УДК 336.221.4

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Белоусова Светлана Николаевна1, Руденко Иван Романович2
1Юго-Западный государственный университет
2Юго-Западный государственный университет

Аннотация
В данной статье рассматриваются налоговые системы зарубежных стран и РФ. Целью настоящей статьи является обоснование реформирования ряда налоговых ставок в РФ.

Ключевые слова: налоговая система, налоговое законодательство, налогообложение, НДС


A COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES

Belousova Svetlana Nikolaevna1, Rudenko Ivan Romanovich2
1Southwest state University
2Southwest state University

Abstract
This article discusses the tax systems of foreign countries and the Russian Federation. The purpose of this paper is to study a number of reforming the tax rates in the Russian Federation.

Библиографическая ссылка на статью:
Белоусова С.Н., Руденко И.Р. Сравнительный анализ налоговой системы РФ и зарубежных стран // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/09/9736 (дата обращения: 29.09.2017).

Налоговые системы зарубежных стран существенно отличаются друг от друга по основным экономическим показателям, соотношению прямых и косвенных налогов, уровню налоговой культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины, мерам ответственности за нарушение налогового законодательства, источникам налогообложения. Эти особенности налогов в каждой отдельно взятой стране зависят от многих факторов: экономических, политических, демографических, социальных, играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны [1, с. 251].

Налог на добавленную стоимость является наиболее доходным по сравнению с другими, поэтому по своему статусу в унитарных государствах НДС устанавливается как общегосударственный налог, а в федеративных государствах относится к федеральным налогам. В большинстве стран поступления по НДС сразу распределяются по бюджетам разных уровней, в этой связи НДС определяется как регулирующий налог, в отдельных странах НДС поступает в один бюджет, поэтому характеризуется как закрепленный налог [2, с. 22].

В таблице 1 нами проведем сравнительный анализ налоговых ставок по наиболее важным и значимым налогам ряда европейских стран и России, таких как налог на прибыль организаций, подоходный налог, отчисления на социальные нужды.

Таблица 1 – Процентные ставки по наиболее значимым налогам ряда европейских стран и РФ [1]

Виды налогов Германия Великобритания Франция Швеция Дания Россия
Налог на прибыль 25% 33% 34-42% 28% 34% 10; 15; 20%
Налог на доходы физических лиц 0-51% 10,22,45% 0-54% 31% 29,5% 13, 15, 30, 35%
Отчисления на социальные нужды 13% 2; 9; 5,35; 5,25; 6,3% 4,5-13,6% 33% 7% 34%
НДС 7; 16% 15% 19,6; 22; 7; 5,5% 12; 25% 25% 0; 10; 18%

Во Франции ставка налога на прибыль организаций  может варьироваться в пределах 34-42%. Ставка налога на прибыль Великобритании, составляет 33%, в Германии 25%. По сравнению с вышеперечисленными странами в России ставка налога на прибыль организации может составлять 10,15 или 20%.

Налог на доходы физических лиц в России взимается с доходов, полученных резидентами и нерезидентами на территории РФ, и ставка налога может составлять 13, 15, 30 или 35% [3]. В Германии как мы видим, ставки являются прогрессивными и колеблются от 0 до 51%, в Великобритании ставки составляют 10, 22, 45%.

Центральным звеном бюджетной системы Франции выступает НДС, ставки по которому составляют  19,6; 22; 7; 5,5%. Отличительной чертой НДС в Великобритании и Дании является применяемая одна ставка налога, составляющая 15% и 25% соответственно. В Швеции стандартная ставка НДС – 25%. Тогда как ставки НДС в России являются более гибкими и составляют 0, 10, 18%.

Проведенный анализ показал, что в таких странах как Великобритания, Франция и Россия диапазон установленных ставок достаточно широк, в то время как в Швеции и Дании по НДФЛ и налогу на прибыль организаций применяют единые ставки для всех категорий налогоплательщиков.

Основная задача налоговых платежей в любом государстве – это формирование доходов бюджета страны. В таблице 2 нами представлены налоговые доходы государственного бюджета, приходящиеся на одного жителя государства ряда стран Евросоюза и России.

Таблица 2 – Налоговые доходы государственного бюджета ряда стран Евросоюза и РФ, (долл. США на душу населения) [4]

Страны

Налоговые доходы

Темп прироста (%)

2011г.

2012г.

2013г.

2012/2011

2013/2012

2013/2011

Германия

16379

15724

16875

- 4,00

7,32

3,03

Великобритания

13763

13608

13834

-1,13

1,66

0,52

Франция

19412

18618

19731

- 4,09

5,98

1,64

Швеция

25220

24216

25809

- 3,98

6,58

2,34

Дания

28624

27134

29294

-5,21

7,96

2,34

Россия

2316

2465

2484

6,43

0,77

7,25

Рассматривая значения налоговых доходов государственного бюджета России и ряда стран Европы, мы видим, что наибольшие налоговые доходы за 2011-2013гг. были получены в Дании, в 2013г. доход по 29294 долл. США на душу населения, темп прироста 2011-2013гг. обозначился 2,34%. Близка к Дании по анализируемым  показателям Швеция, ее налоговые доходы за 2013г. достигли 25809 (долл. США на душу населения), что на 6,58% больше чем в 2012г. Во Франции в период 2012-2013гг. прирост налоговых доходов был 1,64% и составил 19731 (долл. США на душу населения). В Германии 2012г. был обусловлен спадом налоговых доходов государства на 4% по сравнению с 2011г. Относительно небольшие налоговые доходы поступили в бюджет Великобритании по сравнению со своими союзниками по ЕС и составили в 2013г. 13834 (долл. США на душу населения), что на 0,52% больше чем 2012г. Что же касается Российской Федерации, то налоговые доходы государственного бюджета на протяжении анализируемого периода предельно низкие, так в 2012г. они составили 2465 (долл. США на душу населения), что на 6,43% больше чем в 2011г., при этом в 2013г. прирост был всего на 0,77%, и данный показатель достиг значения 2484 (долл. США на душу населения).

Проведенный нами анализ показал, что наибольшего реформирования на наш взгляд требует налог на доходы физических лиц, так как в России применяется плоская шкала налогообложения физических лиц, тогда, как в большинстве стран применяется прогрессивная шкала, которая больше соответствует принципу справедливости налогообложения, да и величина максимальной ставки подоходного налога в большинстве стран значительно выше, чем в РФ.

Таким образом, налоговые системы ряда европейских стран и России имеют свои особенности, обусловленные факторами, влияющими на их развитие состоянием экономики, традициями общества, национальной психологией. Налоговая система должна базироваться на такой организационной основе, которая позволила бы ей минимизировать издержки  как для страны в целом, так и для конкретного субъекта налогообложения.


Библиографический список
  1. Вестник красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2010 (3) / Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2010. 324с.
  2. Налоговое консультирование: теория и практика: учеб. пособие / Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, Л.В. Афанасьева, Л.В. Рыкунова, А.А. Щелкунова, Л.Н. Хардикова, Н.С. Толмачева, С.Н Белоусова; под ред. Л.В. Севрюковой, Т.Ю. Ткачевой; Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2011г. -  244с.
  3. http://www.nalog.ru – сайт ФНС РФ
  4. http://www.oecd.org/ – сайт организации экономического сотрудничества и развития


Все статьи автора «Руденко Иван Романович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: