УДК 339.13

ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ПРОДВИЖЕНИИ НА РЫНОК ПРОДУКЦИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Петрова Лолита Константиновна
Кубанский государственный университет

Аннотация
В статье представлен анализ проблемы, которая связанна с импотрозамещением молочной продукции на территории Российской Федерации. Дана оценка состояния уровня доступности продуктов для самостоятельного изготовления молочных продуктов. Сформулированы предложения по продвижению на рынок продукции российских производителей молочных продуктов.

Ключевые слова: брендинг., импортозамещение, конкурентоспособность, молочная продукция, сыр, сырные продукты


APPLICATION OF MARKETING COMMUNICATIONS IN ADVANCE ON THE MARKET OF PRODUCTION RUSSIAN DAIRY INDUSTRY

Petrova Lolita Konstantinovna
Kuban state university

Abstract
The analysis of a problem which is connected with an impotrozameshcheniye of dairy products in the territory of the Russian Federation is presented in article. The assessment of a condition of level of availability of products to independent production of dairy products is given. Offers on advance on the market of production of the Russian producers of dairy products are formulated.

Библиографическая ссылка на статью:
Петрова Л.К. Применение маркетинговых коммуникаций в продвижении на рынок продукции российской молочной промышленности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/04/8408 (дата обращения: 29.09.2017).

В августе 2014 года Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным был подписан запрет на ввоз продовольственных товаров, сырья и отдельных видов сельскохозяйственной продукции из стран, поддержавших введение экономических и политических санкций, в отношении РФ. Около 70% импорта творога и сыров выпало на страны, которые попали под продовольственные санкции правительства РФ: Украина, Финляндия, Нидерланды, Литва и ФРГ (диаграмма 1). В данной ситуации актуализируется создание мощной собственной производственной базы, ориентированной на импортозамещение [4,9,17].

Диаграмма 1. Структура импорта сыров и сырных продуктов по странам за 2013 год, %. Источник: АМИКО

Длительный неудовлетворенный спрос инициировал начало процесса импортозамещения на рынке сыров и сырных продуктов еще за долго до введения санкций[16], последние же явились его катализатором. Из диаграммы 2, представленной ниже, наглядно прослеживается отрицательный темп прироста за прошедший год.

Диаграмма 2. Объемы производства сыров и сырных продуктов в 2010-2013 гг. в России, тыс. тонн. Источник: Step by Step

Однако решить проблему развития российского сырного производства и повышения конкурентоспособности предприятий отечественной молочной промышленности невозможно только технически. Здесь необходим комплексный подход, связывающий воедино все материальные и интеллектуальные ресурсы [7] бизнеса, способные максимально повысить его эффективность и адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям рыночной среды[8,14]. Молочные продукты относятся к сегменту товаров постоянного спроса. В то же самое именно сыры относятся к тем товарам, на изменение цены которых рынок реагирует наиболее эластично[15].

Диаграмма 3. Структура ценообразования на сыры и сырные продукты отечественного производителя. Источник: Агентство Агрофакт

Как видно из диаграммы 3, большую часть в структуре ценообразования на молочную продукцию составляет цены сырья – 66%, затем издержки и прибыль, связанная с оптовой и розничной торговлей – 21% и третье место занимают издержки и прибыль производителя. Исходя из ценового критерия, можно выделить классификации сыров. Первая включает в себя три большие категории:

  1. Базовый ассортимент – данную группу составляют сыры, наиболее популярные среди потребителей, которые обладают высоким товарооборотом.
  2. Элитный ассортимент – состоит из дорогих благородных сыров.
  3. Дополнительный ассортимент – в данную группу попадают сыры, находящиеся между категориями базового ассортимента и элитных сортов сыра.

Вторая классификация состоит из ценовых сегментов:

-              низкий (менее 180 р. за 1 кг);

-              средний (180 – 230 руб.);

-              выше среднего (230 – 350 руб.);

-              премиум (более 350 ру.).

Ценовой сегмент российских производителей сыров сосредоточен на среднем и низком уровне, в то время как премиум категория была практически целиком занята зарубежными марками. Но с введением продовольственных санкций ситуация координально стала меняться. Многие компании решили заняться производством аналогов элитных сортов сыра и сырных продуктов, что приведет к внеплановому расширению их ассортимента [11]. Развитие данного направления требует огромных инвестиционных вливаний, а так же установление особых технологий на производстве. Однако неведение того, как долго продлятся санкции, заставляет задуматься многих производителей сыров в данной инициативе по разработке аналогов европейских благородных сыров.

В системе повышения качества продукции молочного производства и выведения на рынок новых продуктов одно из важнейших мест занимает маркетинг[1,13]. Их продвижение на рынок должно быть связано с грамотно разработанной системой маркетинговых коммуникаций[2,12], роль которой была традиционно необоснованно занижена в системе управления отечественных промышленных предприятий [6], способной в максимально короткие сроки создать узнаваемость российских товаров и их товарных знаков у потребителей. Согласно статистики на территории РФ осуществляют свою деятельность около 600 крупных производителей сыров и порядка 150 сыроваренных заводов, ведущие позиции по изготовлению твердых и мягких сыров занимают: «Сыр Стародубский» (Брянская область); «Можгасыр» (Удмуртия); «Калининский» (Краснодарский край). И не одна из этих марок не является хорошо известной и легко узнаваемой. В то же время зарубежные товаропроизводители[3] уже давно умело пользуются преимуществами интегрированных маркетинговых коммуникаций, а также современных инновационных маркетинговых механизмов[5] для завоевания позиций на российском рынке.

В сложившихся обстоятельствах, в условиях отсутствия на рынке зарубежных производителей российские молочники могут активно внедрять в производство новые технологии и выводить на рынок новые аналоги популярных в нашей стране сыров. При этом помимо разработки новых замещающих технологий отечественному бизнесу следует обратить внимание также на использование зарубежного опыта реализации комплекса маркетинга, адаптивного российским рыночным условиям.


Библиографический список
  1. Козырь Н.С. Реструктуризация бизнеса и оценка его стоимости// Наука и экономика. 2010. № 2.
  2. Никулина О.В. Стратегические ориентиры инновационного развития экономики: монография – Краснодар: Просвещение – Юг., 2010.
  3. Шевченко И.В., Клейменова Г.В., Тахмазян Э.Л. Стратегия развития россйского менеджмента в глобализирующейся экономике // Финансы и кредит. 2012. № 19 (259).
  4. Шевченко И.В., Мудрова Л.И., Щеблыкина Ю.С. Проблемы транснационализации российского бизнеса // Финансы и кредит. 2010. № 3 (387).
  5. Костецкий А.Н., Старкова Н.О. Управление интеллектуальными активами //: Учеб. пособие – Краснодар: М-во образования и науки Российской Федерации, Кубан. гос. ун-т., 2011.
  6. Куницына Н.Н., Савцова А.В. Региональные экономические системы: цикличность и неопределенность динамики (монография) – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2010.
  7. Старкова Н.О., Старков И.С. Применение современных подходов к управлению изменениями в информационной системе предприятия // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 66.
  8. Старкова Н.О., Рзун И.Г., Аверина А.В. Инфляция на потребительском рынке России. Оценка тенденций и перспектив//Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 41-1.
  9. Старкова Н.О., Дырий А.П. Анализ остояния современного рынка молока и молочной продукции в РФ // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-3.
  10. Василевский Д.Ю. Новые возможности на гиперконкурентном рынке (аналитический обзор молочного рынка) // Маркетинг в России и за рубежом. ‒ 2013.
  11. Кизим А.А., Старкова Н.О., Дырий А.П. Брендинг как приоритетное направление развития маркетинговой деятельности российских предприятий пищевой промышленности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 6 (49).
  12. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. // Питер. ‒ 2010.
  13. Кизим А.А., Старкова Н.О., Дырий А.П. Брендинг как приоритетное направление развития маркетинговой деятельности российских предприятий пищевой промышленности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 6 (49).
  14. Старкова Н.О., Кизим А.А. Управление маркетингом промышленных предприятий // Экономика устойчивого развития. 2012. № 9.
  15. Костецкий А.Н., Старкова Н.О. Оценка уровня управления интеллектуальными активами на предприятиях пищевой промышленности Краснодарского края //Финансы и кредит. 2009. № 34.
  16. Старкова Н.О. Особенности применения маркетинга в деятельности современных сельскохозяйственных предприятий // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 81.
  17. Никулина О.В., Шевченко И.В. Международный бизнес: теория и практика управления – Краснодар: Кубан. гос. ун-т., 2012.


Все статьи автора «Ychachy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: