УДК 336.38

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ И НАПРАВЛЕНИЙ

Калитин Алексей Вячеславович
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
аспирант кафедры Экономики и управления

Аннотация
В статье произведен ретроспективный анализ этапов развития государственного регулирования и поддержки современного предпринимательства. Определены цели и задачи будущего развития государственного регулирования предпринимательства.

Ключевые слова: государственная поддержка, малое предпринимательство


THE FOUNDATIONS OF THE STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS, THE EVOLUTION OF FORMS AND DIRECTIONS

Kalitin Alexey Vyacheslavovich
St. Petersburg humanitarian University of trade unions
Postgraduate student of the Department of Economics and management

Abstract
The article presents a retrospective analysis of the stages of development of state regulation and support of modern business. Defined goals and objectives for the future development of state regulation of business.

Библиографическая ссылка на статью:
Калитин А.В. Основы государственной поддержки малого предпринимательства, эволюция форм и направлений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/06/9099 (дата обращения: 30.09.2017).

Государственное регулирование деятельности современных экономических систем в России представляется высокоэффективным и необходимым инструментом в условиях турбулентности политических отношений с западными партнерами государства. Внутренний рынок испытывает сложности с организацией деятельности и теряет возможности к ее активизации.

Наряду с государственным регулированием растет значимость институционального рыночного регулирования, рамки которого так же определяются нормативными и законодательными актами. Однако воздействие институциональных регуляторов на деятельность современных предпринимательских структур имеет принципиально иной характер и затрагивает отдельные, ограниченные сферы деятельности компаний.

Современное предпринимательство является с одной стороны двигателем в механизме развития экономических отношений в стране, с другой стороны именно предпринимательство является тем видом деятельности, который требует высоких затрат и больших усилий по обеспечению собственного развития.

Из европейского опыта мы можем наблюдать множество примеров акселерации развития малого предпринимательства, в то время как помощь и поддержка форм и направлений деятельности среднего и крупного предпринимательства развивается по более узким и специализированным формам.

Плохо ли это или хорошо, но данный подход разделил теоретические  и практические основы государственной поддержки предпринимательства на две составляющие: а) комплексная поддержка в отношении малого предпринимательства; б) адресная поддержка в пользу среднего и крупного бизнеса.

В рамках развития экономической системы государства в условиях кризиса изоляции от европейского фондового рынка, адресную поддержку широко получает банковский сектор. Этот аспект регулирования важен для развития отечественного предпринимательства, источниками финансирования деятельности которых являются в большей степени отечественные коммерческие банки.[8,9]

В нашем исследовании мы постараемся проанализировать основы построения и развития концепции поддержки и регулирования деятельности малых предприятий в РФ.

Активность малого бизнеса для Европейских и Американских экономических систем представляет собой мотор, акселератор и трансмиссию единого блока производственных и хозяйственных функций. Малые предприятия на западе формируют до 60 % бюджета своих регионов. В России эти показатели пока недостижимы, а отечественное малое предпринимательство еще только нащупывает собственные пути развития в динамично изменяющейся рыночной среде.[1,3,7]

Малое предпринимательство для России – достаточно молодое явление. Соответственно, и государственные меры по поддержке малого бизнеса не имеют достаточной истории. И прежде чем выделять основные напраления государственной поддержки такой деятельности, обратимся к истории вопроса и определим основные этапы становления системы.

Развитие направлений и форм государственной поддержки

1989 год: в рамках нормативно-правового направления было дано определение малого предприятия и определены критерии отнесения фирмы к такому субъекту. Так, малыми предприятиями считались фирмы, создаваемые учредителями и работающие на принципе самоокупаемости и самофинансирования. При этом численность персонала, работающего на малых предприятиях, не должно быть больше 100 человек.

1990: уточнено понятие малого предприятия, даны более определенные критерии численности по отраслям экономики. Теперь, к малым предприятиям относились фирмы, где численность работников не превышала заявленных нормативов.

Также был определен порядок регистрации предприятия, определен состав возможных учредителей.[10]

1991: официально малые предприятия разрешено создавать на основе государственной, муниципальной, частной собственности, а также на основе смешанной формы собственности и осуществлять любую деятельность, не связанную с нарушением законодательства. На муниципальном уровне было разрешено применение различных льгот:

  • представление малым предприятиям льгот по налогу на прибыль;
  • разрешение списания в первый год эксплуатации до 50 % амортизационных отчислений основных фондов со сроком службы свыше 3-х лет;
  • разрешение проведения ускоренной амортизации активной части производственных фондов и т. д.

1992: в рамках информационного направления поддержки предоставление консалтинговой помощи малым и средним предприятиям в России, содействие в установлении деловых связей с российскими и зарубежными партнерами; в рамках инфраструктурного направления – развитие информационной инфраструктуры малого предпринимательства, налаживание межрегионального и международного делового информационного обмена между предприятиями малого и среднего бизнеса; решение экономических, финансовых, правовых, организационных и управленческих вопросов.  Созданное для развития этих направлений Российское агентство представляло собой независимую организацию, целью деятельности которой являлось оказание практической помощи в создании и успешном функционировании предприятий малого и среднего бизнеса, развитие предпринимательской активности населения. При этом указанное Агентство представляло собой закрытое акционерное общество, учредителями которого были: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российская экономическая академия им. Г. Плеханова, ПО “Уралмаш”, АвтоВАЗбанк, Тульский машиностроительный завод “Штамп”,  Сибирский региональный фонд поддержки предпринимательства и другие предприятия и организации.

1994: в рамках инфраструктурного направления был создан Фонд, основными задачи которого являлись:

  • проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
  • оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

Также в этом году была утверждена первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства.

1995: создание государственного комитета продолжило линию поддержки малого предпринимательства в рамках вышеуказанных направлений, поскольку основными задачами его деятельности были разработка и реализация федеральных программ по поддержке малого бизнеса.

Особое внимание необходимо уделить такому событию,  как принятие федерального закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня1995 г. № 88-ФЗ, который определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Также появились новые критерии определения предприятий и организаций, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Согласно ст.3 указанного закона, под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов не превышала 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25.

Также к субъектам малого предпринимательства согласно статье 3 Закона относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ).

Также в это же время был учрежден Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который являлся с одной стороны финансовым институтом, аккумулирующим бюджетные и внебюджетные ресурсы, направляемые на развитие и поддержку малого бизнеса, а с другой, – уполномоченной Правительством РФ организацией по осуществлению от имени Российской Федерации гражданско-правовых отношений с субъектами малого бизнеса.

Далее к концу года была принята новая федеральная программа, согласно положениям которой предусматривалось целевое финансирование малого бизнеса в сумме 386,6 млрд. рублей, которые были выделены Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства.

1996: в рамках финансового направления Указом Президента было определено ежегодное выделение государственных гарантий (на сумму не менее 200 млн. долларов США) иностранным банкам и другим кредитным организациям, занимающимся кредитованием малого бизнеса в России.

1998: утверждение новой федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, основными задачами которой являлись формирование общих благоприятных социально-экономических и правовых условий развития российского малого бизнеса и создание целостной системы его государственной и общественной поддержки на национальном, региональном и муниципальном уровне.

2000: утверждение очередной государственной программы, основными целями которой также являлись развитие инфраструктуры и создание благоприятных условий развития малого предпринимательства. При этом программа предусматривала реализацию мер в два этапа. Первый этап предусматривал создание всех организационных структур и отладку механизмов их взаимодействия при выполнении программных мероприятий. Второй этап предусматривал реализацию мероприятий на основе результатов первого этапа с учетом отраслевых, социальных и территориальных приоритетов.

 

Рисунок 1. Эволюция направлений поддержки малого предпринимательства в России

2007: принятие Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который вводит и определяет новые понятия, такие как:  «субъекты малого и среднего предпринимательства»,  «инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»,  «программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства»,  а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон устанавливает два критерия отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства. Первым критерием является средняя численность работников. В соответствии с данным критерием выделяется три вида субъектов малого и среднего предпринимательства[1,11] : средние, малые и микропредприятия.

Вторым критерием является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. [2,6]

Исходя из проведенного анализа в Рoссийскoй Федерации можно выделить следующие базовые направления государственной поддержки предпринимательской деятельности:

1. нoрмативнo-правoвая пoддержка;

2. финансoвая пoддержка;

3. инфoрмациoнная пoддержка;

4. имущественная поддержка;

5. инфраструктурная пoддержка.

Как видно, на протяжении 25-летней истории развития малого предпринимательства в России и формирования системы государственной поддержки, развивались в основном нормативно-правовое и инфраструктурное направления. Первое в основном касалось создания и развития законодательной базы, закрепления основных определений и терминов, порядка регистрации, реогранизации, ликвидации, ведения учета и т.д. Второе направление развивалось в сторону создания институтов будущей системы и установления связей между ними. Таким образом, остальные направления оказались практически неразвитыми.


Библиографический список
  1. Баснукаев М.Ш. Финансовый анализ и финансовая устойчивость предприятия//Мир экономики и права. 2013. № 11-12. С. 9-15.
  2. Богачев В.Ф. Основные методы и приемы современного маркетинга: Учеб. пособие/ В.Ф Богачев, М.Н. ГригорьевН.А. КурашеваЛ.С. Соколов; Балт. гос. тех. ун-т. СПб., 2003. -68 с.
  3. Богомолов, О.Т. Глобализация и уроки экономического кризиса [Текст]/О.Т. Богомолов. -СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. -60 с.
  4. Корабельников  В.М. Современные концепции построения интеграционных процессов предприятий/В.М. КорабельниковА.И. Шлафман//Вестник ИНЖЭКОНа. -2009. -Т. 32. -№ 5. -С. 123-28.
  5. Лузина Т.В., Толстихина Т.Б. Управление проектами. Учебное пособие/ монография. Тюмень.: Издательство: Тюменский государственный университет. 2011 -114 с.
  6.  Моттаева А. Б., Моттаева Ас. Б. Особенности классификации регионов для целей формирования стратегии развития туристических систем региона // Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №3 (22) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2014 -Идентификационный номер статьи в журнале: 78EVN314
  7. Семенова Е.В. Эффективность сбалансированной системы показателей в процессе управления реализацией стратегии предприятия // Вестник Самарского Муниципального института управления. №2  Самара.: Самарская академия государственного и муниципального управления. – 2011. – с. 36-42
  8. Фейгин Г.Ф. Глобализация экономики: перспективы развития национальных хозяйственных систем/Г.Ф. Фейгин. -СПб.: Инфо-да, 2007. -126 с.
  9. Фабричнова Т.Г. Конкурентная стратегия предпринимательской структуры // Правовое поле современной экономики № 2. СПб.: Фонд поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет».- 2011 – с.34-38
  10. Хольнова Е. Г. Составляющие финансового механизма отечественного банковского менеджмента.//Финансы и кредит. 2008. № 28.
  11. Шлафман А.И.  Законодательное регулирование предпринимательства, теоретические основы государственного регулирования предпринимательской деятельности//Российское предпринимательство. -2009. -№ 1. -С. 24-28


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: