ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА, НЕДОСТАТКИ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗУЕМОСТИ В РОССИИ

Горбатов Святослав Александрович
Сочинский государственный университет

Аннотация
В статье индикативное планирование, рассматриваются преимущества индикативного планирования, а так же недостатки и проблемы реализуемости в России.

Ключевые слова: Администрация Сочи, внешняя среда, индикативное планирование, планирование


INDICATIVE PLANNING: ADVANTAGES, DISADVANTAGES AND FEASIBILITY PROBLEMS IN RUSSIA

Gorbatov Svyatoslav Aleksandrovich
Sochi State University

Abstract
The article indicative planning, discusses the advantages of indicative planning, as well as disadvantages and problems implemented in Russia.

Библиографическая ссылка на статью:
Горбатов С.А. Индикативное планирование: преимущества, недостатки и проблемы реализуемости в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/10/9964 (дата обращения: 11.03.2024).

В современном мире государственное планирование осуществляется с помощью трех основных форм прогнозирования: рациональный прогноз, инструмент выработки социально-экономической политики и индикативный план. Первая форма предполагает составление условного прогноза на будущее без всяких мероприятий по реализации этого прогноза; вторая форма есть своего рода модель, на которой отрабатывается взаимозависимость между целями и средствами экономической политики; третья форма представляет собой подобие общенационального документа, принятого благодаря компромиссу между всеми субъектами экономики, в том числе и государства. Именно последняя форма представляет особый интерес, так как является новым и перспективным для России направлением в системе планирования и прогнозирования.

Понятие индикативного планирования относится к той категории понятий, которые довольно сложно раскрыть одним-двумя предложениями, не упустив чего-то важного и легко уйти в сложные экономические термины, попытавшись более четко и основательно сформулировать его суть. В самом общем виде индикативное планирование можно представить как совокупность процедур координации процессов макропланирования, мезопланирования и микропланирования. Макропланирование осуществляется на уровне государства, мезопланирование – на уровне региональных и местных властей, а микропланирование присуще предприятиям.

Рассмотрим несколько подходов к определению данного понятия.

Согласно подходу ХХ века, индикативное планирование – это сочетание макропланирования и самостоятельности предприятий. С приходом ХХӀ века понимание данного планирования трансформировалось и формулируется как ориентирование частных организаций на выполнение задач, которые ставит государство. В этом случае основной функцией индикативного планирования является информационно-ориентирующая. И в соответствии с самым новым подходом, такое планирование представляет собой механизм, заключающийся в координации действий и интересов как государства, так и других субъектов экономики.

Какую формулировку мы бы не выбрали в качестве базовой, суть останется одна: индикативное планирование является институтом государственного регулирования рыночного хозяйства. Его исключительными особенностями являются вариантность и рекомендательность.

Ядро индикативного планирования – комплексный документ, который принято называть индикативным планом, призван отражать цели социально-экономического развития, средства достижения намеченных целей, необходимые ресурсы в виде конкретных показателей. Важнейшими составляющими индикативного плана являются первостепенные ориентиры социального и экономического развития страны, рычаги воздействия государства на экономику и социальную сферу, объемы необходимых ресурсов (финансовых и производственных).

Индикативное планирование получило признание сразу после своего рождения. Сформулировав основные принципы этого планирования, К.Ландауэр не думал, что оно столь быстро найдет своих сторонников. Новшество оценили по достоинству и уже в первые годы его применения были получены положительные результаты, являющиеся следствием следующих преимуществ данного планирования:

1. Осознанная, координирующая деятельность государства вместе со всеми участниками и сторонами, заинтересованными в этом;

2. Доминирование принципа приоритета таких решений, которые приняты в интересах всего общества в целом, а не в интересах отдельных субъектов экономики;

3. Достижение максимальной эффективности используемых ресурсов;

4. План сбалансирован по всему перечню ресурсов.

Известный американский экономист Дж.К.Гэлбрейт, проживший 98 лет, говорил, что стране «требуется планирование, которое отражает не интересы планирования, а общественные интересы». Индикативное планирование должно осуществляться не наперекор стимулам рыночной экономики, а благодаря им, на их основе. Возможно, именно из-за столкновения интересов планирования и общественных интересов возникает ряд негативных процессов, связанных с индикативным планированием:

1. Олигополистическая направленность. Корпорации, находясь под жестким руководством государства, используют свои тесные связи между собой для усиления процесса консолидации с целью защиты интересов предпринимательства и ухода от контроля государства;

2. Крупные неопределенности в параметрах сбалансированных региональных планов, вызванные различными экономическими кризисами и политическими конфликтами;

3. Особенности переходного периода и переходной экономики;

4. Трудности и риски, связанные с неопределенным поведением частного сектора.

Несмотря на значительные недостатки, индикативное планирование во многих странах Европы с развитой рыночной экономикой доказало свою эффективность и активно используется в качестве средства массового регулирования. Такие страны, как Франция, Великобритания и США всячески, в том числе и законодательно, поддерживают индикативное планирование, развивают его, получая достойную отдачу.

Рассмотрев преимущества и недостатки индикативного планирования, необходимо ответить на главный вопрос: каково состояние такого планирования в России?

В связи с тем, что рыночная экономика в России является относительно молодой, еще развивающейся отраслью, в связи с тем, что она возникла стихийно, не в ходе плавного перехода, а в результате коренных изменений, индикативное планирование не может в полной мере использоваться на данном этапе. Нет ни профессиональных кадров, ни должной законодательной базы, ни надлежащей информированности предприятий, ни соответствующей государственной политики.

Можно предложить следующие мероприятия по созданию основ для успешного внедрения индикативного планирования:

1. При выработке социальной, финансовой, экономической политики государство должно принимать во внимание особенности различных регионов России;

2. С помощью государство каждый субъект России должен выработать собственный механизм экономического и социального развития, опирающийся на общие федеральные законы, но с учетов конкретных интересов данного региона;

3. Принятие специальных нормативно-правовых актов, касающихся индикативного планирования экономических и социальных процессов России, включающих следующие элементы:

3.1. Понятие индикативного планирования, его задачи, цели, функции;

3.2. Порядок работы с индикативными планами;

3.3. Права и обязанности участников системы индикативного планирования;

3.4. Соотношение индикативного планирования с другими формами планирования и экономикой в целом;

4. Принятие нормативно-правовых актов региональными и местными властями, касающихся их участия в индикативном планировании.

таким образом, индикативное планирование в России возможно только после ряда преобразований, которые отчасти происходят, отчасти произойдут в ближайшем будущем.


Библиографический список
  1. Нефедкина С.А., Балабанова А.О. Инструменты развития сельского туризма в Краснодарском крае//Экономика и менеджмент инновационных технологий. -Январь 2014. -№ 1
  2. Кещян Н.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНЕ БОЛЬШОГО СОЧИ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Москва, 2005
  3. Бакша Н.В. Бюджетное планирование и прогнозирование – учебное пособие//Тюменский государственный университет, 2009.
  4. Keschyan N. EFFECT OF CLIMATE ON THE TOURISM AND NECESSITY OF RESEARCH. European Journal of Social and Human Sciences. 2014. № 4 (4). С. 190-195.
  5. Chrysostomos A., Balabanova A.O. DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL TOURISM IN THE KRASNODAR REGION. European Journal of Economic Studies. 2014. № 3 (9). С. 128-134.
  6. Парсаданов Г.А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны. М: Юнити, 2001
  7. Истомин А.В. Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: Экономическая. Выпуск 97. Донецк, 2005
  8. Balabanova A. THE IMPORTANCE OF RURAL TOURISM IN THE FORMATION OF NEW FORMS OF ECONOMIC RELATIONS IN THE REGION. European Journal of Social and Human Sciences. 2014. № 4 (4). С. 181-185.
  9. Кещян Н.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНЕ БОЛЬШОГО СОЧИ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук/Государственный университет управления. Москва, 2005


Все статьи автора «Горбатов Святослав Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: