Проблемы, перспективы и направления повышения эффективности муниципальной инвестиционной и технической политики города-курорта Сочи имеют как характерные общие черты, так и специфические особенности. Инвестиции как инструмент и условие эффективного развития муниципальной экономики являются очень важным элементом системы государственного и муниципального управления.
Для анализа и оценки экономического потенциала, инвестиционной политики города по итогам 2013-2014 годов представим результаты проведенного SWOT-анализа, сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для учета их при реализации инвестиционной политики Администрации города-курорта Сочи.
Отметим, что Администрация города-курорта Сочи с целью совершенствования социально-экономического развития и продвижения муниципальных инвестиционных проектов, разработала и реализует с 2010 года Стратегию инвестиционного развития муниципального образования город-курорт Сочи до 2020 года.
Суть стратегии заключается в формирование совокупности законодательных, экономических (финансовых), организационно-управленческих, технологических, информационных механизмов (отношений) между инвесторами и администрацией города-курорта Сочи и включает:
- цели и задачи инвестиционной стратегии, целевые индикаторы и показатели, приоритеты (среднесрочные, долгосрочные, стратегические цели приоритеты;
- механизм реализации стратегии инвестиционного развития (совокупность приемов, методов, способов, инструментов);
- специальные организационные структуры (управление, комиссии, комитеты;
- стратегический и оперативно-тактические планы плана финансовых мероприятий для достижения целей социально-экономического развития города-курорта Сочи
- создание благоприятных деловых условий для продвижения и реализации инвестиционных проектов, включая все этапы документального обеспечения, оценки доходности и окупаемости, гарантий и условий для инвесторов
- работу с потенциальными и реальными инвесторами в части консолидации взаимовыгодных интересов инвесторов и муниципального образования и другие.
Самыми важными и в тоже время «узкими» местами или проблемами в системе муниципального управления инвестиционной активностью и технической модернизацией в муниципальном управлений в 2013-2014 годах оставались, прежде всего, традиционные для экономики города проблемы многофункциональности города-курорта, которые, так или иначе, приводят к нарастанию различного рода противоречий, например, первая – моноспециализация, вторая – недостаточная модернизация инфраструктуры, так, несмотря на все усилия в области модернизации инфраструктуры в период подготовки к Зимней Олимпиаде и Паралимпийским играм Сочи 2014, она все-таки не рассчитана на поддержание малого и среднего бизнеса в силу:
а)ограниченности свободных и пригодных для бизнеса земельных участков, зданий и сооружений для складов(горный рельеф), сложность и дороговизна строительства инфраструктурных объектов, обусловленная рельефом и т.д.;
б) в силу ресурсных ограничений возможности кредитных, к муниципальному заказу, подключения к электроснабжению, водоснабжению, канализованию и другим инженерным коммуникациям из-за высокой их изношенности, например в необходимом объеме отсутствие современных мощностей по переработке отходов и другие;
в) кадровых и административных проблем и других.
Все это в совокупности снижает качество деловой среды для бизнеса и окружающей среды обитания целом.
Кроме того, отметим также, что для развития города-курорта Сочи, в целом характерна неудовлетворительная структурная политика, как в экономике, так и в социальной сфере.
Представляется, что главным образом, это связано с системой муниципального управления и качеством муниципального менеджмента в городе-курорте Сочи в целом, имеется в виду «психология назначенцев», которые, часто меняются, решают проблемы, но с оглядкой на краевую администрации.
По мнению, некоторых ученых, спонтанность больших инвестиционных проектов (даже при подготовке и проведению Олимпийских и Паралимпийских Игр Сочи 2014) характеризовалась слабой экологической составляющей.
Проблемы и перспективы совершенствования инвестиционной и технической политики в системе муниципального управления города-курорта Сочи можно весьма условно сгруппировать в следующих направлениях – в законодательном, финансовом, социальном, организационно-управленческом, технологическом, информационном, кадровом и других аспектах.
Таблица1– Проблемы и перспективы совершенствования инвестиционной и технической политики в системе муниципального управления города-курорта Сочи.
Проблемы и направления их решения |
Проблемы законодательного характера
Для превращение комплекса двух кластеров Красной поляны и Имеретинской бухты (а также рекреационных комплексов Лазаревского, Хостинского,,Адлерского и Центрального районов г. Сочи) в ведущую бюджетообразующую отрасль города Сочи, формирующую до 40% доходной части краевого бюджета и бюджета города Сочи, а также для формирование мультипликативной модели отраслевой структуры, и обеспечения темпа прироста валового продукта города Сочи на уровне не ниже +1% в инвестиционной политике реально необходимы: |
- меры законодательного характера по приданию городу-курорту Сочи статуса свободной экономической зоны;
- меры законодательного характера по создания налоговых льгот для предприятий рекреационного характера Красной поляны на 5-10-15 лет; - меры законодательного характера по развитию игорной зоны в Имеретинской бухте и Красной поляне с использованием зарубежного опыта «город в городе» Монте-Карло; |
Проблемы экономического (финансового) характера
С целью придания импульса технической модернизации основных производственных фондов предприятий г. Сочи в инвестиционной и технической политике необходимо: |
– ускорить реализацию проекта выпусков акций предприятиями Сочи с увеличением доли в общем объеме по краю до 15% к 2020 году.
- активизировать по согласованию с МФ РФ выпуск муниципальных облигаций объемом эмиссии 1млрд. руб. сроком на 3 года под 11% годовых. - необходимы меры по достижению договоренностей с кредитными организациями по кредитованию финансово устойчивых предприятий малого бизнеса под гарантии Администрации г.Сочи; - необходимы меры по созданию фонда разовой финансовой поддержки в виде целевого трансферта на льготных условиях; |
Проблемы организационно-управленческого характера
Для партнерства Администрации г.Сочи, бизнес-структур, населения, информационной открытости, контроля, координации и корректировки, стимулирования, реализации инвестиционных проектов, проектов технической модернизации, распределения ресурсов, в инвестиционной и технической политике необходимо: |
- создание специального бюджетного органа управления (комиссии, рабочей группы, совета) по мониторингу, координации и ресурсной поддержке тех или иных кластеров при реализации инвестиционных проектов, для чего использовать средства специально созданного резервного фонда;
- том числе создание в Сочи структуры анонсированного до Олимпиады Автономного Управления «Sochi To You» («Сочи для Вас»)с участием коммерческих структур |
Проблемы технологического и материально-технического характера
С целью активизации процессов в инвестиционной и технической политике г. Сочи для создания и развитие инфраструктуры для въездного иностранного туризма как стратегической отрасли, дающей сравнительно быстрый эффект для приращения ВВП: обеспечение 10% прироста иностранных туристов и превращение Сочинского побережья в конкурентоспособный туристско-рекреационный центр Азово-Черноморского региона в сфере технологий и сфере материально-технического состояния в инвестиционной и технической политике необходимо: |
- увеличение бюджетного финансирования для создание центра обучения, сертификации не только олимпийского, но и в целом гостеприимства; создание учебно-тренинговой базы, обеспечение проведения конкурса «самый гостеприимный и профессиональный»
- активизировать и стимулировать техническую модернизации. рекреационных организаций (в качестве бонуса бесплатная реклама) в СМИ со стороны администрации г. Сочи |
Проблемы информационного характера в инвестиционной и технической политике |
- создание сайта по реализации инвестиционной и технической политике |
Представляется, что наиболее приоритетной среди них является все-таки организационно-управленческая, поскольку именно управление задает алгоритм решения всех остальных аспектов в рамках реализации и трансформации существующей инвестиционной стратегии, ее механизма, инструментов, оптимизации, параметров, индикаторов и целевых показателей и других параметров для достижения поставленных целей и решения поставленных в Стратегии задач.
Рассмотрим целевые индикаторы реализации бюджетной инвестиционной политики в социально-экономическом развитии города-курорта Сочи, которые отражают установленные до 2020 года количественные критерии.
Ключевым целевым индикатором инвестиционной политики является фактическое освоение запланированных инвестиционных ресурсов. В целом, реализацию инвестиционной политики через бюджетные каналы 2013 – 2014 годах характеризуется, как достаточно интенсивная и эффективная.
Так, например, общее финансирование мероприятий в области природопользования, охраны окружающей среды, экологии согласно инвестиционной стратегии составит до 2030 года около 4 млрд. руб., освоено 28,7%. Общий объем средств, выделяемых на сферу «Здравоохранение» составляет более 13 млрд. руб. Из них 85,5% предназначены для строительства и реконструкции объектов здравоохранения. К началу 2015 года освоены 85%.
В сферу «Образование» до 2016 года в различных программах развития города заложены средства общей суммой более 2 млрд. руб. На развитие физической культуры и спорта в период до 2016 года планируется потратить около 5, 8 млрд. руб., на 01.01. 2015 года освоено 78,5% На создание городского информационного ресурса по трудоустройству в период с 2010 по 2014 годы было выделено почти 16 млн.руб., освоены на 100%. Более 7,5 млрд. руб. было выделено на развитие культурной сферы города-курорта, освоены 37,75%.
Общее финансирование мероприятий в области курортного дела и туризма по плану 760 млн. руб., освоено 26,33%. В месте с тем, в постолимпийский период, муниципальный бюджет становится дефицитным, в силу причин, обозначенных в разделе 2.1. Сочи, не является исключением в смысле дефицита муниципального бюджета в постолимпийский период. Практически все города, принимавшие Олимпийские игры, приходили именно к такому состоянию муниципального бюджета после проведения Игр.
Дефицит муниципального бюджета при реализации инвестиционной политики в целом, а также технической политики, мог бы быть преодолен за счет эмиссии акций муниципального облигационного займа города-курорта Сочи. Это, как известно, самый быстрый способ аккумуляции средств, в том числе и для целей инвестиционного характера, в том числе и покрытия дефицита. Именно так сделали организаторы летней Пекинской Олимпиады. Но тогда это было обусловлено трагедией землетрясения в одной из провинций.
Сейчас тоже форсмажорные обстоятельства – кризис, санкции. Тем более, что проект такой эмиссии у Администрации города-курорта Сочи имеется, генеральный агент выпуска – муниципальное унитарное предприятие «Инвестиционное агентство города – курорта Сочи».
Да и срок погашения проектного облигационного займа всего три года. Правда, при разработке этого проекта в 2009 году никто не предполагал мировой экономический кризис и экономические санкции. Тем, не менее, при доработке, этот проект можно было бы реализовать. Номинал акций в 2009 году определялся в 1000 руб., первоначально предполагалось в первом выпуске продать 1 млн. штук облигаций, а в целом объем эмиссии планировался в 1 млрд.руб.
Отметим, что, и расчетная доходность к погашению составляла в 2009 году от 6 до 10 %, при ставке купонного дохода от 7,5 % номинала. Первое погашение планировалось к концу 2013 года. Не вдаваясь в финансово-технические подробности отметим, что проект так и не был реализован по причине того, что Сочи в 2007 году был избран в качестве столицы проведения Зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр Сочи 2014.
Именно тогда агентство Standard&Poor`s присвоило Сочи международный кредитный рейтинг (В+, прогноз стабильный) и национальный кредитный рейтинг (ruА+, прогноз стабильный.
Представляется, что наиболее перспективными направлениями совершенствования инвестиционной и технической ( инновационной) политики в муниципальной системе управления города-курорта Сочи должны стать:
1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения инвестиционной и технической политики в системе муниципального управления.
2. Совершенствование существующих механизмов стимулирования инвестиционной и технической политики прежде всего на уровне малого и среднего бизнеса а) на уровне системы институциональных преобразований (приватизация, демонополизация); б) на уровне налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита4 в) на уровне бонусов за активизацию тех или иных элементов инвестиционной (или) технической политике на уровне предприятий и организаций в экономике города-курорта Сочи;
3. Создание системы комплексной поддержки инвестиционной и технической политики – развития производства, повышения конкурентоспособности, в условиях экономических санкций, например; производства товаров импортозамещения в городской экономике, в городе-курорте Сочи, например, в сельских округах города Сочи это производство овощей, фруктов, ягод, цветов и других, оказание муниципальной поддержки на начальном этапе деятельности.
4. В процессе активизации инвестиционной и технической (инновационной) деятельности это также учет взаимных интересов не только органов муниципального управления, финансово-кредитных учреждений, но и коммерческих структур, общественных организаций, природоохранных организаций и других, как на муниципальном, так и региональном уровнях, государственном уровне;
5. Совершенствование инфраструктуры инвестиционного процесса, процессов модернизации производственных фондов предприятий и организаций в отраслях города-курорта Сочи: а) систему информационного обеспечения; б) систему экспертизы, сертификации и мотивации технического переоснащения, мотивации для конкуренции; в) производственно-технологическую поддержку; г) систему подготовки и переподготовки кадров и их мотивацию.
6. Стимулирование развития, формирования благоприятных условий для малого инновационно-технического бизнеса;
7. Совершенствование конкурсной системы отбора инвестиционных проектов и программ перспективных видов производства товаров, работ, услуг и их стимулировании (усиление притока частных инвестиций), относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке Администрации города-курорта Сочи позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.
8. Реализация технической модернизации, приоритетных направлений, выбор технологий, которые оказывают влияние на повышение эффективности производства, рост производительности труда и конкурентоспособность продукции в отраслях муниципальной экономики.
9. Создание такого уровня и объема рыночной инфраструктуры, которые способствовали бы активизации инвестиционной деятельности и технической модернизации производства.
Таким образом, проблемы и перспективы совершенствования инвестиционной и технической политики в системе муниципального управления города-курорта Сочи можно весьма условно сгруппировать в следующих направлениях – в законодательном, финансовом, социальном, организационно-управленческом, технологическом, информационном, кадровом и других аспектах. Перспективными направлениями совершенствования инвестиционной и технической политики в городе-курорте Сочи являются: нормативно – правовое регулирование; координация и контроль; селективная поддержка и другие.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации.// Информационно-правовой портал «Гарант»
- Постановление администрации города Сочи «О внедрении механизма взаимодействия с инвесторами по принципу «Одного окна» // Официальный сайт Адмиистрации города-курорта Сочи
- Постановление администрации города Сочи от 2013 года «Об упрощенном порядке подготовки земельно-правовой документации и согласования инвестиционных проектов в городе Сочи»; // Официальный сайт Адмиистрации города-курорта Сочи // Информационно-правовой портал «Гарант»
- Решение Городского Собрания Сочи от 11.12.2013 № 187 «О бюджете города Сочи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» // Официальный сайт Адмиистрации города-курорта Сочи
- Алтухова С.А. Инвестиции и инвестиционная деятельность: Учебное пособие для бакалавров – Воронеж: Издательство ВГУ, 2014г. – 280 с.
- Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник для студентов вузов. – СПб. –Питер, 2014. – 610 с