САНКЦИИ: ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Нурбаева Даяна Бакытгалеевна
Казанский (Приволжский) Федеральный университет

Аннотация
Данная статья посвящена анализу изменения потребительского поведения населения России после введения санкций в 2014 году. Данные статистики и социальных опросов позволяют сделать вывод об отрицательном воздействии эмбарго на уровень цен в стране, следовательно и на уровень потребления. Тематика влияния санкций на экономическое положение населения актуальна, так как их действие продолжается до сих пор, а внешнеполитическая ситуация остается нестабильной.

Ключевые слова: индекс потребительских настроений, индекс уровня экономической надежды, настроение населения, поведение потребителей, санкции


SANCTIONS: THE IMPACT ON CONSUMER BEHAVIOR

Nurbaeva Dayana Bakytgaleevna
Kazan Federal University

Abstract
This article the analyzes the change of consumer behavior of the population of Russia after imposition of sanctions in 2014. Statistical data and social polls allow to draw a conclusion on negative impact of embargo on price level in the country, therefore and on consumption level. The scope of influence of sanctions on an economic situation of the population is actual as their action proceeds still, and the foreign policy situation remains unstable.

Keywords: consumer behavior, index of consumer moods, index of the level of economic hope, mood of the population, sanctions


Библиографическая ссылка на статью:
Нурбаева Д.Б. Санкции: влияние на поведение потребителей // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/10/9948 (дата обращения: 12.03.2024).

События 2014 года, приведшие к усложнению внешнеэкономических отношений России со странами Запада и, как следствие, обмену санкциями с мировыми торговыми партнерами, а также ограничению двусторонней экономической деятельности, стали шокирующей новостью для населения всей страны. Введение продовольственных эмбарго угрожало появлению пустых полок, но эту проблему удалось весьма оперативно решить, заменив одних импортеров другими и предприняв меры по импортозамещению.

Следствием этих событий стало осложнение ситуации на валютном рынке, где наблюдалось падение обменного курса рубля с 33-35 руб./долл. США в начале 2014 г.  до 50-60 руб./долл. США в конце 2014г.  При этом, по данным опроса Левада-Центра, постоянно увеличивается число людей, следящих за курсом валют, а также тех, кто стал делать это чаще, чем ранее. И 43% респондентов уверены, что курс доллара продолжит расти. Это же предположение подтверждают эксперты, прогнозирующие снижение реального эффективного курса рубля на 7,8% в 2014 году.

Вместе с тем произошло существенное увеличение цен и ажиотажный спрос на некоторые товары. По данным на июль 2015 года, индекс потребительских цен составил 100,8%, с начала года  индекс увеличился на 9,4% , а по сравнению с июлем предыдущего года увеличился на 15,6%. При этом по базовому прогнозу цены в 2015 году продолжат повышаться и их рост составит 14%. (ТАСС)

Судя по всему, негативные последствия ухудшения внешнеэкономической обстановки продолжают влиять на потребительский рынок. По мнению специалистов, влияние введенных санкций на внутренний рынок будет проявляться в стагнации потребительского спроса населения, так в  2015 – 2016 гг. темпы роста розничной торговли составят не более 1 – 2%. Ожидается опережающий рост расходов над доходами, падение покупательской способности и  ослабление рубля на 10 – 15% в год. Также возможно повышение налогового бремени и стоимости денег в экономике.

Безусловно, экономическая и политическая ситуация, сложившаяся в середине 2014 года, в частности обусловленная введением санкций против России, сказывается и на потребительском поведении населения страны. В связи с этим  выделяют три этапа, связанные с уровнем товарного потребления, а следовательно, и с уровнем жизни населения. На первом этапе, то есть в докризисный период, наблюдался рост душевого дохода и соответственно покупок товаров, на втором–резкий спад, связанный с пиком кризиса, и наконец на третьем (в посткризисный период), – медленный и неуверенный подъем, грозящий новым спадом.

Также проявились проблемные места в социальной обстановке страны. На вопрос социологов «Левада – Центра»: «Какая экономическая система кажется вам более правильной?» 51% опрошенных выбрали систему, основанную на государственном планировании и распределении. За рыночные отношения и частную собственность проголосовали лишь 29% . Как показывают данные за предыдущие годы, доля опрошенных, предпочитающих плановую экономику, стабильно превышает 50%. Существует мнение, что по мере ухудшения социального положения населения доля ностальгирующих по советским временам будет возрастать. Происходит это, возможно из-за того, что людям не достает былой стабильности, уверенности в завтрашнем дне и всеобщего равенства.

Из практики предыдущих двух кризисов в 1998 и 2008 гг. видно, что осложнение экономической ситуации в стране ставит перед потребителями сложный выбор. Первый вариант — купить товары «про запас», пока не возросли цены на них. В этом случае возникает ажиотажный спрос на целые группы товаров. Так, в 2014 году рост индекса потребительской активности в августе относительно июля составил 4,7%, что объяснялось вступившими в силу продуктовыми санкциями. Тогда рост обеспечили люди с высокими доходами, которые активно запасались попавшими под эмбарго продуктами. Но данное поведение потребителей еще больше подстегивает инфляцию. Альтернативный вариант, возникающий из-за опасения снижения доходов —начать экономить, чтобы сберечь деньги на будущее. Особенно показательно соотношение людей, старающихся запастись товарами впрок, и теми, кому приходится урезать свои расходы. Сейчас среди слоев населения с небольшими доходами  доля предпочитающих сэкономить в 1,5-2 раза выше, в то время, как среди обеспеченных эти две стратегии встречаются примерно одинаково часто.
Снижение потребительской активности населения началось еще задолго до обострения кризиса, в 2013 году.  Тогда, еще не восстановившийся после предыдущего кризиса, уровень потребительских настроений продолжил снижаться, а также наблюдалось ухудшение по уровню и темпу роста потребительского спроса.

В августе 2015 года «Левада-Центр» традиционно рассчитал индекс потребительских настроений, основанный на данных опроса населения. Этот показатель отражает склонность к потребителей к расходам, их мнение о собственном материальном положении, об экономической ситуации в стране, а также оценку рыночных условиях для крупных семейных трат.  Динамика индекса потребительских настроений хорошо предсказывает экономические изменения на несколько месяцев вперед. При соблюдении условия постоянства личных денежных доходов, можно проследить взаимосвязь данного индекса и расходов населения на товары и услуги, так его рост на 1% приводит к росту этих расходов на 0,2% .

В 2015 году индекс потребительских настроений снизался на 19% по сравнению с предыдущим годом и на 26% по сравнению с 2013г. Следует отметить, что даже в  периоды традиционного роста потребительской активности в предновогоднее время, когда выплачиваются дополнительные зарплаты и премии  и люди покупают подарки, наблюдалось постоянное снижение этого показателя. Таким образом, значение индекса достигло дна кризиса 2008 года.

При этом люди продолжают давать отрицательную оценку рыночным условиям для совершения крупных семейных расходов.  Треть опрошенных считают, что сейчас плохое время для этого. Последний раз столь негативные оценки звучали весной 2009 года. Ухудшение потребительских настроений сказывается на условиях роста розничной торговли, а это означает, что внутренний потребительский спрос не сможет поддержать экономику страны.

По данным исследовательского холдинга «Ромир», полученным на основе панели домашних хозяйств Romir Scan Panel, в августе текущего года повседневные расходы россиян выросли на 1,4% относительно июля, что на процент превысило значение официальной инфляции за месяц (0,4% по данным Росстата). Традиционно после некоторого летнего затишья  потребительская активность в августе немного увеличивается. Август 2015 года не стал исключением, хотя по сравнению с предыдущими годами рост показателя текущего августа заметно замедлился.

Так, даже не смотря на сезонное снижение цен, средний чек в августе 2015 года почти не изменился относительно показателя предыдущего месяца и составил 550 рублей. А в среднем по стране за месяц сумма в чеке уменьшилась на 1,6%. По сравнению с величиной среднего чека в августе прошлого года также наблюдается его снижение на 2,1%.  При этом индекс потребительской активности продолжает расти. Это может говорить о том, что россияне предпочитают закупаться по выгодным ценам в большем количестве торговых точек.  Подтверждает это и тот факт, что в денежном выражении расходы населения постоянно растут при уменьшении в процентом соотношении.  Если при этом учесть темпы инфляции, то можно сделать вывод о снижении реальных единовременных затрат россиян на товары повседневного спроса на 17,7% за год.

Согласно результатам опроса 69% респондентов в последние 2-3 месяца выбирают более дешевые продукты питания и предметы первой необходимости, чем раньше. А 48% россиян, считают что повышение цен в августе 2015 года в сравнении с прошлым годом составило 15-50%.
Большинство потребителей активно пользуются ценовыми промо и спешат приобрести подешевевшие продукты, что в целом позволяет им держать общие повседневные расходы под контролем. Но в связи с увеличением цен на услуги ЖКХ и бензин откладывать деньги не получается. Так, всего у 27% опрошенных жителей России имеются какие – либо сбережения.

При этом выход из такой ситуации, по мнению населения, найдется не очень скоро. Подтверждают это данные Международного исследовательского центра Гэллапа (Gallup International), рассчитывающего индекс уровня экономической надежды, за 2014 год. Этот индекс вычисляется как разница между долей оптимистов, считающих, что экономика страны улучшится и долей пессимистов, которые уверены, что экономика страны будет испытывать трудности.

Россия показала следующие результаты: 11% респондентов настроены положительно и надеется на то, что экономические проблемы будут решены. 31% опрошенных думают, что экономическая ситуация не изменится, и более половины населения (54%) считает, что и  в будущем могут возникнуть новые экономические проблемы. Причем наиболее пессимистично настроены  россияне со средним уровнем дохода. На данный момент показатель индекса экономической надежды в России достиг самой низкой отметки за всю историю измерений. Даже во время предыдущих кризисов в 1998 и 2008 годах россияне были настроены более оптимистично относительно экономических перспектив наступающего года :-41% и -39% соответственно. Данная динамика является вполне закономерной. Если россияне, и в первую очередь представители среднего класса, начали экономить на еде, то удивляться резкому падению индекса экономической надежды не стоит.

Однако, многие россияне не видят связи между проблемами во внешней политике РФ и внутренним ростом цен. Большинство россиян (56%) из-за политических и экономических санкций Запада в отношении РФ не переживают. Самой острой проблемой нашего общества 78% опрошенных считает рост цен и только 12%  -санкции Запада против России. 48% респондентов считают, что санкции лишь “незначительно” навредили экономической ситуации в стране или совсем не повлияли на нее (18%) .(“Левада-центр) Лишь 29% опрошенных уверенны, что санкции причинили “значительный”  вред российской экономике. Возможно, эта нечувствительность к санкциям и их последствиям  объяснима тем, что население доверяет  действиям правительства и информации официальных российских СМИ. Население считает, что вред от санкций получают обе стороны или в большей степени те, кто эти санкции вводит против России.

С другой стороны, к положительным последствиям санкций относят возможность импортозамещения и развития отечественного производства. Хотя по прогнозам Всемирного Банка ВВП в 2015 году снизится на 3,8%. По последним исследованиям видно, что большинство опрошенных россиян (44%) считают, что на прилавках магазинов преобладает отечественная продукция, тогда как еще в 2006 наблюдалась обратная ситуация. При этом предпочтения импортной продукции отдают лишь 6%. При покупке одежды и обуви  48% выбирают отечественных производителей. Товары длительного пользования и предмета домашнего обихода, произведенные в России, выбирают 43% опрошенных.

Несмотря на осложнение внешней политической, экономической ситуации, рост цен и необходимость экономить на продуктах питания, население страны не связывает это с введенными против России санкциями или не считает это острейшей проблемой. Можно говорить о некоторых положительных сдвигах в настроении потребителей, так во II квартале 2015 года Росстат зафиксировал рост индекса потребительской уверенности, показателя степени оптимизма относительно состояния экономики,  на 9 процентных пунктов.  Кроме того отмечается рост по сравнению с началом года индексов ожидаемых изменений личного материального положения, благоприятности условий для крупных покупок и  благоприятности условий для сбережений.

В любом случае, России необходимо приспособится к новой экономической среде, так как скорее всего, введенные эмбарго продолжат действовать и в будущем году. В тоже время Всемирный банк считает, что новые санкции маловероятны и геополитическая напряженность все-таки будет постепенно ослабевать.


Библиографический список
  1. М.С.Алимова САНКЦИИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ “Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании”, 2014, N 6, консультант плюс
  2. Кувалин Д.Б., Моисеев А.К. Российские предприятия в конце 2014г.: адаптация к кризисным явлениям в национальной экономике и взгляды на последствия экономических санкций/ Кувалин Д.Б., Моисеев А.К.// Проблемы прогнозирования. – 2015.- №3.
  3. Беляевский И.К. Три направления в исследовании потребительского рынка на основе статистики торговли/ Беляевский И. К.//Вопросы статистики. – 2015. – №3
  4. Зельдер А. Г. Конструктивные возможности преодоления кризисных тенденций в экономике России: потребительский аспект /Зельдер А.Г.// Экономические науки.- 2013. №8(105).


Все статьи автора «Нурбаева Даяна Бакытгалеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: