Президент РФ 24 ноября 2014 г. подписал Федеральный закон № 376–ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», получивший неофициальное название «закон о деоффшоризации», «антиоффшорный законопроект» или «закон о контролируемых иностранных компаниях (далее – КИК)».
Целью исследования является определение перспективной результативности государственной политики по деоффшоризации российской экономики с учетом последних законодательных инициатив.
В 2014 году произошло резкое увеличение оттока капитала из РФ до 151,5 млрд. долл, что в 2,5 раза выше уровня предыдущего года. Поэтому основной задачей вступившего в силу с 1 января 2015 г. Закона является деоффшоризация российского бизнеса, или выведение российских денег из оффшорных юрисдикций.
Таким образом, проблема оттока капитала в оффшорные зоны за последние годы стала для России наиболее напряженной. Ее решение является одним из приоритетов российской экономики, озвученным Президентом В.В. Путиным, что подтверждает актуальность проблемы.
Деоффшоризация – проведение государством комплекса мероприятий в законодательной, правоприменительной и информационной областях для снижения или исключения впоследствии вовлеченности в национальный хозяйственный оборот резидентов под видом иностранных лиц или с использованием иностранных правовых конструкций, преследующих преимущественно незаконные или недобросовестные цели.
В настоящее время операции с использованием оффшоров применяют такие компании как ОАО «РусГидро», ОАО «КамАЗ», ОАО «Газпром», ОК «Русал», и другие. В России сложилась уникальная ситуация: основа экономики (электроэнергетика, предприятия ТЭКа, порты, связь, и т.д.) контролируется из оффшоров, кроме того, средства уходят из этих отраслей за границу. Оффшорные зоны Виргинских островов, Нидерландов, Великобритании, Кипра, Люксембурга пользуются наибольшей популярностью у российских компаний.
Несмотря на достаточно обширную географию и выгоды использования оффшорных схем для компаний, оффшоризация мировой экономики несет огромное количество негативных последствий для стран, из которых уходит капитал:
- уменьшение государственного бюджета из–за сокращения налоговых поступлений;
- снижение инновационного потенциала;
- уменьшение инвестиций внутри страны;
- зависимость от иностранных займов;
- устаревание и износ основных фондов и т.д.
Из–за неблагоприятных последствий оффшорного бизнеса с оффшорами ведется борьба во всем мире.
Суть КИК применительно к России заключается в том, что ее налоговый резидент (как ФЛ, так и ЮЛ) должен будет платить в РФ налог на нераспределенную прибыль подконтрольных ему оффшорных организаций и структур, не выплачивающих дивиденды. Определение контролируемой иностранной компании дается в пунктах 1–2 статьи 25.13 НК РФ (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Определение КИК
Определение контролирующего лица дается в пунктах 3-6 статьи 25.13 НК РФ (рисунок 2).
Рисунок 2 – Определение контролирующего лица
Преимущества закона о деоффшоризации:
1. впервые вводит механизм налогообложения в России прибыли КИК, включая нераспределенную прибыль данных компаний в налогооблагаемую базу контролирующих их лиц – резидентов РФ, а также ответственность налогоплательщиков за неисполнение соответствующих обязанностей
2. определяет понятие бенефициарного собственника, которое используется в международных соглашениях для ограничения налоговых льгот
3. позволяет признавать иностранные компании российскими налоговыми резидентами
4. включение переходных положений, которые призваны облегчить бизнесу приспособление к новым условиям.
4.1 повышение порога признания корпоративных структур КИК :
¾ до 1 января 2016г. – 50%;
¾ с 1 января 2016г. – 25%.
4.2 повышение на 2015–2016 гг. порогов величины прибыли КИК, с которой уплачиваются налоги:
¾ за 2015 год – 50 млн. рублей;
¾ за 2016 год – 30 млн. рублей;
¾ с 2017 года – 10 млн. рублей.
Недостатки закона о деоффшоризации:
1. низкий порог владения иностранными компаниями, после которого применяются правила КИК (с 2016 г. –25% или даже 10%, если общая доля российских резидентов составит 50% и более);
2. требования закона о КИК, в частности в отношении предоставления информации и отчетности, будут обязаны выполнять российские лица, фактически не контролирующие иностранные компании.
3. не проработана проблема устранения многократного налогообложения в случаях, когда накопленная прибыль КИК передвигается внутри структуры КИК и фиксируется в разных налоговых периодах и на разных уровнях КИК
4. не удалось уйти от многочисленных оценочных категорий, поэтому для его разумного применения потребуется высокая квалификация судей и сотрудников налоговых органов.
Для того чтобы примерно оценить, сколько теряет государственный бюджет налоговых поступлений в результате использования оффшорных зон, автором был проведен расчет, основанный на следующей формуле:
НПр = РИ × ПИ × СНПр × ДУИ,
где НПр – сумма налога на прибыль, переведенная в оффшоры;
РИ – сумма накопленных российских инвестиций за рубежом;
ПИ – прибыльность от инвестиций;
СНПр – ставка налога на прибыль (20%);
ДУИ – доля накопленных за рубежом российских инвестиций, фактическое управление которыми осуществляется из России, в общем объеме накопленных за рубежом российских инвестиций (в %).
По данным Росстата, на конец марта 2013г. сумма накопленных за рубежом российских инвестиций составила 158,4 млрд. долл. Расчет был произведен на том допущении, что минимальной прибыльностью инвестиций считается ставка в размере 5%. Пусть весь объем российских инвестиций, направленных за рубеж, является полностью управляемым, то есть ДУИ равна 100%. Тогда сумма налога на прибыль, которую теряет бюджет в результате вывода капитала за рубеж, составит 1,584 млрд долл. США.
НПр = 158,4 × 0,05 × 0,2 × 1= 1,584 млрд долл. США
В прошлом году был проведен опрос собственников и руководителей компаний реального сектора экономики о причинах использования оффшоров. Основная причина – это необходимость защитить собственность (см. рисунок 3).
Главное, что стимулирует использовать оффшорные зоны, – неконкурентоспособность корпоративного и налогового законодательства в России. Для решения спорных вопросов бизнес предпочитает обращаться в оффшорные юрисдикции. Поэтому для борьбы с оффшоризацией важны меры, которые были бы связаны с укреплением режима защиты прав собственности, а не просто механизмы изъятия прибылей у иностранной контролируемой компании.
Важный момент– это возможность реальной выгоды от деоффшоризации. Суть процесса не в том, чтобы наказать уклонистов, а в том, чтобы вернуть России инвестиционный потенциал. Поэтому, усиливая налоговое давление на оффшорные компании, необходимо вводить механизм снижения налоговой нагрузки, обеспечивающего стимулирование притока капитала в страну. Российские деньги надо не только вернуть, но и заставить работать на экономику нашей страны.
Рисунок 3 – Причины использования оффшоров российскими компаниями (по данным опроса АКГ “Градиент Альфа”)
Перспективы исполнения Закона о деоффшоризации будут зависеть от многих факторов:
Во-первых, от ликвидации недостатков в регулировании (в частности, дискриминации организаций) и внедрения действенного механизма устранения многократного налогообложения в отношении прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК).
Во-вторых, результативность деоффшоризации будет на прямую зависеть от тех мер, которые государство предпримет для сохранения конфиденциальности в отношении получаемой информации о структурах российских бенефициаров. Не секрет, что многие состоятельные резиденты РФ уходят в оффшорные зоны не столько с целью экономии на налогах, сколько для того, чтобы сохранить свою причастность к тем или иным активам в тайне. При этом цели могут быть разные: от опасений по поводу рейдерских захватов до укрывательства активов от наложения взыскания в рамках бракоразводных процессов и обхода норм российского законодательства о наследовании по закону.
С этой точки зрения стимулирование деоффшоризации бизнеса – глобальная задача, которая не может быть сведена только к принуждению бизнеса административными и фискальными методами к переводу накопленной прибыли в Россию. Это сложный перманентный процесс, результатом которого должно стать повышение уровня доверия бизнеса государству и его институтам в целом.
Библиографический список
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015) // СПС КонсультантПлюс
- Басова С.А. Оффшоризация как закономерность глобализации и ее воздействие на экономику России: монография. М: СО РАН, 2010. – 224 с.
- Брук Б. Закон о деоффшоризации // Деоффшоризация бизнеса – сложный перманентный процесс повышения уровня доверия бизнеса к государству и его институтам // Редакция Закон.ру, 20.01.2015
- Эффективные инструменты топ-менеджмента в современных условиях хозяйствования Кизим А.А., Вылегжанина Е.В., Михайлюк О.В. Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 30. С. 16-21.
- Цветков В. Деоффшоризация по-русски: как будет применяться закон о КИК // Налоговый вестник, 2015, №1