В настоящее время малому и среднему предпринимательству в экономике принадлежит все большая роль, поскольку оно способствует развитию конкуренции, наполнению рынка товарами и услугами, росту доли занятого населения. Кроме того, через предпринимательство воплощаются в жизнь инновационные проекты, реализуя тем самым переход российской экономики от сырьевого к инновационному типу экономического развития.
Правительством РФ утверждены Концепция долгосрочного социально- экономического развития и Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которых содержатся определенные параметры развития.
Так, к 2020 году в России удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции вырастет до 35%, доля предприятий, осуществляющих технологические инновации – до 50%, а доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет не менее 10% в отдельных секторах экономики. При этом малому и среднему предпринимательству в достижении указанных количественных индикаторов отводится существенная роль.
Государство должно стать главенствующим звеном в процессе создания благоприятных условий в целях развития предпринимательства и внедрения инноваций. Государство должно стремиться к созданию необходимой инфраструктуры, которая позволит предпринимательству развиваться как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В то же время инновационная политика должна иметь взаимосвязи с промышленной политикой, а также необходимо обеспечивать прозрачность взаимоотношений между органами власти, научными структурами, высшими учебными заведениями, представителями производственной сферы и сферы услуг. В связи с этим должен быть выработан определенный механизм поддержки инновационного предпринимательства.
Формирование инфраструктуры предполагает в своей основе создание сети бизнес-сообществ, бизнес-инкубаторов, технологических парков, открытых площадок – для обмена опытом и представления результатов деятельности. В данной сфере также можно выделить и создание кластерных образований.
Кластер – это группа взаимосвязанных и взаимодополняющих компаний, расположенных на одной территории, действующие в интересах создания определенного конкурентного товара. Главной задачей кластера является усиление конкурентных преимуществ как отдельных компаний, входящих в кластер, так и самого кластера в целом.
Кластер выступает тем пространством, на котором могут получать успешное развитие предприятия малого, среднего и крупного бизнеса, научные школы и общества, организации системы образования, и где учитываются интересы всех участников.
Проведение кластерной политики позволяет повысить деловую активность и имидж субъектов кластера, укрепить инвестиционную привлекательность территории, обеспечив тем самым экономический рост.
В рамках реализации кластерной политики первостепенной задачей должно быть объединение интересов всех участников кластера путем повышения доверия и обеспечения возможности честного и открытого сотрудничества.
Основными признаками кластера являются:
- разработка инноваций;
- обмен опытом;
- квалифицированный персонал;
- наличие материальных и финансовых ресурсов и общий доступ к ним;
- близость поставщиков;
- корпоративный дух;
- возможность проведения исследований [2].
Кластеры можно разделить на несколько типов в зависимости от отраслевой специфики (табл. 1). Смешанный тип кластеров аккумулирует в себе признаки нескольких других типов.
Таблица 1 – Типы кластеров и их характеристика
№ п/п | Наименование типа кластера | Характеристика типа кластера |
1 | Точечные, прерывистые кластеры | Кластеры включают в себя предприятия, производящие товары, состоящие из отдельных компонентов, например, различные сборочные предприятия отрасли машиностроения, автомобилестроения, строительства. |
2 | Кластеры, основанные на процессных действиях | Кластеры включают предприятия процессных отраслей, например, предприятия нефтехимической, целлюлозно-бумажной, сельско-хозяйственной, пищевой, торговой отрасли. |
3 | Кластеры инноваций и творчества | Кластеры включают предприятия, основанные на «экономике знаний», например, предприятия отрасли информационных технологий, биотехнологий, киноиндустрии. |
4 | Кластеры сферы туризма | Кластеры включают предприятия, задействованные в обслуживании туристов, например, гостиницы, отели, туроператоры, производители сувениров, сети общественного питания. |
5 | Транспортно-логистические кластеры | Кластеры включают предприятия, специализирующиеся на хранении, транспортировке грузов и пассажиров. |
За рубежом накоплен значительный опыт создания и функционирования кластерных структур:
- в Дании получили развитие такие отрасли как текстильная промышленность, мебельная промышленность, система спутниковой связи, сельское хозяйство, производство медицинской техники;
- в Германии и Австрии – автомобилестроение;
- в Финляндии – лесозаготовка, металлургия, здравоохранение, химическая промышленность, строительство, рыбная промышленность, машиностроение;
- в Канаде – информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии, пищевая промышленность;
- в Америке – крупнейший инновационный кластер «Силиконовая долина», специализирующийся на производстве компьютеров, программного обеспечения, биотехнологий.
В регионах Российской Федерации также постепенно создаются кластерные структуры во многих отраслях. Развитию кластеров способствует, помимо прочего, создание технопарков в соответствии с реализацией государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» [4].
Распоряжением Правительства РФ от 5 июля2010 г. № 1120-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» (далее – Стратегия) определены направления и тенденции развития Сибирского Федерального округа, в т.ч. и Омской области.
В соответствии со Стратегией конкурентными преимуществами социально- экономического развития Омской области являются:
– наличие значительного ресурсного потенциала (кадрового, природного, инвестиционного);
– наличие развитого обрабатывающего производства (нефтехимия, нефтепереработка, пищевая промышленность, производство строительных материалов, тяжелое машиностроение, лесопереработка);
– выгодное географическое положение;
– выгодное приграничное положение (Омская область граничит с Республикой Казахстан);
– развитый научно-образовательный комплекс;
– эффективное внешнеэкономическое сотрудничество.
Приоритетами социально-экономического развития Омской области в период до 2020 года согласно Стратегии будут являться развитие машиностроительного сектора (оборонная промышленность, производство средств связи, авиапромышленность, оборудование для нефтепереработки) и инновационное развитие агропромышленного сектора (развитие специализации в области производства животноводческой продукции и продукции растениеводства, создание высокотехнологичных комплексов по производству мяса и молока, растительного масла и биодизельного топлива на его основе, реализация комплекса мер по наращиванию зернового производства) [5].
Развитие территориальных кластеров основано на решении следующих задач:
- разработка проектов кластерной политики;
- разработка программ инвестиционного обеспечения;
- мониторинг потенциала развития кластера;
- организация системы подготовки кадров и повышения их квалификации;
- содействие взаимопониманию между органами государственной власти и представителями предпринимательского сообщества;
- поддержка выхода на рынок новых товаров (работ, услуг);
- организация работы выставок-ярмарок, открытых площадок в целях обеспечения информационной прозрачности работы кластера и учета интересов всех участников кластера.
Таким образом, проведение кластерной политики способствует эффективному функционированию малого и среднего предпринимательства, и в частности инновационного. Следует отметить, что основной проблемой в развитии выступает нехватка ресурсов (особенно финансовых). Полагаем, что в целях привлечения потенциальных инвесторов для развития кластера необходимо разрабатывать программы и методики оценки инвестиционной привлекательности субъектов кластера, на основе которых возможно принятие решения о возможности финансировании того или иного проекта.
Библиографический список
- Бирюков В. В., Бирюкова В. В. Развитие предпринимательства и хозяйственные изменения в российской промышленности. – Омск: СибАДИ, 2010. – 260 с.
- Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / сост. С. Ф. Пятинкин, Т. П. Быкова. – Минск: Тесей, 2008. – 72 с.
- Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации Министерства экономического развития РФ от 26 декабря2008 г. № 20615-ак/д19.
- Распоряжение Правительства РФ от 10 марта2006 г. N 328-р О государственной программе “Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий”.
- Распоряжение Правительства РФ от 5 июля 2010 г. № 1120-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года».