптимальных механизмов управления рисками, в том числе и контроле за процессом исполнения контракта.

4.  Расширение прав и возможностей для участия в государственных закупках субъектов малого предпринимательства, а также разумное снятие различных перепон информационного и административного характера, что позволит задействовать малых предпринимателей и повысить конкуренцию среди участников.

5. Реализация в практической деятельности оптимальных логистических цепей поставок, исключающих излишних элементов (посредников), увеличивающих конечную стоимость выполнения госзаказа. Требуется создание логистической системы, имеющую специализированную организационную структуру управления государственными закупками, что определено потребностью в формировании единого экономического пространства государственных закупок, осуществления скоординированной политики в удовлетворения публичных нужд.

6.   Определение отличных от обычных правил и процедур на заказ инновационных видов продукции, увеличивающих роль критериев качества и новизны до уровня основополагающих.

7. Дальнейшее развитие электронных систем коммуникации при проведении закупок, что позволит снизить представительские издержки и обеспечит равные возможности для различных участников.

Таким образом, разумное расходование бюджетных средств на удовлетворение государственных нужд, не только выполняет свою искомую цель, но и приносит положительный мультипликационный эффект, который можно сравнить по своему экономическому эффекту с разумным инвестированием в развитие отечественной экономики, при котором гарантированный полученный доход будет выражаться в увеличении налоговых поступлений в связи с ростом деловой активности предприятий, как непосредственно занятых в выполнении государственного заказа, так и их партнеров. В тоже время, современный госзаказ становится не только эффективным инструментом управления бюджетными средствами, но и механизмом, стимулирующем развитие различных отраслей экономики России и отвечающем требованиям рыночной экономики, что позволяет использовать его в целях умеренного протекционизма. Выполнение госзаказа требует создания и поддержания эффективной организации системы логистики государственных закупок, выражающейся в тесном взаимодействии закупочной, поставочной и складской деятельности, а также всех участников этого процесса в рамках, определенных законодательными актами.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ “О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов” // Информационно-справочная система «Гарант». URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 14.11.2015).
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // Информационно-справочная система «Гарант». URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 14.11.2015).
  3. Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – С.179
  4. Афанасьева Н.В. Логистика формирования государственных заказов при реализации приоритетных инвестиционных проектов // Проблемы современной экономики. 2012. N 2 (42). С. 225-229.
  5. Борнин А.И., Шевень Л.Н. Логистика государственных закупок как фактор инновационного развития России // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59002 (дата обращения: 08.11.2015).
  6. Гущин А.Ю. Определение эффективности и способы ее оценки в системе государственного заказа // Фундаментальные исследования. 2012. № 9. С. 204-208.
  7. Википедия – сводная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 14.11.2015).


Все статьи автора «Борнин Артем Игоревич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: