УДК 502

ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ И ЕЁ РЕГИОНАХ

Рослякова Мария Алексеевна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Тема работы - это изучение основных экологических проблем нашего государства, связанных с трансграничными факторами. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные экологические проблемы мирового хозяйства;
- рассмотреть, как используются ресурсы трансграничных вод;
- по проделанной работе сделать соответствующие выводы.

TRANSBOUNDARY ENVIRONMENTAL PROBLEMS IN RUSSIA AND ITS REGIONS

Roslyakova Mariya Alekseyevna
Natioinal Research University «Higher School of Economics»

Abstract
The author analyses the social meaning of the ecological factor in political conflicts, including the manipulative use of ecological processes, and migrations. The negative impact of political conflicts on ecological systems is analysed. The author comes to the conclusions that the ecological factor becomes more important in our world now, than in the past.

Keywords: ecology, management, policy, regional economy, Russia


Библиографическая ссылка на статью:
Рослякова М.А. Трансграничные экологические проблемы в России и её регионах // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/03/7765 (дата обращения: 26.05.2017).

Введение

На сегодняшний день порядка двух десятков субъектов нашей страны являются областями, в которых экологическое благополучие напрямую связано с трансграничными факторами. Здесь нельзя сказать о системном улучшении экологического состояния, не затронув при этом отрицательные факторы, способные воздействовать на окружающую среду определенного региона вследствие любой деятельности стран-соседей.

На основании вышеизложенного огромную роль в данном аспекте играет Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция Эспо). Данный документ представляет собой разработанное Европейской комиссией ООН международное соглашение. Наше государство подписало его в средине 1991 года. В связи с тем, что Российская Федерация не имеет доступа к инструментам и информационной базе ОВОС, выдвигаемые Конвенцией Эспо, следующие субъекты нашего государства плохо защищены в вопросах экологической безопасности [1, c. 31-33]:

- Калининградская область. Данный регион находится практически в 10 км от Польши, где ведется интенсивная добыча сланцевого газа;

- Курск, Белгород, Воронеж, Ростов и их области. Вследствие добычи сланцевого газа на Украине создаются неотвратимые угрозы для Северного Донца, Дона и Азовского моря;

- шельфовые месторождения углеводородов в Баренцевом море, которые освоила Норвежская сторона. Именно это государство имеет морскую границу с Россией;

- ведутся работы по строительству газовой магистрали, которая соединяет Туркмению и Азербайджан. Трубопровод проложен по дну Каспия для дальнейшей поставки газа в страны Европы.

Таким образом, мы видим, что хозяйственная деятельность стран-государств воздействует на экологию нашей страны. С этой целью необходимо разработать документ по экологической безопасности и модернизировать существующую нормативно-правовую в этой области [7].

§1. Экологические проблемы мирового хозяйства 

В начале XXI века наше общество столкнулось с острыми экологическими проблемами собственного развития в социально-экономическом плане. Бурное развитие научно-технического прогресса, привлечение в производство огромное количество природных ресурсов, увеличение объема добычи полезных ископаемых и так далее явились причинами напряженной ресурсно-экологической ситуации.

На основании всего этого, определенный круг западных специалистов разрабатывает теорию «социальной экологии». В ее основе лежит концепция общества современного вида, которое ориентировано на экологическую безопасность мировой системы.

Как показывает практика, экологические проблемы мирового масштаба характерны как для промышленно развитых, так и для развивающихся стран. Главным отличием здесь является масштаб, зависящий от степени экономического развития государства (субъекта, региона, города и так далее) и финансовых затрат на выполнение мероприятий по охране окружающей среды. Основные экологические проблемы на трансграничном уровне следующие [6]:

- большое скопление бытовых и промышленных отходов. Постепенно они разлагаются, происходят химические процессы, и продукты распада попадают в окружающую среду (в частности, в почву и воздух);

- водные системы также загрязняются данными видами отходов;

- тепловой режим природной среды нарушается вследствие парникового эффекта;

- огромное количество выбросов продуктов сгорания топлива;

- влияние на окружающую среду шумов, вибраций, излучений и так далее;

- строительная отрасль все чаще использует материалы и продукты, которые содержат токсичные и вредные вещества;

- когда специалисты производят разработку различных месторождений, то не происходит своевременное восстановление и рекультивация земель. Несоблюдение всего этого зачастую приводит к отмиранию почв, ландшафтов, оседанию земной поверхности;

- вырубка лесов огромными площадями;

- сокращаются пахотные и другие угодья, которые способны привести к развития эрозийных процессов.

Факторы, описываемые выше, складываются в единый источник экологической катастрофы. Данная проблема стоит на первом месте и решение ее заключается в сохранении живого мира в целом.

Наибольшее экологическое воздействие на Россию оказывают страны Азии. Японское море загрязняется десятками миллионов тонн вредных веществ (сбрасывают их промышленные предприятия, химические лаборатории и другие производства). В результате гибнут рыбы, тюлени и все живые вещества [2, c. 35-36].

Если рассматривать целостное воздействие мировой системы на экологическую ситуацию в России, то можно выделить такие трансграничные государства, как:

- Норвегия и Финляндия;

- Эстония и Латвия;

- Литва и Польша;

- Белоруссия и Украина;

- Грузия, Азербайджан, Казахстан;

- Китай, Монголия, Северная Корея.

По морю – это Япония и США.

Сконцентрированное большинство промышленных предприятий в этих государствах негативно сказывается на общей обстановке окружающей среды российских регионов, граничащих зарубежными государствами. Однако, серьезной тревогой для нас является чрезмерное загрязнение вредными выбросами атмосферного воздуха.

Одна из наиболее острых экологических проблем, которая имеет трансграничный контекст и связана с деятельностью ближайшего «соседа» Российской Федерации – это добыча сланцевого газа в Украине. После начала масштабных «сланцевых» разработок в Украине под угрозой окажется экологическое благополучие таких регионов РФ, как Курская, Белгородская, Воронежская, Ростовская области [2,  c. 81].

В рамках кампании против анти-экологичных методов добычи сланцевых углеводородов партией «Альянс Зеленых» в октябре 2013 года было направлено Министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову письмо. В нем содержалась просьба к руководству МИДа о том, чтобы добиться от украинской стороны проведения в добровольном порядке, в соответствии с принципами Конвенции Эспо, оценки воздействия на окружающую среду планируемых проектов в сфере газодобычи.

МИД разделил озабоченность партии, но при этом отметил, что «было принято решение с целью обеспечения стратегических интересов и экономической безопасности нашей страны воздержаться от форсированного присоединения к указанным международным соглашениям». Подобный ответ укладывается в рамки общего стереотипного подхода к проблеме. Мы же считаем, что ратификация Конвенции Эспо, наоборот, имеет большое значение в контексте стратегических интересов нашей страны, в частности, ее экологической безопасности.

Чтобы добиться полного информирования о трансграничных экологических рисках и защитить российские регионы, представляется насущно необходимым как можно скорее присоединиться к Конвенции Эспо [7]. 

§2. Использование ресурсов трансграничных вод: проблемы и перспективы развития 

Практика показывает, что процессы глобализации во многом по-новому рассматриваются и оцениваются нашим государством, и мировым сообществом в целом. К таким проблемам следует отнести и использование трансграничных водных ресурсов рек (ТВРР). Данная проблема, по мере разрастания, касается интересов не только России, но и ее регионов. И является определенным объектом исследования.

Трансграничные воды – это любые воды, как подземные, так и поверхностные, которые обозначают и пересекают границы между несколькими государствами и могут располагаться в этих границах. Географией заложено так, что трансграничные воды зачастую впадают в море. Тогда пределы этих вод ограничиваются только прямой, которая пересекает их устье между точками, расположенные на линии воды на их устье.

Данное определение впервые было прописано Конвенцией ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Эти воды входят в состав территории приграничных государств и являются частью этих территорий [4, c. 77].

Основным источником трансграничных вод для хозяйства являются реки, озера, каналы, водохранилища, подземные воды, почвенные влаги, воды ледников и так далее. Как правило, наше государство обладает такими ресурсами, и интенсивно использует в хозяйстве. Однако, не стоит забывать и о том, что трансграничные воды могут быть использованы сразу несколькими государствами с учетом конкретных характеристик, которые присущи только данной местности.

Международное право устанавливает, что внутренние водные пути международного характера: реки, искусственные водные соединения между ними и др., протекающие по территориям нескольких государств и используемые для международного судоходства, являются международными реками. Если река, пересекающая или разделяющая территорию двух или нескольких государств, не имеет непосредственного соединения с морем, несудоходна или судоходна лишь для каботажного плавания (без выхода в открытое море) между пунктами прибрежных государств, фактически в ее использовании заинтересованы исключительно прибрежные государства. Такие реки обычно называют многонациональными [4, c. 90-92].

В последние десятилетия XX в. существенно возросло значение хозяйственного использования рек для промышленных, сельскохозяйственных, санитарных, бытовых и иных нужд. Возникла потребность в том, чтобы заинтересованные прибрежные государства сами регулировали широкий круг связанных с этим вопросов.

С международно-правовой точки зрения все такие реки следует рассматривать как международные. В то же время сохраняется целесообразность выделения в их числе рек, именуемых многонациональными – в случаях, когда они не используются для международного судоходства.

Такое определение указывает на возможность их использования исключительно прибрежными государствами в отличие от имеющих выход в море судоходных рек, в судоходстве по которым заинтересованы и неприбрежные государства, (что учитывается при регулировании их правового режима).

Международная река может служить границей между двумя или несколькими государствами, и тогда ее именуют пограничной. Однако международная река, в том числе используемая для международного судоходства, может на одном участке служить границей между двумя или несколькими государствами, а на других участках – пересекать территории этих государств [5, c. 111-115].

Заключение 

Таким образом, цель написания реферата была полностью достигнута благодаря решению поставленных задач. По проделанной работе можно сделать соответствующие выводы.

Экологическая ситуация России на трансграничном уровне носит глобальный характер. Во-первых, зарубежные страны заинтересованы в стабильности своей экономики, в результате чего ведется интенсивная добыча полезных ископаемых и разработка природных ресурсов.

Во-вторых, чтобы приостановить экологический кризис, необходимо осуществлять мероприятия по охране окружающей среды. Как известно, вода – самый главный источник любой страны, без нее невозможно ни производство, ни жизненная деятельность. Значит, нужно осуществлять охрану поверхностных вод, которая заключается в следующем:

- внедрение замкнутых водооборотов в промышленных узлах и на отдельных предприятиях; обеспечение надлежащего разбавления производственных и коммунально-бытовых стоков путем регулирования стока рек;

- механическая очистка (коагулянта, нейтрализация и отстаивание сточных вод);

- физико-химическая очистка (электростатический и полный обмен, сорбция и так далее);

- биологическая очистка сточных вод.

Основными мероприятиями по охране подземных вод являются:

- профилактические (контроль и наблюдение за качество подземных вод, надежное в санитарном отношении устройство водозаборов подземных вод и прочее);

- локальные, то есть ограничивающие продвижение загрязнений по водоносному пласту от очага загрязнения и так далее.


Библиографический список
  1. Богданов Р. И. Экологические проблемы на глобальном уровне. М.: ИНФРА-М, 2014. – 389 с.
  2. Демин В. Ю. Трансграничный характер экологической ситуации в России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 321 с.
  3. Ильина Т. С. Экология: Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2013. – 450 с.
  4. Лукманов Д. Б. Экология и мир. М.: ИНФРА-М, 2014 – 248 с.
  5. Нестеров К. М. Сборник статей по экологической обстановке в мире. СПб.: Питер, 2014. – 188 с.
  6. http://www.gks.ru/
  7. http://www.mnr.gov.ru/


Все статьи автора «Рослякова Мария Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: