СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Андреева Екатерина Олеговна1, Неверова Анастасия Владимировна2, Попов Юрий Леонидович3
1Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, студент
2Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, студент
3Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления проектами в строительстве

Аннотация
В статье приводятся основные формы проявления проблем инновационной деятельности. Авторы рассматривают ключевые условия и принципы формирования инновационной стратегии предприятия согласно состоянию его инновационного потенциала. Выявлены наиболее важные этапы процесса выбора инновационной стратегии предприятия.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная стратегия, инновационный потенциал, управление


MODERN ASPECTS OF FORMATION THE STRATEGY OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ENTERPRISE

Andreeva Ekaterina Olegovna1, Neverova Anastasiya Vladimirovna2, Popov Yuriy Leonidovich3
1Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering, student
2Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering, student
3Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering, PhD in Economics, associate professor of economic and project management in the construction

Abstract
The article shows the main forms of problems in innovative activity. The authors review the key terms and principles of the innovation strategy of the enterprise according to the state of its innovation potential. Identified the most important stages of the selection in the process of the innovation strategy of the enterprise.

Keywords: Innovation, innovation potential, innovation strategy, management


Библиографическая ссылка на статью:
Андреева Е.О., Неверова А.В., Попов Ю.Л. Современные аспекты формирования стратегии инновационной деятельности предприятия // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6716 (дата обращения: 13.03.2024).

Как показывает мировой опыт, внедрение инноваций выступает одним из способов, а, возможно, и единственной возможностью эффективного обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров, поддержания устойчивых темпов развития экономики и уровня рентабельности [1]. В связи с этим, предприятия осуществляют постоянные разработки в сфере технологических и продуктовых инноваций, а также внедрение наиболее перспективных из них, иногда даже преодолевая серьезные экономические и организационные трудности. Наряду с этим достижение значительных результатов в инновационной сфере большинством отечественных предприятий в ближайшей перспективе представляется крайне сложной задачей, даже в некоторых случаях невозможной [2].

Считаем, что основной причиной этому может служить отсутствие необходимого объема инвестиционных ресурсов и достаточного опыта управления инновационным развитием в условиях рыночной экономики. Кроме того, необходимость постоянного осуществления разработок и отбора в инновационной сфере обусловлена определенными группами изменений в области функционирования предприятия. Так, на предприятие оказывает влияние как внешние, так и внутренние факторы. Условно можно выделить следующие группы их воздействия:

– общемировое развитие новых технологий;

– изменение поведения конкурентов и потребителей; – развитие рынков товаров и услуг;

– усиление конкуренции;

– глобализация предложения и спроса. Учитывая важность рассматриваемой проблематики, необходимо отметить, что совершенствование управления инновационным развитием является одним из ключевых вопросов рыночной экономики, поскольку инновации обеспечивают получение неоспоримых преимуществ в конкурентной борьбе, существенное повышение эффективности производства, прибыли и рентабельности предприятия. При этом на сегодняшний день проблема инновационного развития актуальна практически для всех отечественных предприятий [3, с. 239]. Безусловно, качество инноваций существенно зависит от того, каким образом организована инновационная деятельность и как производится руководство инновационным процессом. По оценкам специалистов, недостатки в инновационном менеджменте предприятий наиболее часто проявляются в следующих формах:

– потенциально эффективные новшества внедряются со значительной задержкой во времени или не внедряются вовсе;

– коммерциализируется новшество, не обладающее необходимым инновационным потенциалом;

– внедрение новшества в силу явного или скрытого сопротивления или плохой организации инновационного процесса не дает ожидаемого положительного эффекта;

– коммерциализация новшества требует значительно больших затрат, чем ожидалось при принятии решения о внедрении;

– сроки внедрения новшества оказываются значительно большими, чем планировалось первоначально.

Для реализации успешной и эффективной инновационной деятельности предприятия необходимым условием является наличие определенных условий (ресурсов). Так, степень готовности к реализации отдельных стадий инновационного процесса во многом зависит от наличия и качества материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов, которые в свою очередь характеризуют инновационный потенциал, представляющий собой способность предприятия генерировать, воспринимать и осваивать новации посредством наилучшего способа сочетания и использования собственных, а также привлеченных ресурсов [4, с. 137]. В соответствии с этим тезисом, от уровня инновационного потенциала предприятия во многом зависит выбор наиболее перспективной стратегии, которую в рамках этого исследования можно определить, как уровень готовности выполнять сформулированные цели в сфере инновационного развития организации. Другими словами, под инновационной стратегией предприятия понимается совокупность действий и методов инновационного менеджмента, который позволит реализовать конкурентные преимущества за счет разработки и внедрения новаций [там же, с. 137].

Изучение научной литературы [3-6 и др.] показало, что можно выделить базовые и дополнительные инновационные стратегии, которые могут быть внедрены при соответсвующем уровне развития предприятия. Мы согласны с мнением, С.А. Соколовой, что на возможность и эффективность осуществления инновационного процесса влияют факторы косвенного (экономическая, правовая, политическая, технологическая, экологическая, рыночная, социальная составляющие) и непосредственного воздействия (факторы прямого воздействия, такие как покупатели, конкуренты, поставщики, кредиторы и др.; внутренние факторы, например, состояние интеллектуальной собственности, инновационной инфраструктуры и инновационной адаптивности) [4, с. 138].

При низком (недостаточном) уровне инновационного потенциала реализация какой-либо инновационной стратегии затруднена. Среднее значение индикатора инновационного потенциала позволяет предприятию более эффективно развиваться в соответствии с одной из стратегий последователя (стратегии копирования, усовершенствования, следования за лидером или зависимости). Высокое значение индикатора инновационного потенциала позволяет реализовывать стратегии технологического или рыночного лидерства. При недостаточном уровне инновационного потенциала менеджерами предприятия разрабатываются и реализуются мероприятия по оптимизации всех необходимых составляющих с целью дальнейшего выбора и реализации наиболее приемлемой стратегии в соответствии с выбранной миссией, целями и задачами развития предприятия).

Как правило, основной функцией инновационного подразделения предприятия является отбор и «проработка» большого количества научно-технических идей для достижения поставленной им инновационной цели. Такое подразделение обеспечивает реализацию таких типов инновационных процессов, как пионерный (предприятие выводит на рынок абсолютно новый, ранее неизвестный и несуществовавший товар или услугу) и догоняющий, который представляется менее опасным, но и менее рентабельным.

Необходимо отметить, что большое значение для инновационной деятельности предприятия имеет направленность и качество инновационной политики, которая отражает его действия в области инновационного предпринимательства. По мнению специалистов, формирование инновационной политики связано с выбором из совокупности различных направлений инновационной деятельности, тех сфер, которые могут быть реализованы предприятием наилучшим образом. На этом этапе происходит формулирование и закрепление инновационных целей. Полагаем, что выработка инновационных целей является одним из этапов на пути к реализации эффективной инновационной деятельности предприятия. Такими целями способны выступить:

– повышение конкурентоспособности и закрепление предприятия на новых рынках посредством совершенствования выпускаемой продукции или создания абсолютно нового продукта;

– экономически обоснованное снижение издержек производства посредством экономии исходного сырья, применения энергосберегающих и других современных технологий.

Для реализации этих целей разрабатывается и впоследствии внедряется инновационная стратегия, которая отражает вектор поиска, обоснования и распространения инноваций, в также пути использования существующих инновационных возможностей предприятия. Общепринято, что выбор стратегии зависит от внешних условий, в то время как ее воплощение в большей степени зависит от деятельности самого предприятия и выполнения определенного количества и качества работ [7]. При этом постановка новых задач требует установления новой системы связей как между уровнями управления, так и между различными подразделениями предприятия. Наряду с этим, для эффективного осуществления инновационных проектов целесообразно формировать специальную структуру, которая будет содействовать устойчивости связей и надежному функционированию инновационной системы в целом. С целью достижения поставленной задачи в инновационной сфере важным представляется следующее:

– определение соответствия действующей организационной структуры принятым к внедрению инновационным проектам;

– проведение необходимых изменений в области распределения прав и ответственности;

– согласование информационных и финансовых потоков [8].

Исходя из вышесказанного, возможно сделать вывод, что успешность инновационного развития и эффективность инновационной деятельности во многом зависит от сформированной системы управления на предприятии и от существующего задела в отношении инновационных технологий и инновационных продуктов.


Библиографический список
  1. Адизес И. Управляя изменениями: как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни. – СПб.: Питер, 2012.
  2. Чуб А. И. Предприятие как специфический объект управления экономикой региона // Социально-экономические проблемы управления: взгляд в будущее: материалы I Всероссийской научно-практической конференции в 2 частях. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2004. – С. 303-305.
  3. Соколова С.А. К вопросу эволюции управления инновациями // Социально-экономические проблемы управления: взгляд в будущее: мат. I Всероссийской научно-практ. конф. в 2 частях. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2004. – С. 239-242.
  4. Соколова С.А. К вопросу о стратегическом управлении инновационным развитием предприятий стройиндустрии // Ежегодная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава и студентов ВолгГАСУ: материалы Ежегодной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и студентов ВолгГАСУ: в 3-х частях. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2008. – С. 137-139.
  5. Беляев М.К. Управление инновационными процессами: монография / М.К. Беляев, О.В. Максимчук, С.А. Соколова. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2007.
  6. Соколова С.А. Оценка возможностей инновационного развития на примере стройиндустрии Волгоградской области // Креативная экономика. 2014. – № 5 (89). – С. 29-39.
  7. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cfin.ru/press/management/2000-3/04.shtml (дата обращения: 13.12.2014).
  8. Попов Ю. Л. Идентификация стратегии: проблемы отнесения принимаемых решений к категории стратегических // Вклад молодого специалиста в развитие строительной отрасли Волгоградской области: материалы XXIV внутривузовской научно-практической конференции. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2012. – С. 229-231.


Все статьи автора «Екатерина Андреева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: