УДК 336

АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ТРАКТОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «МАЛЫЙ БИЗНЕС»

Штейнбек Светлана Петровна
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
магистрант

Аннотация
В настоящее время в отечественной экономике доля и значимость малого бизнеса не так велика как того требует опыт зарубежных стран, что связано с одной стороны – с недостаточным опытом казахских предпринимателей, а с другой – с теоретической неподготовленностью к восприятию существующих предприятий как малых, что предопределено отсутствием единого мнения относительно ключевого понятия.
Как в отечественной, так и в зарубежной практике выделяются сразу несколько точек зрения.

Ключевые слова: малый бизнес, Республика Казахстан


THE ANALYSIS OF THEORETICAL ASPECTS OF INTERPRETATION OF THE TERM «SMALL BUSINESS»

Shteynbek Svetlana Petrovna
Chelyabinsk State University
master degree student

Abstract
Currently, the share and importance of small business in the domestic economy is not as great as it is required by the experience of foreign countries. That is connected with a lack of experience of the entrepreneurs from Kazakhstan on the one hand and theoretical unpreparedness to perception of existing businesses as small on the other hand, what is predefined by the lack of consensus about key concepts.
There are several points of view both in domestic and in foreign practice.

Библиографическая ссылка на статью:
Штейнбек С.П. Анализ теоретических аспектов трактования понятия «малый бизнес» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 6. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/06/9292 (дата обращения: 26.05.2017).

На  элементарной организационной структуре малых предприятий А. Мишин выделяет как определяющих признаков их узкую специализацию, дополнив линию зарубежных изысканий [1, с.65].  Б. Дуденков определяет доминанту, а также взаимосвязи  с заказчиками и территориальной близости к потребителям на рынках [2, с.36].

Боллее уточненный  подход высказал А. Шулус. Он предлагает учитывая  структурную внешнюю и внутреннюю среду функционирования малой кампании выделить некоторые группы ее критериев. Которые определяются [3, с.65]: видом  процесса производства; особенностью системы управления; состоянием некоторых внутренних причин; спецификой  внешних действий.

Особый  интерес  к рассмотренной  проблематике  приобретает подход Н. Егоровой и Е. Майном,  российских ученых,  предлагающих внедрить в понятие агрегированный показатель, интеграцию  более частных величин [4, с.87].

В виде такого комплексного мерила  используется экономический капитал малого предприятия, включающий  в себя не только количество персонала, стоимость активов, размер капитала, годовой оборот, но и техническую степень производства, особенности организации и управления, характеры финансирования, вид  связей с партнерами и пр.

В последние годы в западных государствах получила распространение теория роста компании, которая позволяет  качественно установить величину фирмы на основе выделения свойственных ей периодов развития.

Есть мнение, что организации находятся в развитии от небольшой компании, сориентированной на выпуск  одного товара, до большой фирмы, соединенной с производством значительного количества продуктов, ноу-хау, технологий, услуг и пр. Для характеристики того или иного периода формирования предприятия ученые предлагают применять «коэффициент специализации», который эквивалентен отношению годового дохода предприятия к ее общим затратам на производство и сбыт основного вида своей продукции.

Рассматривая  вышеизложенные особенности и критерии, предлагаемые учеными для уточнения был проведен SWOT-анализ (таблица 1).

Таблица 1 – SWOT – анализ определения «малый бизнес»

Критерии определения малого бизнеса

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

Рекомендации

Численность занятых

Простота определе- ния

Широкий спектр предприятий

Неограниченный рост числа предприятий

Искусственная миниатюризация экономики

Хороший критерий для «рывка» в развитии малого бизнеса

Доля физических лиц в уставном капитале

Привлече-ние частного капитала

Ограничения на создание дочерних предприятий корпорациями

Расширение числа малых предприятий за счет физических лиц

Малый капитал физических лиц

По мере роста накоплений населения

Оборот

Ограниче-ние на масштабы деятельнос-ти

Ограничение на бизнес в высокодоходных отраслях

Вывод малого бизнеса из специфических видов деятельности

Искусственное дробление бизнеса

Не обеспечивает плавный переход к крупному бизнесу

Перечень допустимых видов деятельности

Выделяет приоритет-ные направления для малого бизнеса

Ограничивает новые сферы деятельности малого бизнеса

Целевое развитие малого бизнеса

Незаинте- ресованность в заданных видах деятельности

Краткосрочное адресное стимулирование отдельных видов деятельности

Перечень недопустимых видов деятельности

Исчерпыва-ющие границы деятельнос-ти малых предприятий

Ограничение роста малых предприятий в запрещенных секторах

Развитие малых предприятий в незапрещенных секторах

Нелегальное внедрение малых предприятий в новые запрещенные сферы

Использовать при наличии явных ограничений на вид деятельности

Участие собственника в работе малых предприятий

Возмож-ность сде-лать собст-венника работником

Ограничение на тиражирование франчайзинга

Легализация самостоятельной деятельности

Превращение малых предприятий в семейные

Для малых предприятий – пользователей сельхозугодий

В соответствии с ним, предлагается малое предпринимательство рассматривать как специфический род деятельности, осуществляемый как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями, требующий вливания своих средств, который ведет  к введению новейшего вида продукта и открытию дополнительных рынков сбыта, применению новых источников или видов сырья, связанный с принятием на себя назначенной ответственности и хозяйственных рисков.

При этом, автор предлагает расширить критерии отнесения к категории субъектов малого предпринимательства с существующих нормативно-регистрационных (25 % не может быть выше доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) Республики Казахстан, субъектов РК,  иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства; средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек включительно [5, с.54]), которые не разрешают обусловить предприятие как малое, а напротив – служат для того, чтобы лишить хозяйствующих субъект этого статуса по формальным признакам.

Предлагается основываться на трех группах критериев: количественных (статистических), качественные, комбинированные.

Ключевыми аспектами отличающими малое предприятие от большого, являются:

1) Конкретное управление компанией ее владельцем (или соучредителями) самостоятельно, так как в малом предпринимательстве владелец кампании как правило  не только вносит личные средства, не только держит под контролем направления их применения, но и самостоятельно (зачастую – единолично) производит управление всеми ключевыми действиями – он несет все риски и разоряется в случае неудачи, при этом в случае удачи он один пользуется плодами успеха – отсюда необыкновенно интенсивная мотивация к удачному, активному хозяйствованию;

отраслевой признак – согласно которому необходимо в качестве обоснования признания предприятия малым использовать не единые для всех критерии, а:

во-первых, исследовать количественные признаки в конкретном регионе (субъекте Республики Казахстан или отдельно взятом населенном пункте);

во-вторых, в качестве пограничного признака по всем параметрам (численность персонала, объем валовой продукции или оборота капитала (продаж) и объем производственных фондов, значения фондоотдачи, материалоотдачи, производительности труда);

в-третьих, приоритетное развитие должны получать компании, которые при определении своего статуса не только отвечают (или близки к средним статистическим количественным значениям критериев), но и обладают такими характеристиками как:

  • способность к внедрению инноваций,
  • постоянное развитие,
  • быстрая адаптация при изменяющихся рыночных условиях,
  • предприятие вновь созданное или созданное в период не ранее пяти лет,
  • деятельность в инновационной сфере и (или) отраслях, экономически и социально значимых в настоящее время для национальной экономики.

2) Необходимо обеспечить комбинаторность признаков, в соответствии с которыми рассматривается статус конкретного предприятия в рамках конкретной территории, что позволит: во-первых, регулировать темпы роста и развития субъектов малого предпринимательства в соответствии с стратегическими параметрами конкретного субъекта или муниципалитета РФ; во-вторых, максимально эффективно использовать различные формы государственной поддержки исходя из более полной картины признаков субъектов малого предпринимательства, которые будут получены при их рассмотрении по более содержательному списку критериев, основанных не только на количественных, но и качественных и иных признаках.


Библиографический список
  1. Мишин А.К. Социально-трудовые отношения в сфере малого и среднего предпринимательства / А. К. Мишин. – М. : Омега-Л; Высш. шк., 2014. – 128с.
  2. Дуденков Б. Малые предприятия – шаг к рынку / Б. Дуденков. –М.: Знание, 2013. – 275с.
  3. Шулус А. А., Попов Ю. Н. – Социальный аудит малого предприятия /А.А. Шулус Ю.Н. Попов. – М.: Финансы, 2013. – 234с.
  4. Егорова Н., Майном Е. Модели и методы выбора схемы налогообложения малого бизнеса  /Н. Егорова, Е. Майном. – М.:Знание, 2014. – 332с.
  5. Закон республики Казахстан “О государственной поддержке малого предпринимательства” от 31.01.2006 N 124-3/ Юридический сборник. – Костанай: Юрист, 2007. – 232 с.


Все статьи автора «Карасева Эльмира Миндыхатовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: