ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Анисимова Нина Николаевна
Сочинский Государственный Университет
к.э.н.доцент кафедры Административного управления и региональной экономики

Аннотация
В статье дана оценка существующей инвестиционной политики муниципального образования города –курорта Сочи в постолимпийский период в условиях существующих экономических ограничений, а так же указаны пути решения ряда проблем в данной области органами муниципальной власти.

Ключевые слова: инвестиционная политика, муниципальное образование


FORMATION OF INVESTMENT POLICY OF MUNICIPALITY IN MODERN CONDITIONS

Anisimova Nina Nikolaevna
Sochi State University
associate professor of Administrative management and regional economy

Abstract
In article the assessment of the existing investment policy of municipality of the city – the resort of Sochi during the post-Olympic period in the conditions of the existing economic restrictions is given, and solutions of a number of problems in the field are also specified by bodies of municipal authority.

Библиографическая ссылка на статью:
Анисимова Н.Н. Формирование инвестиционной политики муниципального образования в современных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/08/9545 (дата обращения: 11.03.2024).

Проблемы, перспективы и направления повышения  эффективности муниципальной инвестиционной и технической  политики города-курорта Сочи  имеют как  характерные общие черты, так и специфические особенности. Инвестиции как  инструмент и условие эффективного развития  муниципальной экономики являются очень важным элементом  системы государственного и муниципального управления.

Для анализа и оценки экономического потенциала, инвестиционной политики города по итогам 2013-2014 годов  представим результаты проведенного SWOT-анализа, сильных и слабых сторон, возможностей и угроз  для учета их   при реализации   инвестиционной политики Администрации города-курорта Сочи.

Отметим, что Администрация города-курорта Сочи с целью совершенствования социально-экономического развития и продвижения муниципальных   инвестиционных  проектов, разработала и реализует с 2010 года Стратегию инвестиционного развития муниципального образования город-курорт Сочи до 2020 года.

Суть стратегии заключается  в формирование совокупности законодательных, экономических (финансовых), организационно-управленческих, технологических, информационных  механизмов (отношений) между инвесторами и администрацией города-курорта Сочи и включает:

- цели и задачи  инвестиционной стратегии, целевые индикаторы и  показатели, приоритеты (среднесрочные, долгосрочные, стратегические цели приоритеты;

- механизм реализации стратегии инвестиционного развития (совокупность приемов, методов, способов, инструментов);

- специальные организационные структуры (управление, комиссии, комитеты;

- стратегический и оперативно-тактические планы плана  финансовых мероприятий для достижения целей  социально-экономического развития города-курорта Сочи

- создание благоприятных деловых условий для продвижения и  реализации  инвестиционных проектов, включая все этапы документального обеспечения, оценки доходности и окупаемости, гарантий и условий для инвесторов

- работу с потенциальными и реальными инвесторами в части консолидации взаимовыгодных интересов  инвесторов и муниципального образования и другие.

Самыми важными и в тоже время «узкими» местами или проблемами в системе муниципального управления инвестиционной активностью и технической модернизацией  в муниципальном  управлений в 2013-2014 годах оставались,  прежде всего, традиционные  для экономики  города проблемы многофункциональности города-курорта, которые, так или иначе, приводят к нарастанию различного рода противоречий, например, первая –  моноспециализация, вторая –  недостаточная модернизация инфраструктуры, так,   несмотря на все усилия в области модернизации инфраструктуры в период подготовки к Зимней Олимпиаде и Паралимпийским играм Сочи 2014, она все-таки не рассчитана на  поддержание малого и среднего бизнеса в силу:

а)ограниченности свободных и пригодных для бизнеса земельных участков, зданий и сооружений для складов(горный рельеф), сложность и дороговизна строительства инфраструктурных объектов, обусловленная  рельефом и т.д.;

б) в силу ресурсных ограничений возможности кредитных, к муниципальному заказу, подключения к электроснабжению, водоснабжению, канализованию и другим инженерным коммуникациям из-за высокой  их изношенности, например в необходимом объеме отсутствие современных мощностей по переработке отходов и другие;

в)    кадровых и административных проблем и других.

Все это в совокупности снижает  качество  деловой среды для бизнеса и окружающей среды обитания целом.

Кроме того, отметим также, что для  развития  города-курорта Сочи, в целом  характерна  неудовлетворительная структурная политика,  как в экономике, так и в социальной сфере.

Представляется, что главным образом, это связано с системой муниципального управления и качеством муниципального менеджмента в городе-курорте Сочи в целом, имеется в виду «психология назначенцев», которые, часто меняются, решают  проблемы, но с оглядкой на  краевую администрации.

По мнению, некоторых ученых, спонтанность больших инвестиционных проектов (даже при подготовке и проведению Олимпийских и Паралимпийских Игр Сочи 2014) характеризовалась слабой  экологической составляющей.

Проблемы и перспективы совершенствования инвестиционной и технической политики в системе муниципального управления города-курорта Сочи можно весьма условно сгруппировать в следующих направлениях – в законодательном, финансовом, социальном, организационно-управленческом, технологическом, информационном, кадровом и других аспектах.

Таблица1– Проблемы и перспективы совершенствования инвестиционной и технической политики в системе муниципального управления города-курорта Сочи.

                     Проблемы и направления их решения
                   Проблемы законодательного характера

Для превращение комплекса двух кластеров Красной поляны и Имеретинской бухты (а также рекреационных комплексов Лазаревского, Хостинского,,Адлерского и Центрального районов г. Сочи) в ведущую бюджетообразующую отрасль города Сочи, формирующую до 40% доходной части краевого бюджета и  бюджета города Сочи, а также для формирование мультипликативной модели отраслевой структуры, и обеспечения темпа прироста валового продукта города Сочи на уровне не ниже +1%  в инвестиционной политике реально необходимы:

- меры законодательного характера по приданию городу-курорту Сочи статуса свободной экономической зоны;

- меры законодательного характера по создания налоговых льгот для предприятий рекреационного характера Красной поляны на 5-10-15 лет;

- меры законодательного характера по развитию игорной зоны в Имеретинской бухте и Красной поляне с использованием зарубежного опыта «город в городе» Монте-Карло;

                          Проблемы экономического (финансового) характера

С целью придания импульса технической модернизации основных производственных фондов предприятий г. Сочи в инвестиционной и технической  политике необходимо:

  – ускорить  реализацию  проекта выпусков акций предприятиями Сочи с  увеличением доли в общем объеме по краю до 15% к 2020 году.

-  активизировать по согласованию с МФ РФ   выпуск  муниципальных облигаций объемом эмиссии 1млрд. руб. сроком на 3 года под 11% годовых.

- необходимы меры по достижению договоренностей с кредитными организациями по кредитованию финансово устойчивых предприятий  малого бизнеса под гарантии Администрации г.Сочи;

- необходимы меры по созданию фонда разовой  финансовой поддержки в виде целевого трансферта на льготных условиях;

                               Проблемы организационно-управленческого характера

Для партнерства Администрации г.Сочи, бизнес-структур, населения, информационной открытости, контроля, координации и корректировки, стимулирования, реализации инвестиционных проектов, проектов технической модернизации, распределения ресурсов, в инвестиционной и технической политике необходимо:

- создание специального бюджетного органа управления (комиссии, рабочей группы, совета) по мониторингу, координации и ресурсной поддержке тех или иных кластеров при реализации инвестиционных проектов, для чего использовать средства специально созданного резервного фонда;

- том числе создание в Сочи структуры анонсированного до Олимпиады Автономного Управления «Sochi To You» («Сочи для Вас»)с участием коммерческих структур

              Проблемы технологического и материально-технического  характера

С целью активизации процессов в инвестиционной и технической  политике г. Сочи для создания и развитие инфраструктуры для въездного иностранного туризма как стратегической отрасли, дающей сравнительно быстрый эффект для приращения ВВП: обеспечение 10% прироста иностранных туристов и превращение Сочинского побережья в конкурентоспособный туристско-рекреационный центр Азово-Черноморского  региона в сфере технологий и сфере материально-технического состояния в инвестиционной и технической политике необходимо:

- увеличение  бюджетного финансирования для создание центра обучения,   сертификации не только олимпийского, но и в целом  гостеприимства; создание учебно-тренинговой базы, обеспечение проведения конкурса «самый гостеприимный и профессиональный»

- активизировать и стимулировать  техническую модернизации. рекреационных организаций (в качестве бонуса бесплатная реклама) в СМИ со стороны администрации г. Сочи

Проблемы информационного характера в инвестиционной и технической  политике
- создание сайта по реализации инвестиционной и технической  политике

Представляется, что наиболее приоритетной среди них является все-таки организационно-управленческая, поскольку именно управление задает алгоритм решения всех остальных аспектов в рамках реализации и трансформации  существующей инвестиционной стратегии, ее механизма, инструментов, оптимизации, параметров, индикаторов и целевых показателей и других параметров для достижения поставленных целей и решения  поставленных в Стратегии задач.

Рассмотрим целевые индикаторы реализации бюджетной инвестиционной политики в социально-экономическом  развитии города-курорта Сочи, которые  отражают установленные до 2020 года количественные критерии.

Ключевым целевым  индикатором инвестиционной политики является  фактическое освоение запланированных инвестиционных ресурсов. В целом, реализацию инвестиционной политики через бюджетные каналы 2013 – 2014 годах характеризуется, как достаточно интенсивная и эффективная.

Так, например, общее финансирование мероприятий в области природопользования, охраны окружающей среды, экологии согласно инвестиционной стратегии составит до 2030 года около 4 млрд. руб., освоено 28,7%. Общий объем средств, выделяемых на сферу «Здравоохранение»  составляет более 13 млрд. руб. Из них 85,5% предназначены для строительства и реконструкции объектов здравоохранения. К началу 2015 года освоены 85%.

В сферу «Образование» до 2016 года в различных программах развития города заложены средства общей суммой более 2 млрд. руб. На развитие физической культуры и спорта в период до 2016 года планируется потратить около 5, 8 млрд. руб., на 01.01. 2015 года освоено 78,5% На создание городского информационного ресурса по трудоустройству в период с 2010 по 2014 годы было выделено  почти 16 млн.руб., освоены на 100%. Более 7,5 млрд. руб. было выделено на развитие культурной сферы города-курорта, освоены 37,75%.

Общее финансирование мероприятий в области курортного дела и туризма по плану   760 млн. руб., освоено 26,33%. В месте с тем,  в постолимпийский период, муниципальный  бюджет становится  дефицитным, в силу причин, обозначенных в разделе 2.1.  Сочи, не является исключением в смысле дефицита муниципального бюджета в постолимпийский период.  Практически все города, принимавшие Олимпийские  игры, приходили именно к такому состоянию   муниципального бюджета после проведения Игр.

Дефицит муниципального бюджета при  реализации инвестиционной политики в целом, а также технической политики, мог бы быть преодолен  за счет  эмиссии акций муниципального облигационного займа города-курорта Сочи. Это, как известно, самый быстрый способ аккумуляции средств, в том числе и для целей инвестиционного характера, в том числе и покрытия дефицита. Именно так сделали  организаторы летней Пекинской Олимпиады. Но тогда это  было обусловлено  трагедией землетрясения в  одной из провинций.

Сейчас тоже форсмажорные обстоятельства – кризис, санкции.  Тем более, что проект такой эмиссии у Администрации города-курорта Сочи имеется, генеральный агент выпуска – муниципальное унитарное предприятие «Инвестиционное агентство города –  курорта Сочи».

Да и срок   погашения проектного облигационного займа  всего три года. Правда, при разработке этого проекта в 2009 году никто не предполагал  мировой экономический  кризис и экономические санкции. Тем, не менее, при доработке, этот проект можно было бы реализовать. Номинал акций  в 2009 году определялся в 1000 руб.,  первоначально предполагалось в первом  выпуске  продать 1 млн. штук облигаций, а в целом  объем эмиссии планировался в 1 млрд.руб.

Отметим, что, и расчетная  доходность к погашению составляла  в 2009 году от 6 до 10 %, при ставке купонного дохода от 7,5 % номинала. Первое погашение планировалось к концу 2013 года. Не вдаваясь в финансово-технические подробности отметим, что проект так и не был реализован по причине того, что Сочи в 2007 году был избран  в качестве столицы проведения  Зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр  Сочи 2014.

Именно тогда  агентство Standard&Poor`s  присвоило  Сочи международный кредитный рейтинг (В+, прогноз стабильный) и национальный кредитный рейтинг (ruА+, прогноз стабильный.

Представляется, что наиболее  перспективными направлениями  совершенствования инвестиционной и технической ( инновационной) политики  в муниципальной системе управления города-курорта Сочи должны стать:

1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения инвестиционной и технической политики в системе муниципального управления.

2. Совершенствование существующих механизмов  стимулирования инвестиционной и технической политики прежде всего на уровне малого и среднего бизнеса  а) на уровне системы институциональных преобразований (приватизация, демонополизация); б) на уровне налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита4 в) на уровне бонусов за активизацию тех или иных  элементов инвестиционной   (или) технической политике на уровне предприятий и организаций в экономике города-курорта Сочи;

3.  Создание системы комплексной поддержки инвестиционной и технической политики – развития производства, повышения конкурентоспособности, в условиях экономических санкций, например;  производства товаров импортозамещения в городской экономике, в городе-курорте Сочи, например, в сельских округах города Сочи  это  производство овощей, фруктов, ягод, цветов  и других, оказание муниципальной поддержки на начальном этапе деятельности.

4. В процессе активизации инвестиционной и технической (инновационной) деятельности это также  учет взаимных  интересов  не только органов муниципального   управления, финансово-кредитных учреждений, но и коммерческих структур, общественных организаций, природоохранных организаций и других, как на муниципальном, так и   региональном уровнях,   государственном уровне;

5.  Совершенствование  инфраструктуры инвестиционного процесса, процессов модернизации  производственных фондов предприятий и организаций  в отраслях города-курорта Сочи: а) систему информационного обеспечения; б) систему экспертизы, сертификации и мотивации технического переоснащения, мотивации для конкуренции; в) производственно-технологическую поддержку; г) систему подготовки и переподготовки кадров и  их мотивацию.

6.  Стимулирование развития, формирования благоприятных условий для малого инновационно-технического бизнеса;

7.  Совершенствование конкурсной системы отбора инвестиционных проектов и программ перспективных видов производства товаров, работ, услуг и их стимулировании (усиление притока частных инвестиций), относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке Администрации города-курорта Сочи  позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.

8.  Реализация технической модернизации,   приоритетных направлений, выбор технологий, которые оказывают влияние на повышение эффективности производства, рост производительности труда и конкурентоспособность продукции в отраслях муниципальной экономики.

9.  Создание такого уровня и объема   рыночной инфраструктуры, которые способствовали бы активизации инвестиционной деятельности и  технической модернизации производства.

Таким образом, проблемы и перспективы совершенствования инвестиционной и технической политики в системе муниципального управления города-курорта Сочи можно весьма условно сгруппировать в следующих направлениях – в законодательном, финансовом, социальном, организационно-управленческом, технологическом, информационном, кадровом и других аспектах. Перспективными направлениями совершенствования инвестиционной и технической политики в городе-курорте Сочи являются: нормативно – правовое регулирование; координация и контроль; селективная поддержка и другие.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации.// Информационно-правовой портал «Гарант»
  2. Постановление администрации города Сочи «О внедрении механизма взаимодействия с инвесторами по принципу «Одного окна» // Официальный сайт Адмиистрации города-курорта Сочи
  3. Постановление администрации города Сочи  от 2013 года «Об упрощенном порядке подготовки земельно-правовой документации и согласования инвестиционных проектов в городе Сочи»; // Официальный сайт Адмиистрации города-курорта Сочи // Информационно-правовой портал «Гарант»
  4. Решение Городского Собрания Сочи от 11.12.2013 № 187 «О бюджете города Сочи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» // Официальный сайт Адмиистрации города-курорта Сочи
  5. Алтухова С.А. Инвестиции и инвестиционная   деятельность: Учебное пособие для бакалавров – Воронеж: Издательство ВГУ, 2014г. – 280 с.
  6. Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник для студентов вузов. – СПб. –Питер, 2014. – 610 с


Все статьи автора «Анисимова Нина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: