УДК 330.1:620.93

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ОТДЕЛА РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА ЭНЕРГОСЕРВИСНОЙ КОМПАНИИ

Ульянкин Олег Валерьевич
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева,
аспирант кафедры менеджмента

Аннотация
В статье затронута проблема формирования отдела риск-менеджмента в энергосервисной компании. Автор приводит оптимальный функциональный состав данного отдела, который включает риск-менеджеров: по оценке рисков инвестиционных проектов, по оценке и управлению рисками в реализуемых проектах, по работе с персоналом заказчика, по оценке внешних рисков и угроз, по подбору страховых продуктов и взаимодействию со страховщиками, по ведению реестра рисков.

Ключевые слова: риск, риск-менеджеры, управление рисками, энергосервис, энергосервисные компании


FUNCTIONAL STRUCTURE OF RISK MANAGEMENT DEPARTMENT OF ENERGY SERVICE COMPANY

Ulyankin Oleg Valerievich
Ogarev Mordovia State University
Postgraduate student of management department

Abstract
In the article, the author described the problem of building risk management department in the energy service company. The author proposed the optimal structure of this department, which includes these: risk assessment of investment projects, assessment and managing risks in the ongoing project, working with the customer's personnel, assessment the external risks and threats, selection of insurance products and interaction with insurers, maintaining a register of risks.

Библиографическая ссылка на статью:
Ульянкин О.В. Функциональный состав отдела риск-менеджмента энергосервисной компании // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/04/8558 (дата обращения: 30.09.2017).

В настоящее время отечественные энергосервисные компании (ЭСКО) приходят к осознанию необходимости создания собственной системы управления рисками. Сложности в процессе формирования данной системы вызывают: недостаток теории по управлению рисками в энергосервисных компаниях и небольшой опыт реализации проектов по энергосбережению российскими ЭСКО, поскольку энергосервис появился в нашей стране всего 5-6 лет назад с принятием Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Оптимальная система риск-менеджмента в ЭСКО состоит из таких элементов, как алгоритм реализации риск-менеджмента, методы оценки и управления рисками, условия и оговорки перфоманс-контрактов, рядовые сотрудники, как управляющие рисками на местах, руководство и непосредственно отдел риск-менеджмента, который является ключевым и связующим звеном в данной системе. Иными словами, отдел риск-менеджмента в ЭСКО – это своеобразный аналитический центр и центр исполнения управленческих решений, связанных с рисками. Вся информация о рисках в проектах по энергосбережению проходит через данный отдел и передается в подготовленном виде руководству для принятия решений, варианты которых также представляют риск-менеджеры. Далее отобранные и одобренные методы воздействия реализуются управляющими рисками (сотрудниками данного отела). Предложить возможный оптимальный состав отдела риск-менеджмента является целью данной статьи.

Следует отметить, что все сотрудники отдела не должны дублировать функции друг друга, у каждого из них должна быть своя зона контроля и возможности по влиянию на риски. Отдел риск менеджмента в ЭСКО отвечает за следующие зоны контроля:

−    анализ рисков заказчиков, подавших заявку на заключение перфоманс-контракта;

−    мониторинг и управление рисками в проектах, реализуемых ЭСКО;

−    обучение персонала заказчика энергоэффективному и бережливому поведению;

−   оценка необходимого страхового покрытия;

−   анализ внешних к проекту и энергосервисной компании рисков.

Следовательно, в состав отдела риск-менеджмента ЭСКО должны входить следующие сотрудники:

−   сотрудник по оценке рисков инвестиционных проектов;

−   сотрудник, занимающийся оценкой и управлением рисками в реализуемых проектах;

−   сотрудник по работе с персоналом заказчика;

−   сотрудник по оценке внешних рисков и угроз;

−   сотрудник, отвечающий за подбор страховых продуктов и взаимодействие со страховщиками;

−   дополнительно можно нанять сотрудника, который будет вести архив выявленных рисков и применённых к ним методов управления в реализованных проектах, то есть вести своеобразный реестр рисков.

Один из ключевых сотрудников отдела риск-менеджмента – сотрудник, занимающийся оценкой рисков инвестиционных проектов. Каждый проект по энергосбережению – это своеобразная инвестиция для энергосервисной компании. Следовательно, энергосервисная компания должна рассматривать проекты по энергосбережению, как инвестиционные проекты, и среди всей совокупности возможных заказчиков, ЭСКО должна выбирать наиболее платежеспособных, добросовестных, имеющих наименьшие риски в деятельности, а также отбирать только те проекты, в которых соотношение риск/прибыль являются наиболее приемлемым для компании. Платежеспособных заказчиков следует отбирать, поскольку проект заключается на 3-5 лет и заказчик на этот период должен быть в состоянии оплачивать счета за электроэнергию и экономию, достигнутую ЭСКО, из своей выручки. Добросовестных, поскольку очень важно, чтобы заказчик не скрыл существенные риски на первоначальном этапе и умышленно не добавлял риски в ходе реализации проекта.  Требование «имеющих наименьшие риски» подразумевает работу с заказчиками, которые не находятся в затруднительном финансовом положении, или положении близком к банкротству. Также не желательна работа с заказчиками, работающими в убыток в последние годы, или заложившими практически все имущество.  Соотношение риск/прибыль подразумевает, что ЭСКО консервативный и долгосрочный игрок и не «гонится» за сверхприбылью, участвуя в проектах с высокими рисками. Напротив, специфика энергосервиса требует от ЭСКО ориентироваться на проекты с наименьшими рисками.

Платежеспособность заказчика может оцениваться такими же процедурами, как и в банковском секторе. В том случае, когда заказчик рассчитывает на инвестиции со стороны ЭСКО (что традиционно подразумевает энергосервис) заказчик должен предъявить балансы и отчеты о прибылях и убытках, за последние 3 года или весь период деятельности, если он составляет менее трех лет. Эти документы позволят провести экспресс-анализ деятельности предприятия-заказчика по данным финансовой отчетности (проанализировать «больные» статьи в отчетности: убытки, ссуды и займы, просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженность; прибыль предприятия, рассчитать коэффициент соотношения заемных и собственных средств; коэффициент долга; коэффициент автономии; коэффициент финансовой устойчивости и другие [4, с. 489]). Кроме того, сотрудник ЭСКО может выехать на место и осмотреть основные здания и сооружения, состояние производственных мощностей, склады готовой продукции и т.д., чтобы убедиться в том, что все, заявленное заказчиком имущество, реально существует и находится в работоспособном состоянии.

Необходимо также изучить наиболее очевидные и вероятные риски заказчика проекта. Зачастую самым малозатратным и результативным способом анализа рисков заказчика является использование анкетирования или устного опроса его сотрудников или руководства. Риск-менеджеру следует поинтересоваться о крупных повреждениях имущества предприятия или убытках, вызванных определенными событиями, за последние годы. Изучить здания заказчика, их подверженность природным рискам (это можно сделать с достаточной степенью компетентности, поскольку в число сотрудников ЭСКО входят профессиональные строители и монтажники). Выехать на место, изучить тип местности, проверить основные системы пожарной сигнализации, охранные системы и т.д.; уточнить застраховано ли имущество, состоит ли в залоге или арендовано у других организаций.

Еще один важный элемент отдела риск-менеджмента – сотрудник, занимающийся управлением рисками в реализуемых проектах. Проект принятый к реализации нельзя измерять только в одной плоскости. Зачастую проект – это совокупность различных мероприятий, разделенных во времени. Следовательно, необходимо реагировать на проектные риски, сообразуясь с этапами реализации перфоманс-контракта. Оптимальная схема реализации перфоманс-контракта включает следующие этапы, и соответствующие им управленческие решения по рискам:

  1. Инвестиционный энергоаудит. С точки зрения управления рисками –это та же прединвестиционная стадия или стадия анализа и отбора проектов. Следовательно, мероприятия на данном этапе выполняются силами сотрудника, занимающегося оценкой рисков инвестиционных проектов (его функционал был описан выше).
  2. Заключение перфоманс-контракта и открытие финансирования. Наиболее опасны на данном этапе кредитные риски и риск задержки процесса согласования контракта из-за бюрократических процедур. Следовательно, очень важно контролировать процесс утверждения и подписания контракта и получения финансирования для проекта.
  3. Выполнение подготовительных работ и монтаж энергосберегающего оборудования.  Одновременно с выполнением подготовительных работ и монтажом оборудования необходимо реализовывать и предупредительные мероприятия. «Эффективный процесс управления рисками предусматривает реализацию комплекса превентивных мер, направленных на обеспечение безопасных условий труда, выявление, оценку и снижение рисков. Философия подхода основана на том, что безответственно и расточительно ожидать, когда произойдет несчастный случай, чтобы в дальнейшем выяснять, как предотвратить его повторение» [2, с. 96]. У предупредительных мероприятий две цели, снизить риск, и удешевить страхование (логично будет изучить перечень предупредительных мероприятий, проведение которых требуют страховщики перед заключением договора о страховании, поскольку они являются наиболее эффективными). На данном этапе также необходимо осуществлять контроль поставок оборудования, чтобы избежать задержек, и проводить контроль реализации основных мероприятий по повышению уровня энергосбережения, чтобы максимально быстро устранять риски, возникающие в ходе этого процесса.
  4. Обучение обслуживающего персонала. Управление рисками на данном этапе предполагает: проведение обучения по использованию дорогостоящего энергосберегающего оборудования; предложение рекомендаций по чистке и уходу за оборудованием; разработку системы штрафов за небрежное отношение к имуществу, закупаемому в рамках проекта, или несоблюдение норм по энергоэффективному поведению (для данной работы предлагается привлечь отдельного сотрудника, как это будет показано далее).
  5. Эксплуатация заказчиком энергосберегающего оборудования и его гарантийное обслуживание сотрудниками ЭСКО. Поскольку в рамках проекта заменяется значительная часть неэффективного оборудования, производится реконструкция помещений и другие мероприятия, процесс производства в прежней форме уже невозможен. Следовательно, сотрудники ЭСКО должны убедиться в том, что новое оборудование позволяет создать производственный процесс, как минимум аналогичный старому. То есть заказчик сможет производить объем товаров согласно плану средней загрузки производственной мощности (напомним, величина потребления энергии и экономия энергии в перфоманс-контракте рассчитывается исходя из планируемой средней загрузки мощностей заказчика). На данной стадии также необходимо контролировать износ оборудования, его плановый ремонт и обслуживание. Необходимо проводить мониторинг соблюдения персоналом заказчика предписаний по энергоэффективному и бережливому поведению.
  6. Достижение запланированного объема экономии энергии. На данном этапе должен осуществляться систематический контроль финансовой устойчивости заказчика; мониторинг квартальных показателей по финансовой зависимости, убыточности (или прибыльности) деятельности заказчика и т.д.; контроль объемов потребления энергии, с целью избежать отклонения от запланированных в перфоманс-контракте значений. И самое главное – поэтапный контроль достижения показателей экономии энергии, чтобы выявлять отклонение в том периоде, в котором оно возникло, а не в конце срока реализации перфоманс-контракта, когда предпринять уже практически ничего нельзя.

В качестве дополнительных методов управления рисками, выступает включение условий и оговорок в перфоманс-контракт. Например, в случае изменения подверженности рискам заказчика, могут быть сняты гарантии по проекту (к примеру, в страховании в случае повышения подверженности риску клиента, в выплате страхового возмещения может быть отказано); в случае умышленного превышения потребления энергии должны применяться штрафы и т.д.

Не менее важен и сотрудник, отвечающий за подбор страховых продуктов и взаимодействие со страховщиками. Работа со страховыми компаниями, подбор страховых продуктов и заключение договоров страхования по факту воплощаются  в  значительном  объеме работы, ошибки в которой приведут к увеличению стоимости страхования и снижению рентабельности проекта. Следовательно, в отделе риск-менеджмента ЭСКО должен быть сотрудник, который отвечает за взаимодействие со страховыми компаниями, оценку необходимого страхового покрытия, оценку допустимых размеров расходов на страхование, работу со страховщиками с целью исключения сопутствующих необходимым видов страхования из покрытия, получения оптимальных страховых тарифов и т.д. Безрукова Т.Л., Шанин И.И., Якунина А.П., Зиборова Я.С. в качестве альтернативы сотруднику по работе со страховщиками предлагают привлечь страхового брокера, мотивируя это тем, что «…возможности брокера намного шире, поскольку исходя из самой сути собственной профессиональной рабочей деятельности у него имеется гораздо больший опыт работы с различными страховщиками, страховые брокеры знакомы с политикой выплат страховых возмещений десятков компаний, тогда, когда штатный риск-менеджер обладает знаниями о единицах таких компаний»             [1, с. 101]. Решение о привлечении страхового брокера может быть выгодно для ЭСКО, поскольку затраты на его услуги существенно ниже, чем содержание собственного сотрудника. Однако, профессионализм и непредвзятость конкретного страхового брокера не всегда удается выяснить до первых судебных тяжб со страховой компанией, которая была рекомендована, но при наступлении страхового случая отказывается произвести выплаты.

Как сказано выше, в рамках формирования отдела риск-менеджмента существует потребность в том, чтобы нанять сотрудника по обучению персонала заказчика. Необходимо понимать, что при планировании проекта по энергосбережению, закладываются определенные стандарты бережливого и энергоэффективного поведения со стороны персонала заказчика, и, если такого поведения не будет, одна лишь установка энергосберегающего оборудования и систем подачи энергии и воды не позволит достичь запланированных показателей по проекту.  Необученный персонал заказчика – это серьезный риск для проекта.

Выделение дополнительного сотрудника для целей обучения персонала заказчика объясняется тремя причинами: во-первых, обучать придется часто, поскольку ЭСКО реализует сразу несколько проектов на объектах различных заказчиков, и после выполнения необходимых работ переходит к новым проектам (продолжая обслуживать действующие перфоманс-контракты еще  3-5 лет); во-вторых, обучать должен человек, который может работать с людьми: умеет учить, разъяснять непонятные моменты, осуществлять контроль знаний; в-третьих, необходимо обеспечить постоянную информационную поддержку заказчика и его сотрудников по вопросам бережливого и энергоэффективного поведения, а также разработать систему мотивации за соблюдение или несоблюдение предписаний.

По большому счету проводить обучение персонала заказчика могут многие из сотрудников ЭСКО. Однако, мы данную функцию предлагаем выполнять риск-менеджеру. Во-первых, обучение носит не развивающий характер, а скорее предупредительный. Сотрудников заказчика учат не только подходам к энергосбережению, но и тому, как не испортить оборудование, как не создать своими действиями условия для возникновения новых рисков. Во-вторых, разрабатывают и доводят до сотрудников заказчика систему поощрения и наказания при реализации проекта. Система мотивации разрабатывается в зависимости от величины рисков и ущербов, которые могут нести сотрудники заказчика, и оценить такую зависимость могут только сотрудники отдела риск-менеджмента.

Еще один важный компонент отдела риск-менеджмента в ЭСКО –сотрудник, который будет вести реестр рисков. Реестр рисков – это документ, в котором отражены риски, с которыми сталкивалась ЭСКО в предыдущих проектах, а также наиболее эффективные способы реагирования на них. В данном документе учитываются также те риски, которые были выявлены другими энергосервисными компаниями в проектах по энергосбережению и возможные размеры ущербов по данным рискам. Продуманный подход к созданию реестра риска представлен в документе «Менеджмент риска. Руководство по созданию реестра риска организации» разработанном Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» [3]. Вести данный реестр необходимо каждой энергосервисной компании, чтобы создать некоторую базу решений по реагированию на повторяющиеся от проекта к проекту риски, и тем самым экономить ресурсы компании на управлении рисками.


Библиографический список
  1. Безрукова Т.Л., Шанин И.И., Якунина А.П., Зиборова Я.С. Управление системой риск-менеджмента// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований – 2014. – №9-3. – С. 99-102.
  2. Левашов С. Управление профессиональными рисками на основе концепции ключевых индикаторов// Проблемы теории и практики управления. – 2014. – №5. – С. 96-105.
  3. Менеджмент риска. Руководство по созданию реестра риска организации. – М.: Стандартинформ, 2013. – 16 с.
  4. Совалева Н. А. Методика проведения анализа финансовой устойчивости по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на примере ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод» // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 487-490.


Все статьи автора «Ульянкин Олег Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: