УДК 336.47

НЕОБХОДИМОСТЬ СУБСИДИРОВАНИЯ ПРОЦЕНТОВ ПО КРЕДИТАМ – КАК ФОРМЫ ГОСПОДДЕРЖКИ АПК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ларионова Надежда Павловна1, Ишимцева Татьяна Георгиевна2
1Государственный Аграрный Университет Северного Зауралья (г.Тюмень), кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита Института экономики и финансов
2Государственный Аграрный Университет Северного Зауралья (г.Тюмень), магистрант кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита

Аннотация
Государственная поддержка коммерческих организаций, занятых производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, осуществляется в основном в форме предоставления различного рода субсидий. Почти половина бюджетных средств, выделенных на поддержку предприятий АПК, направлена на возмещение части процентной ставки по кредитам и займам.

Ключевые слова: возмещение части процентной ставки по кредитам, ВТО, государственная поддержка, предприятия АПК, субсидии, Тюменская область


THE NECESSITY OF SUBSIDIZING INTEREST RATES AS A FORM OF SUPPORT OF AGRICULTURE IN MODERN CONDITIONS

Larionova Nadezhda Pavlovna1, Ishikawa Tatiana Georgievna2
1State Agrarian University of Northern TRANS-Ural region, Tyumen, Candidate of economic Sciences, associate Professor of accounting, Finance and auditing of the Institute of Economics and Finance
2State Agrarian University of Northern TRANS-Ural region, Tyumen, Candidate of economic Sciences, associate Professor of accounting, Finance and auditing

Abstract
Government support of commercial organizations, engaged in the production and processing of agricultural products, carried out mainly in the form of various subsidies. Almost half of the budget funds allocated for the support of agricultural enterprises, aimed at the compensation of interest rates on credits and loans.

Keywords: agriculture, enterprise, government support, reimbursement of interest on loans, subsidies, Tyumen region, WTO


Библиографическая ссылка на статью:
Ларионова Н.П., Ишимцева Т.Г. Необходимость субсидирования процентов по кредитам - как формы господдержки АПК в современных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/02/7397 (дата обращения: 28.09.2017).

Государственная помощь представляет собой выражение в денежной оценке воздействия государства на деятельность организаций агропромышленного комплекса (АПК), обеспечивающее получение экономической выгоды, путем непосредственного предоставления активов (денежных средств и иного имущества) либо отказа от взимания с организаций причитающихся государству доходов.

Она представляется организациям АПК в форме денежных средств (субсидии безвозвратного и безвозмездного характера и бюджетные кредиты на возмездной и возвратной основе); ресурсов, отличных от денежных средств – земельных участков, природных ресурсов и другого имущества; прочей государственной помощи.

Государственная поддержка коммерческих организаций, занятых производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, осуществляется в основном в форме предоставления различного рода субсидий. Одним из высших законодательных документов, регулирующих этот аспект, является Бюджетный кодекс РФ (БК РФ).  Статья 78 БК РФ даёт понятие субсидии, а также указывает на то, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

  • из федерального бюджета Российской Федерации;
  • из бюджета субъекта Российской Федерации;
  • из местного бюджета.

Таблица 1. Объемы финансирования и распределения средств на государственную поддержку АПК РФ в 2014 году

Наименование государственной поддержки

Размер бюджетных средств, тыс. руб.

Доля, %

Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии

6 718 964

3,02

Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам

108 171 840

48,56

Государственная поддержка отраслей животноводства

27 325 636

12,27

Государственная поддержка отраслей растениеводства

3 249 204

1,46

Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства

32 167 906

14,44

Государственная поддержка малых форм хозяйствования

6 091 656

2,73

Государственная поддержка экономики значимых региональных программ

8 561 629

3,84

ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

28 642 641

12,86

ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы»

1 850 000

0,83

Всего

222 779 476 

100

Государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации [7].

Анализируя таблицу 1 необходимо отметить, что почти половина бюджетных средств направлена на возмещение части процентной ставки по кредитам и займам.

В Уральском федеральном округе в 2014 году на поддержку сельхозтоваропроизводителей выделено 15 244 499 тыс. руб., из них 5 937 660 тыс. руб. (38,95%) -  на возмещение части процентной ставки по кредитам и займам. В Тюменской области общая сумма государственных субсидий в 2014 году составила 2 708 281 тыс. руб., в т.ч. на возмещение части процентной ставки по кредитам и займам – 447 931 тыс. руб. (16,54%).

 

Рис. 1. Удельный вес субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам и займам в общем объеме господдержки АПК

Министерство сельского хозяйства осуществляет финансирование субсидий через органы государственной политической власти субъектов РФ. В Тюменской области эту функцию выполняет Департамент АПК  Тюменской области.

Власти региона также как и федеральные выделяют бюджетные средств на поддержку аграрного сектора и делают это в соответствии с законодательными документами Тюменской области. Одним из них является  Закон Тюменской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области»  №305 от 28.12.2004 г., который в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных  (представительных) органов государственной власти субъектов РФ», и иными федеральными законами определяет основные направления и формы государственной поддержки сельскохозяйственного производства Тюменской области [4].

В целях реализации положений Закона приняты нормативные правовые акты Правительства Тюменской области, определяющие условия и размеры предоставления государственной поддержки:

  • Постановление правительства Тюменской области №180-п от 14.05.2012 года «Об утверждении, положении и порядке предоставления средств областного и федерального бюджетов». Указанное положение регламентирует порядок предоставления средств областного бюджета в качестве государственной поддержки сельскохозяйственного производства.
  • Постановление правительства Тюменской области №107-п от 08.04.2013 года «Об утверждении порядков предоставления субсидий из средств областного и федерального бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займах, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» [6]. Этот документ определяет цели и условия предоставления средств из бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям АПК, предприятиям, занимающимися рыбоводством, а также малым формам хозяйствования.

Субсидии по кредитам (займам) предоставляются с целью производства сельскохозяйственной продукции предприятиям АПК, удельный вес выручки которых, согласно Федеральному закону №264-ФЗ от 29.12.2006 г. «О развитии сельского хозяйства», составляет не менее 70% от реализации сельскохозяйственной продукции в общем объеме.

В регионах существует несколько программ, предусматривающих возмещение части процентной ставки по кредитам и займам за счет средств как федерального так и регионального бюджетов. В Тюменской области их пять [7].

Таблица 2. Финансирование программ, предусматривающих возмещение части процентной ставки по кредитам и займам  в Тюменской области

 

 

 

Наименование государственной поддержки

Доля, %

Размер бюджетных средств, тыс. руб.

За счет средств

Федерального бюджета

Регионального бюджета

Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков растениеводства

38,88

174 177

148 777

25 400

Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков животноводства

21,38

95 786

95 786

21 000

Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства

10,7

47 926

31 926

16 000

Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства

16,09

72 070

48 979

23 091

Возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования

12,94

57 973

44 973

13 000

Итого по направлению

100

447 931

349 440

98 491

Проанализировав данные из таблицы 2, можно отметить, что наибольшая доля бюджетных средств данного вида субсидий направлена на возмещение части процентных ставок по инвестиционным кредитам. Это объясняется тем, что правительство области уделяет большое внимание модернизации животноводческих комплексов КРС и увеличению мощностей  предприятий, специализирующихся на растениеводческой продукции.

После вступления России в ВТО государственная поддержка предприятий АПК приобретает еще большую актуальность, т.к. она должна быть гибкой, соответствовать требованиям всемирной торговли, тактическим и стратегическим потребностям АПК. Субсидирование процентных ставок относится к мерам, которые ограничиваются требованиями ВТО. Однако данный вид субсидий в условиях современной экономической ситуации в России необходим.

 

Рис. 2. Финансирование программ, предусматривающих возмещение части процентной ставки по кредитам и займам, взятым предприятиями АПК Тюменской области

На современном этапе нужна переориентация мер поддержки аграрного сектора в пользу мер, разрешенных правилами ВТО. Но необходимы  также соответствующие изменения программ субсидирования предприятий АПК, в т. ч. такого направления господдержки как возмещение части процентной ставки по кредитам и займам, привлеченным сельскохозяйственными товаропроизводителями. Это может быть в т.ч. и изменение названия данного вида субсидий – субсидирование части процентных ставок по кредитам на развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства.

В связи с экономическими санкциями в отношении России, и стабилизацией курса национальной денежной единицы Центральный Банк РФ вынужден был повысить ключевую ставку до 17%, и хотя теперь она немного снижена – до 15%, у аграрного сектора возникают острейшие проблемы по привлечению банковских кредитов на период весеннее – полевых работ. Понимая сложность ситуации, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал в феврале распоряжение о распределении 35,731 миллиарда рублей субсидий на поддержку сельского хозяйства.

Таблица 3. Ставки субсидирования процентов по кредитам в Тюменской области в 2015 году

Виды кредитов

Федеральный бюджет

Областной бюджет

Всего

Краткосрочные кредиты 14,675 (КС-17%)

12,675 (КС-15%)

2,75 (1/3 ст. реф. ЦБ)

2,75 (1/3 ст. реф. ЦБ)

17,425

15,425

Инвестиционные кредиты 8,25 – (100% ст. реф. ЦБ)

 

8,25

3,0

 

 

2,75 (1/3 ст. реф. ЦБ)

11,25 (пр-во мяса КРС и молока)

11,0

МФХ, КФХ (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные кредиты) 8,25

 

 

8,25

0,4125 (5% ст. реф. ЦБ)

 

2,75 (1/3 ст. реф. ЦБ)

8,6625 (кредиты до 2013 года)

11,0 (кредиты 2013 года и новые)

Причем, на софинансирование расходных обязательств субъектов Федерации, связанных с возмещением части процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства выделяются 18,842 миллиарда рублей, в том числе дополнительные бюджетные ассигнования на 11,3 миллиарда рублей. На возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства утверждены субсидии в размере 9,27 миллиарда рублей, в том числе дополнительные бюджетные ассигнования на 6,4 миллиарда рублей. На возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования, выделяются 7,619 миллиарда рублей, в том числе дополнительные бюджетные ассигнования на 1,634 миллиарда рублей.

Изменяется и механизм расчета ставки субсидирования, она будет учитывать размер и ставки рефинансирования, и ключевой ставки, и уровень инфляции. Таким образом, ставка субсидирования будет формироваться по формуле: 14,675%=8,25*1,1+17 (15)-11,4

Думается, что все, предпринимаемые правительством, меры принесут положительный результат, и облегчат влияние экономического кризиса на хозяйствующие субъекты в АПК в 2015 году.


Библиографический список
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  2. Государственная программа развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717
  3. Федеральный закон от 29.12.2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»
  4. Закон Тюменской области от 28.12.2004  № 305 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области»
  5. Постановление Правительства Тюменской области от 14.05.2012 № 180-п «Об утверждении Положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства»
  6. Постановление Правительства Тюменской области от 08.04.2013 № 107-п «Об утверждении порядков предоставления субсидий из средств областного и федерального бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займах, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»
  7. Информационный справочник о мерах и направлениях государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: htth://www.gp.specagro.ru


Все статьи автора «Ларионова Надежда Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: