УДК 364.24:004

ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ И КИТАЯ НА ЭКОНОМИКУ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Нехай Дарья Александровна
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Аннотация
Данная статья посвящена развитию взаимоотношений России и Китая и влияния этих отношений на экономику Приморского края. Выявляются главные тенденции развития отношений между этими странами – обе страны не преодолели индустриальную стадию своего развития, при этом каждая имеет потребность в разных видах ресурсов. А также описывается преобладающее влияние экономического сотрудничества России и Китая в направлении для Приморского края.

Ключевые слова: внешняя политика, Дальний Восток, инвестиционные ресурсы, Китай и Россия, приморский край, развитие отношений, тенденции сотрудничества, экономика


THE INFLUENCE OF RELATIONS BETWEEN RUSSIA AND CHINA ON THE ECONOMY OF PRIMORSKY KRAI

Nekhay Daria Aleksandrovna
Vladivostok State University of Economics and Service

Abstract
This article focuses on the development of relations between Russia and China and the impact of these relations on the economy of Primorsky Krai. Identifies the main trends in the development of relations between the two countries – both countries have not overcome the industrial stage of development, each has a need for different types of resources. And also describes the overwhelming influence of economic cooperation between Russia and China in the direction of Primorsky Krai.

Библиографическая ссылка на статью:
Нехай Д.А. Влияние взаимоотношений России и Китая на экономику Приморского края // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/05/8930 (дата обращения: 29.09.2017).

Развитие Российско-Китайских отношений берет начало с периода после окончания Второй Мировой войны, когда для обеих стран этот период был связан со становлением двухполярного политического устройства мировой экономики, основанной на политических воззрениях. В большей мере КНР для СССР был стратегическим партнером в Азиатско-Тихоокеанском регионе как государство с социалистическим устройством политической системы, однако к 80-м годам прошлого столетия КНР начала проводить реформы в направлении развития открытости и построения рыночно экономики. Основным инвестором стали страны экономической триады «США-страны Европы (в дальнейшем ЕС) – Япония». Россия оставалась в качестве политического союзника, однако для Китая развитие экономики было главной задачей по повышению уровня жизни населения, выхода из экономического кризиса с дальнейшей целью – стать конкурентом на мировом рынке в ряду с экономически развитыми странами.Развитие экономики России того периода не являлось привлекательным для Китая в той мере, какие существовали перспективы от экономического взаимодействия с экономическими лидерами мировой экономики.

Россия и КНР имеют схожие черты государственного управления – централизация власти и плановое развитие регионов страны. Для обеих стран до начала 2000-х годов находились в приоритете определенные регионы: для России – Центральный федеральный округ; для Китая – юг и юго-запад страны. Эта тенденция в большей мере связана с традиционными экономическими связями и особенностями регулирования экономики. Так, для Китая важны были поты и связь с рынками развитых стран, в то время как Россия переживала период перехода к рыночной экономике и внешняя торговля ограничивалась статьями экспорта природных ресурсов и импорта товаров народного потребления из Китая. Также существует тенденция роста взаимной торговли с начала 2000-х годов, при этом более 70% объемов товаров осуществляются между провинциями Китая вне северо-западных территорий и Центральным округом России [1]. Эта тенденция объясняется следующими причинами:

-                  Низкий уровень экономического развития приграничных территорий, в число которых со стороны России входит Приморский край;

-                  Низкая плотность населения территорий: на северо-западе Китая проживает около 6% населения от 1,3 млрд. чел. всей страны[2]; на территории Приморского края – 1,3% (от 146 млн. чел.)[3];

-                  Отсутствие производственных комплексов с высокой производственной мощностью с обеих сторон;

-                  Отсутствие стратегии развития совместных проектов по формированию двустороннего взаимодействия.

В настоящее время для обеих стран существуют общие тенденции: обе страны не преодолели индустриальную стадию своего развития [4], при этом каждая имеет потребность в разных видах ресурсов: Китай – в природных (питьевая вода, сельскохозяйственные земли, энергоресурсы, другие природные ресурсы). Следует отметить, что приоритетом в политике экономического развития Китая всегда было обеспечение повышения уровня жизни населения, численность которого не прекращает расти. Обеспечение продовольственной безопасности – приоритет для экономики Китая.

Фактор притока молодых высококвалифицированных специалистов в Китай, особенно с Приморского края, является фактором обеспечения не столько экономических связей, сколько получения выгод от потенциала трудовых ресурсов и обеспечения социальных связей для осуществления деловых контактов с бизнес-сообществом на территории Приморского края.

Внешняя политика России направлена на защиту интересов на мировом рынке, в то время внешняя политика Китая направлена на невмешательство в политические противостояния, однако стабильна в области собственных экономических интересов. Существующие позиции дают возможность использовать обеим странам современную сложившуюся ситуацию: меры со стороны ЕС и США стимулируют развитие направления экономики России в сторону Китая, а для Китая – ситуация дает возможность активизировать ранее инициированные проекты по взаимодействию с субъектами России на востоке, в том числе с Приморским краем.

Современное экономическое положение государств может взаимодополняемости: накопление инвестиционных ресурсов и государственная политика выхода на инвестиционные рынки за рубежом со стороны Китая, и стратегия развития Дальнего Востока, основанная на необходимости инвестировать развитие инфраструктуры под эффективные производственные проекты – со стороны России. Активность двусторонних переговоров о предоставлении Китайским банком развития кредитов в настоящее время ограничен строительством газопровода и нефтепровода с участием с российской стороны ОАО «Роснефть», это единственный долгосрочный двусторонний проект на настоящее время. Препятствия в виде отсутствия законодательной базы и системы взаимного сотрудничества привлекают на краткосрочные проекты китайских инвесторов в большей мере только в сферу строительства и торговли, в том числе приграничной (в населенных пунктах приграничных зон).

Одной из слабых сторон российско-китайского сотрудничества является научно-техническая сфера. В настоящее время экономическая и научно-техническая составляющая российско-китайского сотрудничества составляет 1/7 объемов китайско-американского сотрудничества. Существующие обоюдные барьеры, замедляющие использование потенциала двух стран, ориентация, прежде всего на области, в которых США и ЕС не видит выгоды сотрудничать, замедляет партнерство двух стран.

По состоянию на 2013г. в Приморском крае действовало 176 предприятий с китайскими инвестициями из 575 зарегистрированных. На их долю приходится 37% от общего количества действующих в крае предприятий с иностранными инвестициями[4]. Этот факт говорит о преобладающем влиянии экономического сотрудничества в китайском направлении для Приморского края. Однако отрасли, в которых зарегистрированы предприятия: посреднические торговые услуги, сельское хозяйство, производство продукции легкой промышленности, электроники. Такое направление основывается на существующем внутреннем спросе и емкости рынка, а также отдаленности Приморского края от развитых регионов России. Особую роль Приморский край играет в формировании туристских потоков, что является существенной статьей доходов для обеих сторон. Однако за последние десять лет туристские потоки уменьшились почти в два раза.

Таким образом, развитие двустороннего сотрудничества России и Китая основаны на существующих потребностях индустриальной экономики, однако разных уровнях взаимного интереса. Существующая тенденция сотрудничества может иметь стратегический краткосрочный характер, который носит локальный характер ввиду сравнительно одинаковых позиций развития приграничных территорий обеих стран. Динамика развития и стратегия роста экономики Китая основана на получения доступа к необходимым ресурсам для интенсификации производства и расширения рынка сбыта. Территория Приморского края может в целом обеспечить только потребность в природных ресурсах и оказывать поддерживающий экономический эффект для северных территорий Китая. Однако для достижения позиций конкурентоспособного региона Приморский край нуждается в развитии территории с использованием преимуществ геополитического положения (в том числе как транспортный узел), центр с основой инновационного развития и соответствующей законодательной базой для развития внешнеэкономической деятельности.


Библиографический список
  1. Министерство коммерции КНР и его управлений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mofcom.gov.cn/.
  2. Население Китая [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://infokitai.com/naselenie-kitaya.html.
  3. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce.
  4. Титаренко, М. Взаимоотношения Китая и России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ru.journal-neo.org/2014/03/07/kitaya-i-rossii/


Все статьи автора «Нехай Дарья Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: