УДК 339.924

О ПЕРСПЕКТИВАХ ИНТЕГРАЦИИ В ТУРИСТСКОЙ СФЕРЕ НА ТЕРРИТОРИИ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (ЕАЭС)

Косевска Наталия Викторовна
Санкт-Петербургский гуманитарный Университет Профсоюзов
доцент кафедры экономики и управления

Аннотация
В данной статье проводится краткий анализ перспектив образования единого рынка туристских услуг в странах ЕАЭС. В результате чего можно сделать ряд выводов о целесообразности и чрезвычайной актуальности данного процесса. Это подтверждают слова представителя Таможенного союза, а также некоторые статистические факты, касающиеся инвестиционных вложений в туристской сфере.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, единый туристский рынок, интеграционный союз, конкурентоспособность, социально-экономическое развитие страны


ABOUT THE PROSPECTS OF INTEGRATION IN THE TOURISM SECTOR IN THE COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION (EEU)

Kocevska Natalia Viktorovna
St. Petersburg humanitarian University of trade Unions
associate Professor, Department of Economics and management

Abstract
This article briefly examines the prospects of the common tourist services market formation in the countries of the EEU. Whereby it is possible to draw some conclusions about the appropriateness and timeliness of this process. It is confirmed by the words of the Customs Union representative, as well as some statistical facts regarding investments in the tourism sphere.

Библиографическая ссылка на статью:
Косевска Н.В. О перспективах интеграции в туристской сфере на территории стран Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/05/8858 (дата обращения: 30.09.2017).

1 января 2012 г. на территории Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан вступило в действие Единое экономическое пространство (ЕЭП), которое, в отличие от Таможенного союза (ТС), регулирует уже не только торговлю товарами, но также деятельность по предоставлению услуг, перемещение финансового и человеческого капитала (рабочей силы). Кроме того, это свободное передвижение граждан данных стран, облегченная процедура получения гражданства, единые условия при поступлении в вузы и значительная унификация в сфере медицинского обслуживания. С 1 января 2015 г. в полной мере вступили в силу интеграционные соглашения Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что дало новый виток в развитии интеграции на постсоветском пространстве.

В планах ЕАЭС присоединение к Европейскому Союзу (ЕС), что весьма обосновано с точки зрения развития отраслей экономики, в том числе туризма. Россия, Беларусь и Казахстан готовы поделиться своими ресурсами в обмен на инвестиционный капитал и новые технологии ЕС [1,3,5]. С началом создания ЕЭП стало возможно говорить о заложении базы формирования единого рынка, в том числе общего рынка туристских услуг между странами, входящими с него. В основе функционирования данного единого рынка положены основные принципы Шенгенской зоны. Создание ЕЭП ТС является самым высоким уровнем экономической интеграции стран, а Союзные программы – совершенно уникальным сегментом интеграции, которого нет ни в каких иных интеграционных образованиях мира. Единый рынок поможет сделать Россию, Беларусь и Казахстан ближе друг к другу, позволяя, тем самым, лучше противостоять кризисам и их последствиям, а также будет способствовать привлечению большего числа инвесторов. Именно в этом сейчас нуждается туристский рынок, как Беларуси, так и России и Казахстана. На сегодняшний день инвестиционный климат в России и Беларуси не способствует привлечению инвесторов, как отечественных, так и зарубежных.[4,6] Практически 90 % инвестиций идет на строительство малых объектов, доходность которых невелика. На развитие же крупных объектов инвесторы, на данный момент, предпочитают не вкладывать средства, а государственный бюджет не способен их финансировать.

Многие специалисты  отмечают, что темпы восстановления экономик России, Беларуси и Казахстана после финансового кризиса значительно замедляются. Это также весьма негативно отражается на инвестиционном климате. От создания ЕЭП выигрывает инвестиционный климат всех стран, входящих в него. Это связано, в первую очередь, с огромными возможностями для субъектов хозяйствования функционировать на гораздо более ёмком рынке ЕЭП, что будет способствовать привлечению большего числа как иностранных, так и отечественных инвесторов. Огромным плюсом в данном случае станет пограничное расположение трех государств друг к другу. По сути, можно провести некую параллель с тем, что было при Советском Союзе, когда также был единый рынок, в котором темпы роста внутреннего туризма стремительно росли.  В то же время, отличительной особенностью общего рынка ЕЭП от общего рынка СССР является то, что при ЕЭП страны, входящие в него остаются независимыми по отношению друг к другу. Цели интеграции стран ТС направлены на  улучшение показателей социально-экономического развития стран. За счет интеграции в ЕЭП и появившимся возможностям свободы передвижения не только товаров и людей (Таможенный Союз), но и капиталов и человеческих ресурсов (рабочей силы), сформируется общий рынок туристских услуг, благодаря которому исчезнут многие социально-экономические проблемы, в том числе проблемы безработицы и бедности. По словам директора департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Секретариата Комиссии ТС Галины Мартинкевич, экономические успехи от создания ЕЭП будут проявляться в создании тысяч новых производств и рабочих мест [2], в том числе в сфере туризма. Появится общий рынок труда. Это будет способствовать увеличению объемов предоставляемых услуг, и, как следствие, увеличению потока туристов в эти страны. С привлечением инвестиций в крупные объекты туристской сферы, появится возможность эффективного и гораздо более активного развития туристской инфраструктуры. В конечном счете, будет сформирован имидж стран ЕЭП как стран с высоким уровнем, в том числе и туристского обслуживания, развитой сферой предоставляемых услуг и благоприятным инвестиционным климатом.


Библиографический список
  1. Горовой А.А., Шлафман А.И. Пространственная организация интегрируемых инновационных предпринимательских структур// Экономика и предпринимательство. № 3(56) 2015. С. 869-876
  2. Котов А. И.Богачев В. Ф. Научные основы формирования инновационной региональной системы//Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. Выпуск 2 (61). 2013. С. 4 -11.
  3. Леонтьев Р. Г.Веретенников Н. П. Выбор стратегий железнодорожных корпораций, связанных с вовлечением малого бизнеса (окончание)//Бюллетень транспортной информации.-2006.-№ 7.-С. 16-23.
  4. Путин предложил Европе экономический альянс от Владивостока до Лиссабона // Лента. Ру: новостной ресурс. 2010. 25 нояб.  URL: http://lenta.ru/news/2010/11/25/wirtschaft/.
  5. Что России даст Единое экономическое пространство? // Российская газета – 2011. – 29 дек. – №5671 (295). URL: http://www.rg.ru/2011/12/29/prostranstvo.html.
  6. Шлафман А.И. Методические основы оценки эффективности государственного регулирования интеграционной деятельности предприятий//Мир экономики и права. -2011. №4. -С. 4-13.


Все статьи автора «Шлафман Александр Изевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: