УДК 33

АНАЛИЗ ТИПОВ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Мельник Диана Александровна1, Ханина Анна Владимировна2
1Южный Федеральный университет, студент кафедры экономики предприятия
2Южный Федеральный университет, ассистент кафедры инноватики и экономического проектирования

Аннотация
В данной статье проводится анализ типов и групп инновационных стратегий с целью определения особенностей развития предприятий, использующих в своем развитии инновации. Проанализированы методы и модели оценки инновационной стратегии.

Ключевые слова: инновации, инновационная стратегия, инновационный потенциал


THE TYPES OF INNOVATIVE STRATEGIES ANALYSIS IN MODERN CONDITIONS OF ECONOMY DEVELOPMENT

Melnik Diana Aleksandrovna1, Khanina Anna Vladimirovna2
1Southern Federal University, student of enterprise economy department
2Southern Federal University, assistant of innovatics and economic projection department

Abstract
This paper analyses the types and groups of innovation strategies in order to determine the peculiarities of the development of enterprises using the innovations. The methods and models of innovation strategy evaluation are also considered.

Keywords: innovation potential, innovation strategy, innovations


Библиографическая ссылка на статью:
Мельник Д.А., Ханина А.В. Анализ типов инновационных стратегий в современных условиях развития экономики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/07/9437 (дата обращения: 28.09.2017).

“Стратегия — сложное и потенциально мощное орудие,

при помощи которого современное предприятие

 в состоянии противостоять меняющимся условиям.

Но использование и внедрение этого непростого орудия

обходятся недешево. Однако мы располагаем убедительными

доказательствами того, что оно окупается с лихвой”.

И. Ансофф

В настоящее время, ничто не стоит на месте.  Сегодня активным элементом всех сфер деятельности общества  являются инновации.  Сегодняшний мир мы не можем представить как без уже осуществившихся и ставших привычными инноваций, так и без предстоящих, которые поспособствуют дальнейшей эволюции. Многие ученые утверждают, что инновации превратились в движущую силу социального и экономического развития. Инновационная деятельность вывела мировое сообщество к более высокой ступени развития.

Родоначальником инновационной теории считают Йозефа Шумпетера. Он рассматривал «новые комбинации» как орудие предпринимательской деятельности для получения прибыли.

В отечественной науке в изучении инноваций большой вклад внес Кондратьев Н.Д., обосновав теорию больших циклов длительностью 50-60 лет. Переход к следующему циклу, он связывал с техническим прогрессом.  Важнейшую роль в трансформациях экономической жизни Кондратьев Н.Д. отводил общества научно-техническим новациям.

Для эффективного управления инновациями необходимо ясно понимать значение и смысл термина «инновация».

Термин «инновация» в мировых экономических трудах рассматривается как переход научно-технического прогресса от потенциального к реальному, материализующийся в новых технологиях и продуктах.

Известно, что основным критерием измерения инноваций является инновационный потенциал. Инновационный потенциал – это комплекс материально-технических возможностей, информационных, финансовых, кадровых и других ресурсов, нужных для реализации инновационной деятельности. Коллектив ученых (под руководством Завлина П.Н.) считает, что «инновационный потенциал» ‑ это способность и готовность предприятия (организации) осуществить и воспринять (воспроизвести) нововведение. [4]

В основе инновационного потенциала находится комплексное ресурсное обеспечение. Из этого можно заключить – инновационный потенциал включает неиспользованные, потенциальные, скрытые возможности совокупных ресурсов, которые возможно использовать для достижения целей предприятия.

Учитывая данное толкование можно сделать заключение о том, что инновационный потенциал есть у всех предприятий, но обычно находится в одной из представленных ситуаций:

не развитый инновационный потенциал - не направленный на приспособление к влияниям внешней среды (ресурсы, не связанные целевой направленностью);

развитый инновационный потенциал, который дает возможность делать такие изменения, которые обеспечат стабильность бизнеса в условиях конкуренции (производится модификация продукции, внедряются новые методы управления, обновляется технологическая и техническая база и т.д.).

Современная экономика не терпит быстрых и поспешных решений. Но, так же, она не терпит замедления и слабой реакции на внешние факторы. Нужно совмещать быстроту принятия решений и хорошо проанализированную внутреннюю и внешнюю среду предприятия. В этом помогает стратегическое планирование.

Инновационная стратегия  это качественное, долгосрочное  направление инновационного развития организации, ведущее ее к установленным целям. Она затрагивает средства и виды деятельности,  взаимосвязи внутри организации, положение на рынке. Майкл Портер, известный ученый в области исследования экономической конкуренции, выделил основные подходы к разработке инновационных стратегий стратегии:

  1. Лидерство в минимизации издержек.
  2.  Специализация в производстве продукции.
  3. Фиксация сегмента рынка и концентрация усилий на нем.

Наиболее известные, применяемые на практике и обширно разъясненные в экономических трудах стратегии инновационного развития предприятия как правило называются эталонными. Они различают четыре подхода к развитию предприятия и тесно связаны с изменением одного или нескольких элементов: технология, продукт, отрасль, рынок.

Группы эталонных стратегий, для легкого восприятия, представленны в табл. 1, в которой показана систематизация типов и групп стратегий.

Таблица 1 – Группы и типы стратегий

Группы стратегий Типы стратегий
1. Стратегии концентри-рованного роста. Стратегия усиления позиций на рынке Стратегия развития рынка Стратегия развития продукта -
2. Стратегии интегрированного роста Стратегия обратной вертикальной интеграции Стратегия прямой вертикальной интеграции - -
3. Стратегия диверсифи-цированного

роста

Стратегия центриро-ванной диверсии-фикации Стратегия горизон-тальной диверсии-фикации Стратегия конгламе-ративной диверсии-фикации -
4. Стратегии сокращения Стратегия ликвидации Стратегия «сборки урожая» Стратегия сокращения Стратегия сокращения расходов

Как показывает практика, одновременно предприятие, безусловно, должно реализовывать несколько стратегий. В случае использования только одной из представленных стратегий, не получится добиться успеха на рынке. Но все же, принимать эти стратегии как однозначную инструкцию не стоит. Предприятие должно грамотно совмещать, дополнять, и вовремя менять  стратегии, основываясь на том положении, в котором оно находиться сегодня и намеревается находиться в перспективе. Даже, те предприятия, которые очень схожие по своей деятельности и развитию, применяя совершенно различные стратегии, получают от этого разный экономический результат. Кроме сочетания этих стратегий и направлений возможно проведение и определенной последовательности в реализации представленных стратегий. Как правило, это называется комбинированной стратегией. Именно эти стратегии являются главным фактором успеха предприятия.

При разработке инновационной стратегии нужно учитывать ряд моментов, которые позволяют эффективно справляться с имеющимися трудностями управления нововведениями.

Содержание инновационной стратегии рассматриваемого экономического объекта и ее структура определяется следующими факторами:

  • уровнем и особенностями его развития в прошлые периоды;
  • вариантами использования инновационного потенциала;
  • ролью и местом в системе связей с конкурентами;
  • поставщиками и потребителями.

Таким образом, сначала, здесь нужно учесть специфику и сложность инновационного цикла определенной отрасли. Механизм осуществления инновационной стратегии обязан быть устремлен не только на создание оригинальных идей, их практическую реализацию и производство более качественного конкурентоспособного изделия, но и на распространение и приспособление этого изделия в других сферах и отраслях применения, основание новых для производителя секторов рынка. [7]

Реальные конкурентные преимущества производителя товара на рынке зависят от факторов частного и общего порядка. Хоть они и относительно разнообразны, есть возможность утверждать, что наиважнейшими являются факторы, которые обусловливают обстоятельства выбора конкурентной стратегии развития предприятия и особенности процесса ее воплощения в жизнь.

В зависимости от условий макро- и микросреды, предприятие в праве выбрать один из ключевых видов инновационной стратегии:

  • оборонительный, адаптационный, пассивный
  •  наступательный, творческий, активный. [8]

Сущность адаптационной стратегии заключается в проведении некоторых изменений, дающих возможность улучшить ранее освоенные рынки, технологические процессы, изделия, в рамках уже сложившихся на предприятии тенденций и структур деятельности. Инновации, в таком случае, трактуются как вид необходимой ответной реакции на нестабильность внешней среды предприятия, содействующую сохранению ранее достигнутых рыночных позиций.

В адаптационной стратегии можно выделить:

  • выжидающая стратегия;
  • стратегия инновационной имитации;
  • стратегия защиты;
  • стратегия непосредственного реагирования.

При условии нормальных товарно-денежных отношений, инновации, обычно, являются исходной основой для увеличения конкурентоспособности изделий, расширения и укрепления позиций на рынке, овладение новыми сферами применения продукции, т.е. таким средством, которое составляет содержание наступательной, творческой стратегии. В представленном классе инновационной стратегии разделяют на:

  • активные НИОКР;
  • стратегия, которая направлена на управление;
  • стратегия приобретений и слияний. [6]

Выбор определенного типа инновационной стратегии, зависит от набора факторов, наиглавнейшими из которых принято считать технологические возможности предприятия и позиция среди конкурентов. [8]

Технологические возможности предприятия определяются внешними параметрами инновационной деятельности и внутренними. К внутренним можно отнести ранее сформировавшиеся технико-технологический и научный потенциал, частями которого являются портфель патентов и кадры. Внешними  проявлениями технологических возможностей организации являются: масштаб распространения и наличие лицензий, характер и формы взаимоотношений с потребителями и поставщиками.

Конкурентные возможности содержат показатели: возможность своевременно реагировать на изменения рыночных структур, контролируемая предприятием доля рынка и, в следствии чего, гибкий подход к целям инновационной стратегии предприятия.

Следовательно, определенный тип инновационной стратегии, в первую очередь, зависит от положения взаимодействующий процессов производителя товара с внешней средой. [2]

Инновационные стратегии создают особые условия для проектного, корпоративного и фирменного менеджмента. К таким условиям относятся:

  • увеличение уровня неопределенности результатов;
  • увеличение инвестиционных рисков проектов;
  • увеличение потока изменений на предприятии в связи с инновационной реструктуризацией;
  • появление противоречий в руководстве предприятия.

Создание инновационной стратегии предприятия предполагает выбор и обоснование путей инновационной деятельности, структуры и объема инновационных проектов, обстоятельств сдачи заказчику и сроков выполнения, оценку состояния структур управления нововведениями. [1]

Процедура определения наиболее адекватной инновационной стратегии, как правило, опирается на результаты оценки всех форм инновационной деятельности. Основная трудность заключается в том, что инновационная деятельность охватывает всю деятельность предприятия и является составной частью каждой производственной или функциональной подсистемы. К примеру, в число основных целей предприятия входят:

  • выпуск изделий высокого качества определенного количества и вида в заданные сроки;
  • улучшение результативности применения научно-производственного потенциала;
  • активная внешнеэкономическая деятельность;
  • экологическая безопасность производственного процесса и устранение негативных последствий хозяйственной деятельности и т.д.

Перечисленные аспекты основной деятельности предприятия в разной степени выявляются в инновационном процессе. Их обычно рассматривают в качестве своеобразных объектов управления при создании инновационной стратегии. [5]

В практике управления инновациями используются всевозможные методы и приемы определения стратегии для предприятия. Наиболее применяемым является системный подход. Использование его методов в создании инновационной стратегии дает возможность выделить в качестве ее основных элементов следующие процессы:

  • улучшение освоенных ранее технологий и продуктов;
  • использование, создание и освоение новых процессов и продуктов;
  • повышение уровня качества технико-технологической базы производства;
  • увеличение уровня качества научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы;
  • повышение результативности использования информационного и кадрового потенциала;
  • улучшение управления и организации инновационной деятельностью;
  • рациональное использование ресурсной базы;
  • обеспечение экологической безопасности при реализации инновационной деятельности;
  • создание конкурентных преимуществ инновационного продукта перед схожими продуктами на внешнем и внутреннем рынках.

Предприятия совершенно не имеют свободы при выборе инновационной стратегии. «Свобода выбора» ограничивается опытом накопленным в инновационной деятельности, результатами применения методов и приемов выбора стратегии для отдельных инновационных проектов.

Перед тем, как выбрать определённый тип инновационной стратегии предприятия о выпуске новой продукции, необходимо провести полное исследование основных аспектов работоспособности производства для получения обработанной информации о потенциальных возможностях и реальном состоянии.

На базе этого исследования вырабатывается окончательный вывод о конкурентоспособности новой продукции предполагаемой к выпуску и принимается решение о производстве товара. [1]

Полученные результаты оценки не обязательно соответствуют уровню реальной конкурентоспособности. Этому могут способствовать следующие причины:

• отраслевые особенности использования продукции общепроизводственного назначения;

• отсутствие единой информационной базы, включающей сведения о результатах исследований в области создания новшеств спецназначения в зарубежной и российской практике;

• ограниченность системы показателей, предусматриваемая действующими методиками оценки конкурентоспособности продукции, и др.

Уникальность критериев оценки инноваций заключается в том, что для них в наибольшей мере, проблематично обеспечение надежности конечных результатов, их достоверности и реальности. В данной ситуации на первый план выступает такая отличительная черта, как неопределенность, которая тесно объединена с категорией риска.

Практика управления проектами показывает, что выбор условий оценки инноваций, инновационных стратегий и проектов, их конкретный перечень зависят от характерных черт объекта, условий, оценки, организационных и технических возможностей. В любом случае, в их состав обязаны входить показатели оценки социальных, экономических и других неэкономических последствий рассматриваемых результатов, дающих возможность проводить диагностику и наблюдение состояния инновационной деятельности предприятия.

Сложность при проведении анализа инновационного развития организации подразумевает сочетание статистических методов оценки с эвристическими, например, метод экономико-математических моделей, позволяющий обнаружить наиважнейшие факторы, обусловливающие результативность инновационной стратегии организации, и абстрагироваться от деталей и частностей, не значительных для ее анализа. Экономико-математические модели оценки инновационной стратегии организации — это гомоморфные отражения ее в виде совокупности логических неравенств, отношений, графиков, уравнений. Эти методы объединяют группы отношений элементов инновационной стратегии организации в аналогичные отношения элементов ее модели. Главное преимущество использования таких моделей состоит в вероятности получения с их помощью подкреплённых расчетами выводов об общих особенностях инновационного развития организации. [3]

Для создания модели оценки инновационной стратегии организации   нужен надлежащий расчетно-аналитический инструментарий, которым могут выступать разнообразные методы, важнейшими среди которых следующие:

1. Математического анализа, позволяющие найти оптимальные значения параметров и функциональные зависимости деятельности организации. Такие методы используют с известными детерминированными значениями переменных, между которыми существует математически вычисляемая зависимость.

2. Линейного программирования — применяются для поиска комбинации переменных параметров, которые соответствуют наилучшему значению первичного параметра — целевой функции. При этом она является линейной, значения коэффициентов детерминированы и известны, а на комбинации переменных накладываются ограничения, показывающие количество существующих в распоряжении ресурсов или минимальные требования по их использованию.

3. Динамическое программирование — используют, когда принятие решения возможно представить в виде n-шагового процесса управления инновационным развитием предприятия.

4. Теории игр – используются для решения конфликтных ситуаций, в которых два или более субъектов хозяйствования преследуют различные цели, а итоги любого решения каждого из них зависят от мероприятий партнера.

5. Теория массового обслуживания — построение математической модели, объединяющей данные условия работы организации с показателями ее эффективности, характеризующими его способность справляться с потоком заявок.

6. Теория вероятностей — дает возможность построить модель для описания случайных событий, т.е. тех, для которых невозможно точно предсказать, как они будут происходить.

7. Стохастическое программирование — набор методов решения оптимизационных задач вероятностного характера.

8. Параметрическое программирование — анализирует экстремальные ситуации с ограничениями и целевыми функциями, зависящими от параметров, разрабатывает методы нахождения оптимальных решений для значений параметров. [6]

Применение перечисленных методов предполагает реализацию расчетов с разными вариантами с целью количественной оценки состояния, в которое предприятие перейдет при использовании инновационной стратегии.

Использование разнообразных методов оценки инновационных стратегий предприятия дает возможность найти самый оптимальный вариант, что способствует форсированию инновационного развития предприятия и увеличению его экономической эффективности.

Рассмотрев теоретический материал, посвящённый вопросам инновационных стратегий, мы пришли к выводу о необходимости системного использования всех указанных приемов на различных уровнях управления. Вне зависимости от выбранной стратегии и намерения инновационная стратегия должна быть последовательной, во избежание неудач, связанных с непредвиденными обстоятельствами, в процессе ее реализации.


Библиографический список
  1. Веснин В.Р., Основы менеджмента. М.: ИМП, 2011
  2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995
  3. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. следование систем управления. Учебное пособие. – М:ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157 с
  4. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений : учеб­ное пособие. – М. : Русская Деловая Литература, 1998. – 180 с
  5. Кинг У., Клиланд Д. Инновационое планирование и хозяйственная политика: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1982. – 235 с.
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Дело, 1995. – 702 с
  7. Савушкин М. Анализ финансового состояния фирмы – один из этапов маркетинговой стратегии // Маркетинг.2000. № 1. С 54-56
  8. Стоянова Е.С., Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник. / 5-е изд., перераб. и доп. — М.: «Перспектива», 2003


Все статьи автора «Diana Melnik»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: