УДК 331.34

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Галимова Лилия Фагимовна1, Галина Альбина Эдуардовна2
1Башкирский Государственный Университет
2Башкирский Государственный Университет, к.соц.н., доцент, кафедра социологии труда и экономики предпринимательства

Аннотация
В данной статье рассмотрена актуальная проблема увеличения в будущем дефицита квалифицированных кадров. Чтобы избежать этой проблемы, работодатели вынуждены создавать комфортные условия для своих сотрудников. Одним из плюсов компании является социальный пакет.

Ключевые слова: мотивация, персонал, социальный пакет


SOCIAL PACKAGE AS TOOL MOTIVATIONS OF THE STAFF

Galimova Liliya Fagimovna1, Galina Albina Eduardovna2
1Bashkir State University
2Bashkir State University, PhD, Associate Professor, Department of Sociology of Labour and Business Economics

Abstract
In this article the actual problem of increase in the future of deficiency of qualified personnel is considered. To avoid this problem, employers are compelled to create comfortable conditions for the employees. One of pluses of the company is the social package.

Keywords: motivation, social package, staff


Библиографическая ссылка на статью:
Галимова Л.Ф., Галина А.Э. Социальный пакет как инструмент мотивации персонала // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/03/7472 (дата обращения: 28.09.2017).

Одной из важнейших проблем, решение которой все еще остается актуальным для многих предприятий, является увеличение в будущем дефицита квалифицированных, конкурентоспособных трудовых ресурсов и необходимость развития кадрового потенциала организации. Современный работодатель в условиях жесткой конкуренции за возможность нанимать и использовать высококвалифицированный персонал вынужден создавать для его привлечения комфортные условия работы. И для того, чтобы преуспеть в этой конкурентной борьбе, необходимо четко ориентироваться не только в существующих зарплатных предложениях на рынке труда, но и иметь представление о мотивационных схемах компаний-конкурентов, о наборе предоставляемых ими услуг, компенсаций и льгот.

Мотивации сотрудников, как материальной, так и нематериальной, в последние годы уделяется повышенное внимание, что отражает современные динамичные условия ведения бизнеса. Одним из самых распространенных видов мотивации работников является так называемый «социальный пакет», представляющий собой набор льгот и услуг, который предприятие предоставляет своим сотрудникам. Его стоимость может составлять от трети до половины размера заработной платы. У каждой фирмы свои способы формирования социального пакета: одни компании ограничиваются лишь оплатой больничного листа и отпусков, другие могут включить в него оплату транспорта до места работы и обратно, путевки в санатории, занятия в физкультурно-оздоровительных комплексах, третьи предоставляют автомобиль для пользования, кредиты с льготными ставками процента, комфортабельные квартиры для проживания и т.д.

Обеспечение социальным пакетом сотрудников – это сравнительно новое явление на российском рынке труда, которое появилось после введения корпоративной культуры по западным стандартам. Социальный пакет является конкурирующей чертой фирмы.По данным социологических опросов, 72% респондентов считают наличие на предприятии социального пакета достоинством при выборе места работы, и только 21% не обращает на него внимания[2].

По мнению специалистов, социальный пакет условно можно разделить на три части: обязательную, компенсационную, и, наконец, самую интересную – мотивационную.

Рассмотрим их подробнее. Обязательная часть социального пакета основана на обязательствах работодателя, возложенных на него государством. К ней относятся: оплата больничных; предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 28 календарных дней; отчисления на обязательное социальное страхование; оплата расходов, связанных с командировками работников (ст. 167-168 ТК РФ); оплата транспорта сотрудникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер прочие компенсации и гарантии в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ [4].

К компенсационному социальному пакету обычно относят оплату таких расходов, как оплата телефона, компенсация горюче-смазочных материалов и амортизации при использовании личного автомобиля, оплата жилья для работника, возврат части или 100% затрат на обучение и т.д.

К мотивационной части социального пакета относятся все блага, которые работодатель добавляет к заработной плате по своему желанию: дешевое или бесплатное питание, добровольное медицинское и пенсионное страхование, оплата спорткомплексов, предоставление служебного автомобиля, путевки на отдых и т.д.

Например, в ОАО «ЛУКОЙЛ», мотивационный социальный пакет включает следующие льготы:

-     организация условий отдыха и оздоровления работников и членов их семей, организация спортивно- оздоровительных мероприятий;

-     охрана здоровья и медицинское обслуживание работников, включая ДМС;

-     помощь сотрудникам в покупке собственного жилья;

-     социальная помощь женщинам и семьям с детьми;

-     социальная поддержка молодых кадров;

-     негосударственное пенсионное обеспечение работников, с 2004 года действующее на принципах долевого участия работника и работодателя в формировании негосударственных пенсий;

-     бесплатные новогодние подарки детям сотрудников;

-     разовая помощь работницам предприятий при рождении ребёнка;

-     вознаграждение при выходе на пенсию и др. [1].

Для сравнения рассмотрим стандартный «социальный пакет», предоставляемый одной из американских компаний (NetApp), включающий в себя:

-     повышение квалификации при помощи участия в программах NetAppUniversity– всемирного образовательного ресурса для сотрудников;

-     поддержка сотрудников, усыновивших или планирующих усыновление детей (то есть возмещение потраченных средств в размере до 10 тыс. долл. США в течение года и 20 тыс. долл. США в течение жизни);

-     программа VolunteerTimeOff (VTO) дает возможность работникам компании брать до 5 полных дней в году с сохранением заработной платы для волонтерской работы в муниципальных некоммерческих организациях или школах по стандартному рабочему графику или для оказания волонтерской поддержки в случае стихийных бедствий[3].

Однако, необходимо отметить, что социальный пакет предоставляется не всеми работодателями, поскольку, он не предусмотрен в законодательстве, в качестве его прямой обязанности. Вместе с тем, если компания предоставляет своим работникам социальный пакет, это говорит о её устойчивом экономическом состоянии, о финансовой надежности, а так же, о заботе к своему персоналу.

Таким образом, разработка социального пакета выступает как одна из важнейших стратегических задач в управлении человеческими ресурсами компании Значение и цели предоставления социального пакета можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, а именно со стороны работодателя, выгода от социального пакета заключается в том, что присутствие соцпакета формирует лояльность персонала через удовлетворение его нужд. Таким образом, предоставление сотрудникам социального пакета – это вероятность для работодателя привлечения, удержания, получения лояльности сотрудника и косвенное стимулирование результативности его труда. А со стороны наемных работников, при наличии соцпакета в компании у персонала присутствует чувство социальной защищенности. Также он получает компенсацию личных расходов, потраченных на рабочие моменты.


Библиографический список
  1. Годовой отчет ОАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» за 2013г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lukoil.ru.
  2. Социальный пакет как способ мотивации персонала [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.tls-cons.ru.
  3. Социальный пакет в NetApp [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.netapp.com/ru.
  4. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 31.12.2014)// Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, 21.12.2001.


Все статьи автора «Галимова Лилия Фагимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: