УДК 33

УГРОЗА ОТКЛЮЧЕНИЯ БАНКОВ РОССИИ ОТ СЕТИ SWIFT

Лукоянов Вадим Александрович
Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ, Западный Филиал

Аннотация
В данной статье описываются возможность и последствия отключения банков России от Сообщества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций для экономики РФ. А так же возможность создания своей национальной платёжной системы для РФ.

Ключевые слова: новая национальная платёжная система., отключение РФ от системы SWIFT


THE THREAT OF DISABLING RUSSIAN BANKS FROM THE SWIFT NETWORK

Lukoianov Vadim Aleksandrovich
The Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, West Branch

Abstract
This article describes the possibility and consequences of disabling Russian banks from the society for worldwide interbank financial telecommunications for the Russian economy. As well as the possibility of creating a national payment system for the Russian Federation.

Keywords: SWIFT


Библиографическая ссылка на статью:
Лукоянов В.А. Угроза отключения банков России от сети SWIFT // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/08/9510 (дата обращения: 30.09.2017).

Резолюция об отключении России от Сообщества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT) была одобрена Европарламентом в сентябре 2014-го года. Инициатором идеи еще в августе выступила Великобритания. Соединённое королевство не ввозит российский газ, поэтому исполнение данной инициативы не коснулось бы Британии, чего нельзя заявить о других странах ЕС, поддержавших положение. Отключение от СВИФТ станет возможным в случае обострения конфликта в Украине.

Угроза исключения из системы стала очень эффективным рычагом давления на крупный капитал, который на западе давно пытаются применить в противостоянии с Россией. Решение Европарламента является лишь предложением Совету Европы, который тоже не вправе решать подобные вопросы, так как СВИФТ – формально независимая от Евросоюза и США компания. Она уже сообщила, что эта рекомендация причиняет ей большой вред её репутации и нарушает права компании, так как сама организация остается крупнейшим и независимым поставщиком финансовых услуг и не обязана исполнять резолюции.

Однако выглядит это парадоксально, учитывая, что банки Ирана были отключены от SWIFT согласно с санкциями ЕС в 2012 году. Вслед за ЕC американские политики также предложили отключить банки России, что приведёт к тяжелым последствиям для экономического положения РФ.

Иран из-за отключения от системы SWIFT столкнулся с большими проблемами. Эффективность данного наказания превзошла даже санкции, так как около 90 % прибыли Ирана за нефть попадало в страну через систему SWIFT. Тогда он применял два механизма обхода. Во-первых, перешел фактически на бартерные сделки: к примеру, импортер иранской нефти Турция увеличила в 37 раз ввоз золота в Иран. Во-вторых, задействовал для операций банки Турции, ОАЭ и других государств (не исключена и причастность банков России).

Правда вместо быстрых взаиморасчетов Иран мог оперировать расчетами через валютные счета в иностранных банках, которые оказались и медленнее, и более дорогостоящими. Хотя в краткосрочном периоде Иран потерпел поражение, в целом он продолжил выполнять сделки, но уже не в рамках долларовой системы, что привело к беспокойству в среде западных специалистов, которые заговорили о том, что эти решения подрывают доллар как первичное средство платежей в интернациональной торговле.

Однако отключить Иран с 15-ью кредитными организациями, входящими в SWIFT, это одно, а повторить это в отношении РФ с 602 кредитными организациями – это совершенно другое. Но все же отключение от СВИФТ банков, в отношении которых введены санкции, исключать нельзя («Сбербанк», «Банк Москвы», «Газпромбанк», «Россельхозбанк», «Внешэкономбанк», ВТБ). Но и в случае точечного отключения угроза того, что банковская система РФ окажется нейтрализованной, значительные.

Зарубежный банк может не позволить российскому рассчитываться через корсчет, опасаясь наказаний за недостаточную внимательность в схемах обхода санкций. Такое неприятное стечение обстоятельств приведет к трудностям в международных расчетах, сократится скорость движения финансов в экономике (с 2 часов до нескольких дней может составить передача информации о денежном платеже), что ухудшит состояние ликвидности. Результатом может стать сокращение ВВП на несколько процентов.

Российской Федерации следует перевести все внутренние межбанковские расчеты страны на свою собственную систему. Такие попытки уже были. В 2010 году Банк России запустил альтернативу SWIFT – систему ED501, которая сейчас применяется только для обмена сообщениями с Центральным Банком РФ. ЦБ также изучает опыт Индии в этой сфере.

В настоящее время полноценной замены SWIFT на мировой арене не существует. И хотя существует альтернатива в виде Телекса, но заменить SWIFT сохранив качество он не сможет (в частности, увеличится время передачи сообщений и стоимость).

Из-за экономической блокады Крыма  и опасности отключения банков РФ от системы СВИФТ с конца декабря 2014 года Центральный Банк РФ стал оказывать услуги аналогичные СВИФТ банкам страны. Новая система банковских переводов функционирует на российской платформе CyberFT, она будет доступна для всех стран ЕАЭС.

В данный момент в РФ  есть свои платёжные системы, но их доля на рынке крайне мала, например, есть система Union Card, основанная в 1993 году, в составе которой около 300 финансовых организаций, «Золотая Корона», связывающая более 500 банков в России и СНГ и система «ПРО100» Сбербанка. Однако в функционирующей на данный момент системе отсутствует карточный блок, единый расчётный центр, единый клиринговый центр и жесткий закон, обязывающий кредитные организации выпускать карты НПС.

Для создания российской системы платёжных карт будут применяться технологии  как «Универсальной электронной карты», так и системы «Золотая корона». Для этого будет проведена оценка «Золотой короны» и «УЭК» как платформы для новой карты. Рабочая группа должна определить уровень готовности систем и, если потребуется, примет решение о покупке у них технологий для использования в дальнейшем.

На создание новой платежной системы потребуется около полугода. Это время уйдет на создание расчетно-клирингового центра для проведения операций с пластиковыми картами внутри России. К тому же, банки России собираются создать межхостовые соединения , которые защитят от внешних рисков расчеты по картам международных систем внутри России.

С помощью новой платежной системы выезжающие за границу смогут обменивать на зарубежную валюту рубли, а не купленную заранее иностранную валюту.

К сожалению, если создать национальную платёжную систему на основе Универсальной электронной карты (УЭК), то это может привести к проблемам в дальнейшем. УЭК использует в своих картах программное обеспечение, обладателем интеллектуальных прав на которые является MasterСard. Если будут выдвинуты новые санкции со стороны США, то даже наличия лицензионного соглашения будет недостаточно.

Это относится и к системе «Про100», которое тоже имеет программное обеспечение MasterСard, которое также в любое время могут отключить.


Библиографический список
  1. Миронова Т.К.,Национальная платежная система. Структура, технологии, регулирование. Международный опыт, российская практика, 2013
  2. Россия и мир: 2014. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. Рук, проекта: А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. М., ИМЭМО РАН, 2013
  3. Мантусов В.Б.,Мировая экономика и международные экономические отношения, 2015.


Все статьи автора «Лукоянов Вадим»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: