УДК 336.02

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА 2014 – 2016 ГОДЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Куликова Наталья Николаевна
ФГАОУ «Волгоградский государственный университет»
специалист по учебно-методической работе, соискатель кафедры теории финансов, кредита и налогообложения

Аннотация
В данной статье определены основные направления налоговой политики на 2014-2016 годов для малого бизнеса. Рассмотрен комплекс мер, направленных на увеличение налогового потенциала предпринимательских структур. Проанализировано, что построение эффективной налоговой политики государства имеет ключевое значение в процессе стимулирования предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговая система, предпринимательская деятельность, совершенствование налоговой системы.


THE MAIN DIRECTIONS OF TAX POLICY FOR THE 2014 - 2016 AND THEIR REFLECTION IN THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Kulikova Natalya Nikolaevna
Volgograd State University
specialist on educational and methodical work, applicant of the department of theory of finance, credit and taxation

Abstract
In this article the main directions of tax policy for the 2014 to 2016 for small business. Considered a set of measures aimed at the increase of tax potential of entrepreneurial structures. Analyzed that building an effective state tax policy is of key importance in the process of stimulating entrepreneurial activity.

Библиографическая ссылка на статью:
Куликова Н.Н. Основные направления налоговой политики на 2014 – 2016 годы и их отражение в развитие предпринимательской деятельности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/02/6848 (дата обращения: 26.05.2017).

Предпринимательская деятельность  в рыночной экономике  – является важнейшим внутренним источником развития национальной экономики. Одним из основных внешних факторов, влияющих на степень развития предпринимательской деятельности является государственная налоговая политика. Несовершенство налоговой политики страны нарушают систему дохо­дов бюджета, ухудшают инвестиционную привлекательность, затрудняют инновационное развитие. В этой связи основной за­дачей становится создание прозрачной, стабильной и простой налоговой системы.

Приоритетным направлением современной налоговой политики является реализация мер, направленных на увеличение налогового потенциала предпринимательских структур, повышение уровня собираемости налогов и сборов, дальнейшее снижение масштабов уклонения от уплаты налогов. Следует принимать во внимание, что налоговая политика государства, с одной стороны, должна быть направлена на противодействие негативным последствиям кризиса, а с другой – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста предприятий. [2, с. 86].

В настоящее время в России продолжается реформирование налоговой системы. Правительством России 30 мая 2013 года одобрена налоговая политика РФ на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. Несмотря на то, что основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой базу для подготовки федеральными органами исполнительной власти изменений в законодательство о налогах и сборах, соответствующих предусмотренным в нем положениям, и внесения их в Правительство Российской Федерации.

При разработке мер в области налоговой политики, которые предполагается реализовать в 2014 – 2016 годах, будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных в предыдущие годы, а именно создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. [6]

Проект основных направлений налоговой политики 2014-2016 годов  для малого бизнеса содержит множество примечательных новаций. Рассмотрим некоторые из них:

1.  Совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства. Так с ведением 1 января 2013 года патентной системы  налогообложения в Налоговом кодексе появилась новая глава 26.5 «Патентная система налогообложения». В периоде 2014-2016 годов будет продолжена реализация задач, предусмотренных в предыдущих периодах: Мониторинг налоговой нагрузки на предпринимателей, перешедших на патентную систему,  с целью определения оптимального размера потенциально возможного к получению дохода. Проработка дополнительного перечня видов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам населению, не указанных в главе 26 «Патентная система налогообложения», в отношении которых целесообразно введение данной системы налогообложения.

Для определения максимального возможного дохода компании находящийся  на упрощенной системе налогообложения (патенте) и рассчитать ЕНВД необходимо применять новые коэффициенты-дефляторы на 2014 год. Их значения составят: 1,067 – для расчета размера доходов при упрощенной системе налогообложения  и патентной системе налогообложения и 1,672 – для определения налоговой базы по ЕНВД. (Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2013 N 652). Отмечу, что на 2013 год был утвержден коэффициент-дефлятор в размере, равном 1.

Что касается ЕНВД, то здесь предлагается с 2013 года установить добровольный переход на него. Налогоплательщики могут добровольно перейти на этот специальный режим при соблюдении установленных ограничений. В связи с этим утративший право на применение ЕНВД налогоплательщик не обязан возвращаться к ЕНВД с начала квартала, следующего за тем, в котором устранены несоответствия . [2, п. 1 ст. 346.28 НК РФ]

Налогоплательщики, пожелавшие перейти на уплату ЕНВД, должны встать на учет в налоговом органе, подав заявление в установленной форме в течение пяти дней со дня начала применения ЕНВД.  Заявление о снятии с учета с 2013 г. необходимо будет подавать не только в случае прекращения деятельности, облагаемой ЕНВД, но и при переходе на иной режим налогообложения, а также при нарушении требований, установленных НК РФ.[2, пункт 2.2 статьи 346.26 НК РФ]

Постепенно ЕНВД будет отменен и уже к 2018 году его полностью заменит патентная система. Многие финансовые аналитики неоднократно высказывались в прессе о возможных массовых недовольствах резкой отменой ЕНВД со стороны предпринимателей. По данным ФНС России количество налогоплательщиком, применяющих ЕНВД в России, увеличивается с каждым годом. Возможность выбора применения ЕНВД либо иного режима налогообложения создаст всем налогоплательщикам благоприятные условия для дальнейшего развития бизнеса. В настоящее время законопроект отправлен на доработку. [6].

2. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом так же планируется осуществить в ближайшие годы.

Упрощение налогового учета предлагается осуществлять путем выявления и корректировки норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учета, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учета, при сохранении действующего подхода к определению налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В целях реализации указанных мероприятий Минфином России в 2014 году будет подготовлен проект федерального закона предусматривающий, в частности:

- уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете;

- возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;

- принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;

- признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;

- изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.

3. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование так же потерпят ряд изменений. Предполагается продление до 2016 года применения тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года – в отношении большинства плательщиков – 30 процентов и неперсонифицированного тарифа – 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, ставка составит 20 процентов.

В 2014 если доходы ИП за год составят менее 300 000 руб., то страховые взносы будут исчисляться исходя из МРОТ и составят 20 727,53 руб. : в ПФР – 17 328,48 руб. (5554 руб. × 26% × 12 мес.);

в ФФОМС – 3399,05 (5554 руб. × 5,1% × 12 мес.).

Если же доход превысит 300 000 руб., то индивидуальный предприниматель также заплатит 1 процент с суммы превышения. При этом установлен максимальный размер страховых взносов, который не может превышать:8 МРОТх26% х12 месяцев.[7]

Согласно новому закону, у предпринимателей появится возможность уменьшить налог на сумму размера страховых взносов. Но уже сейчас  следует обратить внимание, что новая привилегия станет доступна только тем ИП, которые используют режим налогообложения ЕНВД и УСН.

При этом условия остались неизменными – при использовании ЕНВД, предприниматели без работников имеют право уменьшить налог на полную сумму взноса, а ИП с работниками смогут уменьшить налог не более чем на 50% за взносы, внесенные за работников. Если же используется УСН, в предпринимательстве без работников можно будет уменьшить налог на полную сумму взносов, а в ИП с работниками уменьшение составит только 50%.[4]

Как и прежде, уменьшение налога можно производить только на те взносы, которые были оплачены в том же периоде, в котором рассчитывается налог. Несмотря на то, что нововведения еще не вступили в силу, уже заметно, что они могут быть выгодны только ИП с малыми доходами, в то время как для предпринимателей со значительными доходами условия содержания ИП только ужесточились.

4. Совершенствование налогообложения торговой деятельности

В Кодексе следует предусмотреть условия, при соблюдении которых потери по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц, признаются в составе расходов организаций, осуществляющих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам.

Во-первых, налогоплательщиком должна быть организована система учета и контроля за использованием материально-производственных запасов, соответствие которой установленным требованиям должно быть подтверждено аудиторской организацией.

Во-вторых, акт инвентаризации о выявленных недостачах должен подтверждаться аудитором, включенным в состав инвентаризационной комиссии.

Потери (недостачи) предлагается учитывать в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 0,75 процента выручки от реализации.

Перечень продукции, недостача которой может быть учтена при налогообложении прибыли в соответствии с предлагаемым порядком, предлагается устанавливать в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Учет товарных потерь для целей налогообложения прибыли в размере, определяемом как процентная доля выручки от реализации, широко применяется за рубежом (в Германии, Великобритании, США и др.). Возможность учета для целей налогообложения убытков от товарных потерь соответствует мировому опыту, позволит снизить издержки торговых организаций, и тем самым улучшить инвестиционный климат в розничной торговле, что позитивно повлияет на уровень потребления. [5]

Дальнейшее совершенствование налоговой политики должно реализовываться в направлении настройки существующей системы налогообложения. Тем самым это приведет: к оздоровлению экономики предприятий-налогоплательщиков, стабилизации их финансового состояния, стимулиро­ванию инвестиций в обновление и развитие собственной производственной базы, а также осуществлению налогоплательщиками разумной ценовой политики и формированию благоприятных ус­ловия для реструктуризации задолженности по налоговым пла­тежам (с более приемлемым порядком возможного списания на­копленных пеней), сокращения теневой экономики и т.д. Все это резервы значительного увели­чения стимулирующей функции налоговой политики, а, следова­тельно, и заметного роста предпринимательской активности.


Библиографический список
  1. Бочарова, О.Н. – Государственная поддержка предпринимательской деятельности: Монография/ Бочарова, О.Н.// Тамбов:  ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. С. 117-129.
  2. Налоговый кодекс РФ [федер. закон N 117-ФЗ от 05.08.2000. Часть 2 [принят ГД ФС РФ 19.07.2000, действующая редакция от 01.10.2013].
  3. Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
  4. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 28.12.2013) “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”
  5. Экономика и жизнь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eg-online.ru/information/210304/
  6. Российская газета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru
  7. Справочно-правовая система «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.consultant.ru
  8. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www. nalog.


Все статьи автора «Куликова Наталья Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: