УДК 336.22

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРО АУДИТОРОВ С ЦЕЛЬЮ ПОИСКА РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗА СЧЕТ УСИЛЕНИЯ РОЛИ НАЛОГОВОГО АУДИТА В РАМКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

Величко Ольга Борисовна1, Окунь Анжела Станиславовна2
1Кубанский государственный университет, студентка
2Кубанский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов

Аннотация
Рассмотрены и проанализированы экономические показатели деятельности Некоммерческих Партнёрств СРО аудиторов. Предложены мероприятия, направленные на повышение эффективности их деятельности в аспекте усиления роли налогового аудита в рамках обязательного с одной стороны и увеличения собираемости налоговых поступлений в доходную часть бюджетной системы государства с другой стороны.

SRO AUDITORS ECONOMIC ACTIVITY ANALYSIS IN ORDER TO SEARCH RESERVES OF IMPROVING EFFICIENCY THROUGH STRENGTHENING OF THE ROLE TAX AUDIT IN THE COMPULSORY ONE

Velichko Olga Borisovna1, Okun Anzhela Stanislavovna2
1Kuban State University, Economics Student
2Kuban State University, PhD, Associate Professor, Department of economic analysis, statistics and finance

Abstract
SROs' economic indicators were reviewed and analyzed. Effectiveness increase measures of making tax audit more important as a part of a compulsory one and of increasing tax revenues to the state budget were suggested.

Keywords: efficiency, non-profit partnership, SRO auditors, tax audit, tax tools


Библиографическая ссылка на статью:
Величко О.Б., Окунь А.С. Анализ экономической деятельности СРО аудиторов с целью поиска резервов повышения эффективности за счет усиления роли налогового аудита в рамках обязательного // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/05/8676 (дата обращения: 29.09.2017).

Просмотреть статью на английском языке

Проблема налогового администрирования является одной из ключевых в функционировании налоговой системы страны, а как  следствие экономической и налоговой безопасности государства. Не раз отмечалось на самом высоком уровне о необходимости совершенствовать существующее налогового законодательство не путём введения новых налогов, а  путём улучшения администрирование действующих. Об этом было сказано Дмитрием Медведевым на ХIII Международном инвестиционном форуме “Сочи -2014″, на восьмой встрече Форума по налоговому администрированию. На заседаниях правительства А. Силуановым так же отмечалась важность сближения налогового и бухгалтерского учёта, направленного на повышение качества предоставляемой отчетности, при этом не в ущерб налогоплательщику. Помимо это, актуальность проблемы подтверждается сложной экономической ситуацией в стране и мире, когда в силу введения всевозможных санкций , государству необходимо более рационально и эффективно использовать внутренние возможности привлечения средств, в частности налоговые поступления.

Обращаясь к налоговому администрированию как инструменту повышения эффективности налоговых поступлений, исследуем аналитическую информацию по двум направлениям: статистику налоговых правонарушений и  связанный с этим эффект экономического ущерба,  с одной стороны, и показатели эффективности экономической деятельности СРО аудиторов в аспекте резервов повышения этой эффективности за счет усиления роли налогового аудита в рамках обязательного, с другой стороны.

Проведённый анализ свидетельствует о следующем:

1.Согласно проанализированной статистике, количество экономических преступлений имеет тенденцию к снижению, в 2012-2013 оно составило 18%, однако это не говорит об их фактическом снижении, скорее о недостаточной раскрываемости преступлений в этой сфере.

2.Динамика преступлений налогового характера не коррелирует с динамикой общеэкономического характера, с динамикой материального ущерба от налоговых преступлений, поэтому особенно остро ощущается нехватка необходимых для исследования данных по налоговым преступлениям.

Очевидно, что несмотря на высокие абсолютные показатели налоговой преступности, в соответствующие годы было зафиксировано наименьшее значение относительных показателей. Можно сделать вывод, что значение имеет не столько снижение количества преступлений в общем, а снижения ущерба от каждого  конкретного нарушения.

3. Структура доходов 5 СРО на 2013 год распределяется с тем же характером, что и структура их численности – большую долю занимают АПР .

4. Динамика численности СРО имеет тенденцию к снижению, в 2012-2013 снижение составило 4,5 %.

5. Динамика доходов СРО имеет тенденцию к снижению прироста, если в 2011-2012 он составлял 24,8%, то в 2012-2013 уже лишь 3,1%.

Учитывая тенденцию к снижению численности и соответственно доходности СРО, можно говорить об оттоке аудиторов из данного вида деятельности в следствие резкого сокращения объёмов работ, в частности обязательного и инициативного аудита, который сосредотачивается в основном в ограниченном перечне аудиторских компаний и не позволяет развиваться данному виду деятельности. Однако, учитывая оценку экономической преступности, можно констатировать глобальную необходимость развития и расширения рынка аудиторских услуг, направленных на повышение эффективности контрольно-проверочных мероприятий в отношении деятельности хозяйствующих субъектов.

В контексте сказанного, можно отметить также, что существует резерв увеличения доходов СРО в первую очередь за счет увеличения членских взносов. Но не повышения суммы взноса как таковой, а повышения доли членов с большим доходом и большей численностью, ведь именно эти показатели являются базой для расчета взноса. Соответственно, чем выше доход и численность, тем больше взнос.

Сами же организации могут повысить эти показатели за счет внедрения новых услуг. В частности, на данный момент налоговый аудит и налоговые консультации на его основе являются факультативными при проведении обязательных мероприятий аудиторскими организациями. Отметим, что осуществление налогового аудита аудиторскими организациями никоим образом не пересекается с профессиональными обязанностями налоговых органов. Включение же его в обязательные мероприятия, проводимые аудиторскими организациями, могло бы увеличить доход стороны, проводящей аудит, соответственно доходы СРО, формируемые за счет взносов, и снизить налоговые риски организаций, риски банкротства, возникающие порой по итогам контрольно-проверочной деятельности налоговых органов и выражающиеся в суммах доначисленных налогов и штрафных санкций.

Кроме того, крайне незначительна численность сотрудников выездных налоговых проверок и мала доля покрытия в этой части хозяйствующих субъектов.           И несмотря на то, что в настоящее время активно разрабатываются законопроекты в области налогового консультирования и налогового мониторинга, потенциал их работы в будущем. Однако, аудиторские фирмы имеют реальные ресурсы, позволяющие рассмотреть бухгалтерскую  и налоговую информации во взаимосвязи, что видится более эффективным и актуальным в аспекте сближения бухгалтерского и налогового учета, о чем говорится как об одной из задач, которую предстоит решать в ближайшее время. В этой связи, консультации сотрудников аудиторских фирм по вопросам налогообложения могут оказаться более профессиональными, полезными.

СРО в этом аспекте могут найти для себя резервы увеличения доходов в проведении повышения квалификации аудиторов по вопросам, связанным с налоговым учетом, налогообложения в целом. Это также повысит уровень грамотности аудиторов как таковых и их клиентов, получающих более качественную и разностороннюю консультацию. В этом аспекте увеличатся и доходы, формируемые за счет взносов на внешний контроль качества.

Таким образом, налоговый аудит, как сопутствующая услуга в аудиторских компаниях будет способствовать не только более эффективному контролю налогоплательщиков в части правильного начисления налогов, но и увеличению доли налоговых доходов в бюджете страны.

В последующем планируется расширить перечень исследуемых факторов, влияющих на формирование угроз и рисков налоговой безопасности государства. В следствие чего повысится и актуальность налогового аудита.


Библиографический список
  1. The  Civil Code of the Russian Federation (RF CC) from30.11.1994 N 51 -FZ (ed from 22.10.2014) .
  2. RF Tax Code (Tax Code. Part I of 31.07.1998 № 146-FZ (as amended on 02.04.2014). Part II of 05.08.2000 № 117-FZ (as amended on 05.04.2013).
  3. Hraznova A.G., Dumnaj N.N. Macroeconomics. Theory and Russian practice: a textbook – 5th edition, Rev. and add. – M.: KNORUS 2008. Р. 688.
  4. Okun A.S. Tax tools to ensure the economic security of the state: a monograph . Krasnodar Kuban State. University, 2010. Р. 126.
  5. Statistical data on reporting forms. URL:   http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/

References
  1. The  Civil Code of the Russian Federation (RF CC) from30.11.1994 N 51 -FZ (ed from 22.10.2014) .
  2. RF Tax Code (Tax Code. Part I of 31.07.1998 № 146-FZ (as amended on 02.04.2014). Part II of 05.08.2000 № 117-FZ (as amended on 05.04.2013).
  3. Hraznova A.G., Dumnaj N.N. Macroeconomics. Theory and Russian practice: a textbook – 5th edition, Rev. and add. – M.: KNORUS 2008. Р. 688.
  4. Okun A.S. Tax tools to ensure the economic security of the state: a monograph . Krasnodar Kuban State. University, 2010. Р. 126.
  5. Statistical data on reporting forms. URL:   http://www.minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/


Все статьи автора «Величко Ольга Борисовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: