УДК 339.13

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ОБУВИ МАГАЗИНА «ВЕЛЕС» НА ОСНОВЕ АВС-XYZ-АНАЛИЗА

Перминова Наталья Александровна1, Баженов Руслан Иванович2
1Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, студент
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники

Аннотация
В данной статье раскрывается сущность действий ABC-XYZ–анализа. Произведен ABC-XYZ–анализ ассортимента обуви в магазине «Велес». Сформулированы выводы по обеспечению ассортимента. Приведенный анализ можно использоваться в организациях, которые занимается реализацией обуви.

Ключевые слова: АBC-анализ, анализ ассортимента, ХYZ-анализ


IMPROVING THE RANGE OF SHOE STORE "VELES" BY ABC - XYZ – ANALYSIS

Perminova Natalia Aleksandrovna1, Bazhenov Ruslan Ivanovich2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, Student
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, Candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science

Abstract
This article reveals the essence of action ABC-XYZ- analysis. Produced by ABC-XYZ- analysis for range of shoes in the store "Veles". Conclusions formulated to provide the range. This analysis can be used in organizations that sells shoes.

Keywords: ABC analysis, analysis range, XYZ analysis


Библиографическая ссылка на статью:
Перминова Н.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента обуви магазина «Велес» на основе АВС-XYZ-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/03/7782 (дата обращения: 26.05.2017).

Свмещенный ABC-XYZ-анализ широко используется для ранжирования и группирования ассортиментных позиций по степени прогнозируемости объема спроса или уходимости товара. Величина вероятной погрешности при прогнозировании объема реализации является важнейшим фактором при выборе рациональной стратегии управления товарным запасом на любом предприятии.

Проблемами ABC-XYZ-анализа занимаются российские и зарубежные ученые. Е.А.Бузукова рассмотрела анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC- и XYZ-анализа [1]. Оценку результативности ABC-XYZ-анализа показал Е.П.Голубков [2]. С.В.Ласковец, Р.В.Каптюхин, О.Н.Жидкова применили методы анализа ассортимента в целях совершенствования товарной политики компании [3]. А.И.Репичев провел анализ товарного портфеля сельскохозяйственного предприятия [4]. Рационализация управления трудовыми потоками в логистических системах проектных организаций на основе ABC-XYZ анализа показана В.В.Дементьевым и А.В.Фоменко [5]. Совершенствование управления запасами с помощью автоматизации проведения АВС – и XYZ – анализа исследовано Д.В.Эссауленко и др. [6]. Р.И.Баженов и др. применяли модификации анализа в различных предметных областях [7-16]. Зарубежные ученые используют ABC-XYZ- анализ в своих исследованиях [17-19].

Покажем ABC-XYZ-анализ ассортимента обуви специализированного магазина. Организация, которая предоставила данные о реализации товаров, находится в с.Амурзет. В работе представлен ассортимент товаров, включающий в себя 41 позицию.

Кратко опишем применяемый метод.

ABC-анализ.

Ассортимент обычно анализируется по двум характеристикам: объем продаж и получаемая прибыль. АВС-анализ разбивает товары на группы: группа A – товары, доля нарастающего итога которого близка к 0,8 (то есть 80%); группа В – товары, находящиеся выше позиции, где значение нарастающего итога будет приблизительно равно 0,95 (то есть 95%); группа С  - все оставшиеся товары.

XYZ-анализ.

Рассматриваемый метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность  бизнес-процессов, например, стабильность продаж отдельных видов товаров. Результат XYZ-анализа – это три категории:

- X – группы товаров, характеризующиеся стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования.

- Y – группы товаров, характеризующиеся известными сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.

- Z – группы товаров с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.

В группу X попадают товары с колебанием продаж в течение года от 0 до 10%, в группу Y – от 10 до 25%, в группу Z – товары с непредсказуемыми колебаниями продаж и, как следствие, не поддающиеся прогнозу.

Далее проводим сцепление групп ABC, XYZ в соответствии с наименованиями и анализируем полученные группы.

Покажем применение представленного метода. Отчет из информационной системы показывает объем продаж (в руб.) (табл.1) за сентябрь, октябрь и ноябрь 2014 года.

Таблица 1 – Исходные данные

Наименование товара

сентябрь октябрь ноябрь

1

Кроссовки черные мужские арт. 1386

9600

6000

2400

2

Кроссовки серые мужские арт. 2051

6800

1360

4080

3

Кроссовки замшевые мужские

9800

7000

8400

4

Кроссовки кожанные мужские на шнурках

16800

13440

0

5

Кроссовки белые мужские арт. 1485

10800

3600

1200

6

Кроссовки черные мужские на липучках

4200

1050

0

7

Мокасины черно-белые мужские

17760

8880

1480

8

Кроссовки белые женские арт. 1254

13200

3600

6000

9

Кроссовки женские серо-розовые арт.2136

5120

10240

2560

10

Кроссовки женские черные арт.2155

5750

6900

0

11

Туфли женские черные арт.1863

25200

14400

0

12

Туфли женские черные арт. 1984

19800

14850

1650

13

Туфли женские черные лакированные

30720

7680

0

14

Туфли женские розовые арт. 1811

4740

1580

0

15

Туфли женские серые с бантом

20400

6800

3400

16

Сапоги зимние женские черные арт.2318

0

4700

35250

17

Сапоги зимние женские черные арт. 2334

2150

10750

30100

18

Сапоги женские зимние замшевые

0

14880

24180

19

Дутыши женские синие арт. 1547

0

3600

5400

20

Дутыши женские черно-розовые арт. 1235

0

6300

12600

21

Дутыши женские черные арт.1256

0

2000

8000

22

Дутыши мужские черные арт. 1488

0

890

2670

23

Валенки детские арт. 3563

0

6960

9280

24

Сапоги осенние женские черные арт. 3522

21600

18000

5400

25

Сапоги осенние женские черные арт. 3524

28700

16400

2050

26

Сапоги осенние женские серые арт. 2742

10200

6800

0

27

Сапоги осенние женские черные замшевые

30000

20000

2000

28

Батильоны осенние женские леопардовые арт. 2614

39600

13200

6600

29

Туфли мужские черные арт. 1128

22400

16000

0

30

Туфли мужские черные арт. 1135

22200

25900

1850

31

Туфли мужские черные замшевые

11200

8400

4200

32

Туфли мужские зимние черные арт. 1698

0

3560

26700

33

Туфли мужские зимние черные арт. 1677

0

6400

28800

34

Мокасины мужские зимние черные арт. 3244

0

14000

32000

35

Тапочки домашние женские мягкие арт. 1086

1380

1840

3680

36

Тапочки домашние женские мягкие арт. 2111

1900

760

2280

37

Тапочки домашние мужские мягкие арт. 1083

362

3258

1448

38

Тапочки резиновые женские розовые арт. 1836

3750

500

0

39

Тапочки резиновые женские зеленые арт. 1885

2500

0

1000

40

Тапочки резиновые женские голубые арт. 1844

3000

1000

2000

41

Тапочки резиновые мужские черные арт. 1943

2800

1680

840

Далее вычисляем общую сумму за три месяца, вычисляем долю дохода от реализации каждой позиции и долю с нарастающим итогом анализа ассортимента и разбиваем номенклатуру по группам.

Разбиение на группы в соответствии с объемом продаж:  А – 80%; В – 15%, С – 5%. Полученные результаты приведем в табл. 2.

Таблица 2 – Разбиение продукции по группам ABC-анализа

Наименование товара

Сумма трех месяцев

% от общей суммы

Накопительный итог

АВС

28

Батильоны осенние женские леопардовые арт. 2614

59400

6,04%

6,04%

A

27

Сапоги осенние женские черные замшевые

52000

5,29%

11,33%

A

30

Туфли мужские черные арт. 1135

49950

5,08%

16,42%

A

25

Сапоги осенние женские черные арт. 3524

47150

4,80%

21,21%

A

34

Мокасины мужские зимние черные арт. 3244

46000

4,68%

25,89%

A

24

Сапоги осенние женские черные арт. 3522

45000

4,58%

30,47%

A

17

Сапоги зимние женские черные арт. 2334

43000

4,37%

34,85%

A

16

Сапоги зимние женские черные арт.2318

39950

4,06%

38,91%

A

11

Туфли женские черные арт.1863

39600

4,03%

42,94%

A

18

Сапоги женские зимние замшевые

39060

3,97%

46,91%

A

29

Туфли мужские черные арт. 1128

38400

3,91%

50,82%

A

13

Туфли женские черные лакированные

38400

3,91%

54,73%

A

12

Туфли женские черные арт. 1984

36300

3,69%

58,42%

A

33

Туфли мужские зимние черные арт. 1677

35200

3,58%

62,00%

A

15

Туфли женские серые с бантом

30600

3,11%

65,12%

A

32

Туфли мужские зимние черные арт. 1698

30260

3,08%

68,19%

A

4

Кроссовки кожанные мужские на шнурках

30240

3,08%

71,27%

A

7

Мокасины черно-белые мужские

28120

2,86%

74,13%

A

3

Кроссовки замшевые мужские

25200

2,56%

76,70%

A

31

Туфли мужские черные замшевые

23800

2,42%

79,12%

A

8

Кроссовки белые женские арт. 1254

22800

2,32%

81,44%

B

20

Дутыши женские черно-розовые арт. 1235

18900

1,92%

83,36%

B

9

Кроссовки женские серо-розовые арт.2136

17920

1,82%

85,18%

B

26

Сапоги осенние женские серые арт. 2742

17000

1,73%

86,91%

B

23

Валенки детские арт. 3563

16240

1,65%

88,56%

B

5

Кроссовки белые мужские арт. 1485

15600

1,59%

90,15%

B

10

Кроссовки женские черные арт.2155

12650

1,29%

91,44%

B

2

Кроссовки серые мужские арт. 2051

12240

1,25%

92,68%

B

21

Дутыши женские черные арт.1256

10000

1,02%

93,70%

B

19

Дутыши женские синие арт. 1547

9000

0,92%

94,62%

B

35

Тапочки домашние женские мягкие арт. 1086

6900

0,70%

95,32%

C

14

Туфли женские розовые арт. 1811

6320

0,64%

95,96%

C

40

Тапочки резиновые женские голубые арт. 1844

6000

0,61%

96,57%

C

41

Тапочки резиновые мужские черные арт. 1943

5320

0,54%

97,11%

C

6

Кроссовки черные мужские на липучках

5250

0,53%

97,65%

C

37

Тапочки домашние мужские мягкие арт. 1083

5068

0,52%

98,16%

C

36

Тапочки домашние женские мягкие арт. 2111

4940

0,50%

98,67%

C

38

Тапочки резиновые женские розовые арт. 1836

4250

0,43%

99,10%

C

22

Дутыши мужские черные арт. 1488

3560

0,36%

99,46%

C

39

Тапочки резиновые женские зеленые арт. 1885

3500

0,36%

99,82%

C

1

Кроссовки черные мужские арт. 1386

1800

0,18%

100,00%

C

Для произведения классификации товаров предприятия в зависимости от того, как они потребляются и точности в прогнозе изменений их необходимости в течении трех месяцев разобьем продукцию на три группы : X, Y, Z.

Для этого вычисляем среднюю сумму за три месяца, коэффициент вариации в процентах и компонуем на  три группы X (товары, потребление которых имеет стабильный характер), Y (потребление имеет склонность к понижению или повышению, либо подвергается сезонным колебаниям), Z (потребление продукции этой группы имеет нерегулярный характер) (табл. 3, 4).

Таблица 3 – Разбиение продукции по группам XYZ-анализа

Наименование товара

Среднее значение

Коэффициент вариации

XYZ

1

Кроссовки черные мужские арт. 1386

9000

0,49

Z

2

Кроссовки серые мужские арт. 2051

6120

0,54

Z

3

Кроссовки замшевые мужские

12600

0,14

Y

4

Кроссовки кожанные мужские на шнурках

15120

0,72

Z

5

Кроссовки белые мужские арт. 1485

7800

0,78

Z

6

Кроссовки черные мужские на липучках

2625

1,02

Z

7

Мокасины черно-белые мужские

14060

0,71

Z

8

Кроссовки белые женские арт. 1254

11400

0,54

Z

9

Кроссовки женские серо-розовые арт.2136

8960

0,53

Z

10

Кроссовки женские черные арт.2155

6325

0,72

Z

11

Туфли женские черные арт.1863

19800

0,78

Z

12

Туфли женские черные арт. 1984

18150

0,63

Z

13

Туфли женские черные лакированные

19200

1,02

Z

14

Туфли женские розовые арт. 1811

3160

0,94

Z

15

Туфли женские серые с бантом

15300

0,72

Z

16

Сапоги зимние женские черные арт.2318

19975

1,17

Z

17

Сапоги зимние женские черные арт. 2334

21500

0,82

Z

18

Сапоги женские зимние замшевые

19530

0,76

Z

19

Дутыши женские синие арт. 1547

4500

0,75

Z

20

Дутыши женские черно-розовые арт. 1235

9450

0,82

Z

21

Дутыши женские черные арт.1256

5000

1,02

Z

22

Дутыши мужские черные арт. 1488

1780

0,94

Z

23

Валенки детские арт. 3563

8120

0,73

Z

24

Сапоги осенние женские черные арт. 3522

22500

0,46

Z

25

Сапоги осенние женские черные арт. 3524

23575

0,69

Z

26

Сапоги осенние женские серые арт. 2742

8500

0,75

Z

27

Сапоги осенние женские черные замшевые

26000

0,67

Z

28

Батильоны осенние женские леопардовые арт. 2614

29700

0,72

Z

29

Туфли мужские черные арт. 1128

19200

0,74

Z

30

Туфли мужские черные арт. 1135

24975

0,64

Z

31

Туфли мужские черные замшевые

11900

0,36

Z

32

Туфли мужские зимние черные арт. 1698

15130

1,17

Z

33

Туфли мужские зимние черные арт. 1677

17600

1,05

Z

34

Мокасины мужские зимние черные арт. 3244

23000

0,85

Z

35

Тапочки домашние женские мягкие арт. 1086

3450

0,43

Z

36

Тапочки домашние женские мягкие арт. 2111

2470

0,39

Z

37

Тапочки домашние мужские мягкие арт. 1083

2534

0,71

Z

38

Тапочки резиновые женские розовые арт. 1836

2125

1,17

Z

39

Тапочки резиновые женские зеленые арт. 1885

1750

0,88

Z

40

Тапочки резиновые женские голубые арт. 1844

3000

0,41

Z

41

Тапочки резиновые мужские черные арт. 1943

2660

0,45

Z

Таблица 4 – Разбиение продукции по группам XYZ-анализа (сортировка по группам XYZ)

Наименование товара

Среднее значение

Коэффициент вариации

XYZ

3

Кроссовки замшевые мужские

12600

0,14

Y

1

Кроссовки черные мужские арт. 1386

9000

0,49

Z

2

Кроссовки серые мужские арт. 2051

6120

0,54

Z

4

Кроссовки кожанные мужские на шнурках

15120

0,72

Z

5

Кроссовки белые мужские арт. 1485

7800

0,78

Z

6

Кроссовки черные мужские на липучках

2625

1,02

Z

7

Мокасины черно-белые мужские

14060

0,71

Z

8

Кроссовки белые женские арт. 1254

11400

0,54

Z

9

Кроссовки женские серо-розовые арт.2136

8960

0,53

Z

10

Кроссовки женские черные арт.2155

6325

0,72

Z

11

Туфли женские черные арт.1863

19800

0,78

Z

12

Туфли женские черные арт. 1984

18150

0,63

Z

13

Туфли женские черные лакированные

19200

1,02

Z

14

Туфли женские розовые арт. 1811

3160

0,94

Z

15

Туфли женские серые с бантом

15300

0,72

Z

16

Сапоги зимние женские черные арт.2318

19975

1,17

Z

17

Сапоги зимние женские черные арт. 2334

21500

0,82

Z

18

Сапоги женские зимние замшевые

19530

0,76

Z

19

Дутыши женские синие арт. 1547

4500

0,75

Z

20

Дутыши женские черно-розовые арт. 1235

9450

0,82

Z

21

Дутыши женские черные арт.1256

5000

1,02

Z

22

Дутыши мужские черные арт. 1488

1780

0,94

Z

23

Валенки детские арт. 3563

8120

0,73

Z

24

Сапоги осенние женские черные арт. 3522

22500

0,46

Z

25

Сапоги осенние женские черные арт. 3524

23575

0,69

Z

26

Сапоги осенние женские серые арт. 2742

8500

0,75

Z

27

Сапоги осенние женские черные замшевые

26000

0,67

Z

28

Батильоны осенние женские леопардовые арт. 2614

29700

0,72

Z

29

Туфли мужские черные арт. 1128

19200

0,74

Z

30

Туфли мужские черные арт. 1135

24975

0,64

Z

31

Туфли мужские черные замшевые

11900

0,36

Z

32

Туфли мужские зимние черные арт. 1698

15130

1,17

Z

33

Туфли мужские зимние черные арт. 1677

17600

1,05

Z

34

Мокасины мужские зимние черные арт. 3244

23000

0,85

Z

35

Тапочки домашние женские мягкие арт. 1086

3450

0,43

Z

36

Тапочки домашние женские мягкие арт. 2111

2470

0,39

Z

37

Тапочки домашние мужские мягкие арт. 1083

2534

0,71

Z

38

Тапочки резиновые женские розовые арт. 1836

2125

1,17

Z

39

Тапочки резиновые женские зеленые арт. 1885

1750

0,88

Z

40

Тапочки резиновые женские голубые арт. 1844

3000

0,41

Z

41

Тапочки резиновые мужские черные арт. 1943

2660

0,45

Z

Для подробного анализа данных составляем таблицу (табл. 5).

Таблица 5 – Итоговые значения по количеству наименований

Наименование Количество наименований продукции Доля от общего количества
Группа X

0

0%

Группа Y

1

2%

Группа Z

40

98%

Итого:

41

100%

Проанализировав данные из табл. 4, можно сделать вывод:

  1. Группа Х не содержит наименований товара.
  2. Группа Y содержит 1 наименование товара (кроссовки замшевые мужские), что составляет 2% от общего количества исследуемого товара.
  3. Группа Z содержит 40 наименований товара (Туфли мужские черные замшевые, Кроссовки черные мужские арт. 1386, Кроссовки серые мужские арт. 2051, Кроссовки кожанные мужские на шнурках, Кроссовки белые мужские арт. 1485, Кроссовки черные мужские на липучках, Мокасины черно-белые мужские, Кроссовки белые женские арт. 1254, Кроссовки женские серо-розовые арт.2136, Кроссовки женские черные арт.2155, Туфли женские черные арт.1863, Туфли женские черные арт. 1984, Туфли женские черные лакированные, Туфли женские розовые арт. 1811, Туфли женские серые с бантом, Сапоги зимние женские черные арт. 2334, Сапоги зимние женские черные арт.2318, Сапоги женские зимние замшевые, Дутыши женские синие арт. 1547, Дутыши женские черно-розовые арт. 1235, Дутыши женские черные арт.1256, Дутыши мужские черные арт. 1488, Валенки детские арт. 3563, Сапоги осенние женские черные арт. 3522, Сапоги осенние женские черные арт. 3524, Сапоги осенние женские серые арт. 2742, Сапоги осенние женские черные замшевые, Батильоны осенние женские леопардовые арт. 2614, Туфли мужские черные арт. 1128, Туфли мужские черные арт. 1135, Туфли мужские зимние черные арт. 1698, Туфли мужские зимние черные арт. 1677, Мокасины мужские зимние черные арт. 3244, Тапочки домашние женские мягкие арт. 1086, Тапочки домашние женские мягкие арт. 2111, Тапочки домашние мужские мягкие арт. 1083, Тапочки резиновые женские розовые арт. 1836, Тапочки резиновые женские зеленые арт. 1885, Тапочки резиновые женские голубые арт. 1844, Тапочки резиновые мужские черные арт. 1943), что составляет 95% от общего количества исследуемого товара.

Можно сказать, что 98% ассортимента практически продается нестабильно.

Далее производим сцепление групп ABC-анализа и XYZ-анализа (табл.6). 

Таблица 6 – Сортировка и сцепление групп товаров

Наименование товара

АВС

XYZ

Сцепление

3

Кроссовки замшевые мужские

A

Y

AY

4

Кроссовки кожанные мужские на шнурках

A

Z

AZ

7

Мокасины черно-белые мужские

A

Z

AZ

11

Туфли женские черные арт.1863

A

Z

AZ

12

Туфли женские черные арт. 1984

A

Z

AZ

13

Туфли женские черные лакированные

A

Z

AZ

15

Туфли женские серые с бантом

A

Z

AZ

16

Сапоги зимние женские черные арт.2318

A

Z

AZ

17

Сапоги зимние женские черные арт. 2334

A

Z

AZ

18

Сапоги женские зимние замшевые

A

Z

AZ

24

Сапоги осенние женские черные арт. 3522

A

Z

AZ

25

Сапоги осенние женские черные арт. 3524

A

Z

AZ

27

Сапоги осенние женские черные замшевые

A

Z

AZ

28

Батильоны осенние женские леопардовые арт. 2614

A

Z

AZ

29

Туфли мужские черные арт. 1128

A

Z

AZ

30

Туфли мужские черные арт. 1135

A

Z

AZ

31

Туфли мужские черные замшевые

A

Z

AZ

32

Туфли мужские зимние черные арт. 1698

A

Z

AZ

33

Туфли мужские зимние черные арт. 1677

A

Z

AZ

34

Мокасины мужские зимние черные арт. 3244

A

Z

AZ

2

Кроссовки серые мужские арт. 2051

B

Z

BZ

5

Кроссовки белые мужские арт. 1485

B

Z

BZ

8

Кроссовки белые женские арт. 1254

B

Z

BZ

9

Кроссовки женские серо-розовые арт.2136

B

Z

BZ

10

Кроссовки женские черные арт.2155

B

Z

BZ

19

Дутыши женские синие арт. 1547

B

Z

BZ

20

Дутыши женские черно-розовые арт. 1235

B

Z

BZ

21

Дутыши женские черные арт.1256

B

Z

BZ

23

Валенки детские арт. 3563

B

Z

BZ

26

Сапоги осенние женские серые арт. 2742

B

Z

BZ

1

Кроссовки черные мужские арт. 1386

C

Z

CZ

6

Кроссовки черные мужские на липучках

C

Z

CZ

14

Туфли женские розовые арт. 1811

C

Z

CZ

22

Дутыши мужские черные арт. 1488

C

Z

CZ

35

Тапочки домашние женские мягкие арт. 1086

C

Z

CZ

36

Тапочки домашние женские мягкие арт. 2111

C

Z

CZ

37

Тапочки домашние мужские мягкие арт. 1083

C

Z

CZ

38

Тапочки резиновые женские розовые арт. 1836

C

Z

CZ

39

Тапочки резиновые женские зеленые арт. 1885

C

Z

CZ

40

Тапочки резиновые женские голубые арт. 1844

C

Z

CZ

41

Тапочки резиновые мужские черные арт. 1943

C

Z

CZ

Представим получившийся результат в виде таблицы  (табл.7). 

Таблица 7 – Результаты анализа

 

A

B

С

X

Y

Кроссовки замшевые мужские

Z

кроссовки кожаные мужские на шнурках Кроссовки серые мужские арт. 2051 Кроссовки черные мужские арт. 1386
Мокасины черно-белые мужские Кроссовки белые мужские арт. 1485 Кроссовки черные мужские на липучках
Туфли женские черные арт.1863 Кроссовки белые женские арт. 1254 Туфли женские розовые арт. 1811
Туфли женские черные арт. 1984 Кроссовки женские серо-розовые арт.2136 Дутыши мужские черные арт. 1488
Туфли женские черные лакированные Кроссовки женские черные арт.2155 Тапочки домашние женские мягкие арт. 1086
Туфли женские серые с бантом Дутыши женские синие арт. 1547 Тапочки домашние женские мягкие арт. 2111
Сапоги зимние женские черные арт.2318 Дутыши женские черно-розовые арт. 1235 Тапочки домашние мужские мягкие арт. 1083
Сапоги зимние женские черные арт. 2334 Дутыши женские черные арт.1256 Тапочки резиновые женские розовые арт. 1836
Сапоги женские зимние замшевые Валенки детские арт. 3563 Тапочки резиновые женские зеленые арт. 1885
Сапоги осенние женские черные арт. 3522 Сапоги осенние женские серые арт. 2742 Тапочки резиновые женские голубые арт. 1844
Сапоги осенние женские черные арт. 3524 Тапочки резиновые мужские черные арт. 1943
Сапоги осенние женские черные замшевые
Батильоны осенние женские леопардовые арт. 2614
Туфли мужские черные арт. 1128
Туфли мужские черные арт. 1135
Туфли мужские черные замшевые
Туфли мужские зимние черные арт. 1698
Туфли мужские зимние черные арт. 1677
Мокасины мужские зимние черные арт. 3244

После распределения по доле мы видим, какие товары имеют высокий товарооборот и стабильность (табл. 8). 

Таблица 8- Анализ выделения успешных позиций

Количество

Доля, %

группа

0

0,0%

AX

1

2,4%

AY

19

46,3%

AZ

0

0,0%

BX

0

0,0%

BY

10

24,4%

BZ

0

0,0%

CX

0

0,0%

CY

11

26,8%

CZ

41

100,00%

ИТОГ

Охарактеризуем получившиеся группы:

А – высокий товарооборот;

В – средний товарооборот;

С – низкий товарооборот;

X – высокая стабильность продаж;

Y – средняя стабильность продаж;

Z – низкая стабильность продаж.

Товары групп А и В из ABC-анализа обеспечивают основной товарооборот предприятия,  применение XYZ-анализа позволяет разработать более точную ассортиментную политику.

АХ и ВХ – группа товаров, у которых высокий товарооборот и стабильность. Требуется обеспечивать постоянное наличие на складе данных товаров.

AY и BY – группы товаров, у которых высокий товарооборот, но недостаточная стабильность продаж. Для этих товаров требуется обеспечить их постоянное наличие, нужно увеличить страховой запас.

AZ и BZ – группа товаров, у которых высокий товарооборот, но низкая стабильность продаж. К закупке товаров этой группы необходимо отнестись очень внимательно, постоянно следить за их наличием и лучше приобретать у поставщика, который находиться рядом.

СХ – группа товаров с низким товарооборотом, но высокая стабильность продаж. Для товаров необходимо использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас.

CY – группа товаров с низким товарооборотом и средней стабильностью продаж. Для товаров можно перейти на систему с постоянной суммой (объемом) заказа, но при этом формировать страховой запас, исходя из имеющихся у предприятия возможностей.

Товаров группы CZ (низкий товарооборот, низкая стабильность) в ассортименте оказалось 26,7%. К такой группе товаров требуется пристальное внимание. Необходимо заказывать по необходимости.

Таким образом, можно сказать, что применение совмещенного АВС- и XYZ-анализа позволяет:

  • повысить эффективность системы управления товарными ресурсами;
  • повысить долю высокоприбыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики;
  • выявить ключевые товары и причины, влияющие на количество товаров хранящихся на складе;
  • выявить приоритеты для размещения товаров на складе;
  • перераспределить усилия персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта.

В результате проведенного исследования, можно сказать, что руководству магазина следует присмотреться к товарам (Кроссовки кожанные мужские на шнурках, Мокасины черно-белые мужские, Туфли женские черные арт.1863, Туфли женские черные арт. 1984, Туфли женские черные лакированные, Туфли женские серые с бантом, Сапоги зимние женские черные арт.2318, Сапоги зимние женские черные арт. 2334, Сапоги женские зимние замшевые, Сапоги осенние женские черные арт. 3522, ,Сапоги осенние женские черные арт. 3524, Сапоги осенние женские черные замшевые, Батильоны осенние женские леопардовые арт. 2614, Туфли мужские черные арт. 1128, Туфли мужские черные арт. 1135, Туфли мужские черные замшевые, Туфли мужские зимние черные арт. 1698, Туфли мужские зимние черные арт. 1677, Мокасины мужские зимние черные арт. 3244, Сапоги осенние женские серые арт. 2742, Тапочки резиновые женские голубые арт. 1844, Тапочки резиновые мужские черные арт. 1943, Кроссовки серые мужские арт. 2051, Кроссовки белые мужские арт. 1485, Кроссовки белые женские арт. 1254, Кроссовки женские серо-розовые арт.2136, Дутыши женские синие арт. 1547, Дутыши женские черно-розовые арт. 1235, Дутыши женские черные арт.1256, Валенки детские арт. 3563, Кроссовки черные мужские арт. 1386, Кроссовки черные мужские на липучках, Туфли женские розовые арт. 1811, Дутыши мужские черные арт. 1488, Кроссовки женские черные арт.2155, Тапочки домашние женские мягкие арт. 1086, Тапочки домашние женские мягкие арт. 2111, Тапочки домашние мужские мягкие арт. 1083, Тапочки резиновые женские розовые арт. 1836, Тапочки резиновые женские зеленые арт. 1885) и тщательно подбирать объемы приобретения и сроки хранения на складе.

Проведенный анализ может быть использован в преподавании различных дисциплин [20-23].


Библиографический список
  1. Бузукова Е.А. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC-анализа и XYZ-анализа // Управление продажами. 2006. № 3. С. 166-185.
  2. Голубков Е. П. ABC-И XYZ-анализ: проведение и оценка результативности // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 12-23.
  3. Ласковец С.В., Каптюхин Р.В., Жидкова О.Н. Применение методов анализа ассортимента в целях совершенствования товарной политики компании // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 2 (27). С. 141-145.
  4. Репичев А.И. Анализ товарного портфеля сельскохозяйственного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 3. С. 59-64.
  5. Дементьев В.В., Фоменко А.В. Рационализация управления трудовыми потоками в логистических системах проектных организаций на основе ABC-XYZ анализа // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 4. С. 18-25.
  6. Эссауленко Д.В., Завальнюк А.В., Шаравина Е.В., Цынгуева В.В., Димитриева А.М., Варданян Н.В. Совершенствование управления запасами с помощью автоматизации проведения АВС – и XYZ – анализа // Инновации и продовольственная безопасность. 2013. № 2 (2). С. 89-92.
  7. Остроушко А.А., Баженов Р.И. Анализ ассортимента электротоваров с использованием abc-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 (37). С. 73-81.
  8. Бронштейн К.С., Наумов А.А., Баженов Р.И. Применение классического ABC-анализа для анализа ассортимента блюд кафе // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 (38). С. 100-110.
  9. Резниченко Н.В., Наумов А.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента блюд кафе и системы закупок компонентов на основе ABC-XYZ-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 (39). С. 14-24.
  10. Наумов А.А., Наумова А.А., Баженов Р.И. О некоторых моделях и модификациях классического ABC-анализа // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-2 (44). С. 138-146.
  11. Жилкин С.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента товаров медицинского назначения на основе ABC-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 (39). С. 103-110.
  12. Векслер В.А., Баженов Р.И. Определение взаимосвязи номенклатурных позиций средствами 1С:Предприятие 8.3// Современные научные исследования и инновации. 2014. № 7 (39). С. 45-49.
  13. Наумов А.А., Баженов Р.И. О неустойчивости метода нормализации критериев // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11-1 (43). С. 64-68.
  14. Сизых А.Ф., Баженов Р.И. Разработка программной системы поиска ассоциативных правил на основе алгоритма apriori // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10-1 (42). С. 52-59.
  15. Якимов А.С., Баженов Р.И. Сегментация клиентов с помощью RFM-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/7064 (дата обращения: 17.03.2015).
  16. Баженов Р.И., Векслер В.А., Гринкруг Л.С. Rfm-анализ клиентской базы в прикладном решении 1С:Предприятие 8.3 // Информатизация и связь. 2014. № 2. С. 51-54.
  17. Yan D., Ahmad S. Z., Yang D. Matthew effect, ABC analysis and project management of scale-free information systems //Journal of Systems and Software. 2013. Т. 86. №. 2. С. 247-254.
  18. Flores B. E., Clay Whybark D. Multiple criteria ABC analysis // International Journal of Operations & Production Management. 1986. Т. 6. №. 3. С. 38-46.
  19. Oblak L., Podlesnik B. Supervision and stock control in a wood industry company with the help of the ABC and XYZ analysis //Les-Wood. 2005. Т. 57. №. 12. С. 366-370.
  20. Баженов Р.И., Лобанова А.М. Обучение основам предпринимательства в компьютерной экономической игре «Капитализм 2» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 35.
  21. Баженов Р.И. Об организации деловых игр в курсе «Управление проектами информационных систем» // Научный аспект. 2014. Т. 1. № 1. С. 101-102.
  22. Баженов Р.И. О применении балльно-рейтинговой системы для оценивания курсовых работ по дисциплине «Интеллектуальные системы и технологии» // Приволжский научный вестник. 2014. № 5 (33). С. 135-138.
  23. Баженов Р.И. Проектирование методики обучения дисциплины «Информационные технологии в менеджменте»// Современная педагогика. 2014. № 8 (21). С. 24-31.


Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: