УДК 336.5

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПОДДЕРЖКУ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Данеева Юмжана Олеговна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация
В статье рассмотрена эффективность использования средств федерального бюджета на примере исполнения Государственной программы развития сельского хозяйства и проанализированы особенности софинансирования субсидий на поддержку сельского хозяйства.

Ключевые слова: Государственная программа развития сельского хозяйства, сельское хозяйство, федеральный бюджет


ABOUT THE EFFICIENCY OF HANDLING OF THE FEDERAL BUDGET’S FUNDS IN SUPPORT OF AGRICULTURE

Daneeva Yumzhana Olegovna
Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract
This artical presents the issues of the efficiency of handling of the federal budgets’s funds in the context of the performance of public agriculture program. Special aspects of co-financig of the grants in support of agriculture are analyzed.

Библиографическая ссылка на статью:
Данеева Ю.О. Об эффективности использования средств федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 6. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/06/9030 (дата обращения: 30.09.2017).

Правильная и точная оценка эффективности использования средств федерального бюджета является важным направлением деятельности Счетной палаты Российской Федерации. В настоящее время особую актуальность имеет развитие сферы сельского хозяйства, что обусловило увеличение финансирования Госпрограммы развития сельского хозяйства. В условиях кризиса важное значение имеет результативность вложений, в связи с этим  требуется строгая и точная оценка использования бюджетных средств и определение степени его эффективности.

Рассмотрим исполнение Госпрограммы развития сельского хозяйства, где эффективность использования средств федерального бюджета оценивается по отношению к деятельности получателей бюджетных средств, то есть региональных органов власти, которые принимают обязательства по исполнению программных мероприятий и участвуют в их софинансировании. Средства из федерального бюджета на софинансирование субсидий выделяются по запросам субъектов Российской Федерации, которые должны предоставить обоснования бюджетных ассигнований, определить целевые показатели и обозначить сумму средств, предназначенных для софинансирования субсидии. В результате заключается Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Однако в течение года могут быть заключены дополнительные соглашения, содержащие корректировки значений объемов финансирования и целевых показателей.

На практике целевые показатели корректируются крайне редко, в отличие от объемов финансирования, особенно – из федерального бюджета. Иногда в первом соглашении не предусматривается софинансирование субсидии из федерального бюджета или не определяется целевой показатель, и эти данные добавляются в следующем дополнительном соглашении. Стоит отметить, что чаще всего объемы выделения денежных средств из федерального бюджета увеличиваются. Данная тенденция прослеживается в финансировании большинства видов субсидий.

Что касается софинансирования из средств бюджета субъекта, то здесь имеют место два основных тренда: либо уменьшение размеров финансирования, либо увеличение. Обращает на себя внимание тот факт, что увеличение софинансирования из бюджета субъекта иногда происходит строго пропорционально увеличению софинансирования из федерального бюджета. Это может говорить о несамостоятельности решений, принимаемых региональными органами власти.

Кроме того, примечательным является то, что финансирование субсидии имеет особенность резко возрастать к концу года с заключением последнего или предпоследнего дополнительного соглашения.

Постоянное изменение финансирования субсидии в течение года, как правило, не влияет на изменение установленного целевого показателя субсидии. Поэтому можно сделать вывод о том, что, либо целевой показатель был слишком высоким изначально, что вынудило власти субъекта запрашивать дополнительные средства из федерального бюджета в течение года для его достижения, либо, что полученные бюджетные ассигнования расходовались нерационально, и это не позволило достичь нужного значения целевого показателя. Другим возможным вариантом является то, что субъект не имел возможности поддерживать финансирование субсидии на том уровне, который был заявлен изначально, и поэтому ему приходилось сокращать объемы выделяемых средств на данную субсидию. В связи с этим, субъект запрашивал из федерального бюджета больше денежных средств. Следует отметить, что в таком случае финансирование из федерального бюджета, как правило, увеличивается не пропорционально уменьшению финансирования из бюджета субъекта.

Принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации означает, что: «…при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)». Таким образом, эффективность использования бюджетных средств зависит от объема использованных средств для достижения результата. Использование наименьшего объема бюджетных средств характеризуется наличием остатков на лицевых счетах получателей бюджетных средств. Если после выполнения программного мероприятия оказалось, что субъект израсходовал меньше, то чем больше будет оставшаяся сумма, тем эффективнее можно оценить его деятельность. Однако данную ситуацию не всегда можно расценивать с положительной стороны.

Возьмем в качестве примера проверку остатков средств на лицевых счетах субъектов Российской Федерации, которую проводит Счетная палата в рамках контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (082)». Большие остатки на счетах говорят о неэффективности, так как это выявляет такие недостатки деятельности финансовых органов регионов, как слабое планирование, недостаточная обоснованность объемов запрашиваемых средств из федерального бюджета для софинансирования субсидий, а также элементарное невыполнение заявленных целевых показателей и, следовательно, не полная реализация мероприятий в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Таким образом, в современных кризисных условиях высокий приоритет имеет осуществление инвестиций в сельское хозяйство, поэтому  необходимо проведение тщательной оценки эффективности использования бюджетных средств.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 31.07.1998 №145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы».
  3. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2013 год [Электронный ресурс] // официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации URL: http://audit.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-budget/19180/


Все статьи автора «Yumzhana»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: