УДК 338.49

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Буторина Галина Юрьевна
Государственный аграрный университет Северного Зауралья
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита

Аннотация
В статье проанализированы реальные доходы населения, бюджетная обеспеченность, демографические показатели, показатели здоровья, занятость жителей УрФО. Также отмечены факторы, влияющие на достижение социальной стабильности жителей Тюменской области, способствующие устойчивому развитию региона.

Ключевые слова: критерии устойчивого развития, регион, социальная политика


THE IMPACT OF SOCIAL POLICY ON SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

Butorina Galina Yur'evna
State Agrarian University of Northern Zauralye
PhD, Associate Professor, Department of Accounting, Finance and Audit

Abstract
The article analyzes the real incomes of the population, fiscal capacity, demographics, health indicators, employment residents UFD. Also marked the factors affecting the achievement of social stability residents of the Tyumen region, contributing to sustainable development in the region.

Keywords: social policy, sustainable development criteria


Библиографическая ссылка на статью:
Буторина Г.Ю. Влияние социальной политики на устойчивое развитие региона // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/7186 (дата обращения: 26.05.2017).

В соответствии с проектом Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации (1997 г.) показатели устойчивого развития подразделяют: на показатели окружающей среды, экономики и социальной сферы.

К социальным критериям устойчивого развития относят: реальные доходы населения, бюджетную обеспеченность, демографические показатели, показатели здоровья, занятость населения и др.

В структуре доходов населения важную роль играет заработная плата, которая является платой за труд. Это важнейшая форма дохода наемного работника и стимул к производительному труду.

Анализируя среднедушевые доходы жителей Уральского федерального округа за 2007-2012 гг. (таблица 1), следует отметить положительную динамику уровня жизни населения.

Табл. 1. – Среднедушевые денежные доходы населения УрФО

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Рейтинг

( 2012г.)

Тюменская область

13736, 5

17473,6

17706,3

18884,6

20707,1

22015,7

2

Курганская область

8700,9

11445,4

12153,2

13498,9

14353,0

16000,8

4

Свердловская область

14481,5

17481,2

19722,5

22193,8

24892,6

27709,2

1

Челябинская область

10699,6

14120,0

15215,1

16821,1

18459,9

19366,2

3

Доходы населения Свердловской и Тюменской области значительно превышают денежные доходы жителей Курганской и Челябинской областей. Наблюдаемый экономический рост привел к некоторой стабилизации социально-экономической ситуации в субъектах округа, что выразилось в увеличении денежных доходов населения с 13 736 руб. до 22 015 руб. и 14 481 руб. до 27 709 руб. с 2007 по 2012 гг. в Тюменской и Свердловской области соответственно.

По данным таблицы 2 был проанализирован средний размер назначаемых пенсий на территории Уральского федерального округа.

Табл. 2. – Средний размер назначенных пенсий в УрФО

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Рейтинг

( 2012 г.)

Тюменская область

3546,5

4410,8

6024,0

7421,0

8131,6

9051,4

2

Курганская область

3403,1

4184,8

5674,2

7030,1

7639,0

8438,8

4

Свердловская область

3740,6

4647,5

6299,3

7803,1

8513,9

9434,6

1

Челябинская область

3611,5

4485,0

6063,3

7492,0

8158,9

9024,2

3

Мы видим, что в условиях финансово-экономического кризиса по индикатору отношения среднего размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионеров сохранилась благоприятная тенденция. Тюменская область занимает второе место в рейтинге величины среднего размера пенсий, уступая лишь Свердловской области.

Исходя из данных таблицы 3, следует, что на территории Уральского федерального округа за 2007-2012 гг. наметилась благоприятная тенденция  динамики роста продолжительности жизни населения.

Табл. 3.- Продолжительность жизни при рождении УрФО

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Рейтинг

( 2012 г.)

Тюменская область

67,1

67,2

67,9

68,1

69,4

69,5

1

Курганская область

66,5

66,5

67,2

67,7

68,4

68,4

4

Свердловская область

67,4

67,6

68,3

68,8

69,3

69,5

1

Челябинская область

67,1

67,2

68,2

68,4

68,8

69,0

3

Тюменская и Свердловская области лидируют по данному показателю на протяжении 6 последних лет. Продолжительность жизни  населения в этих субъектах Уральского федерального округа составила к 2012 году 69 с половиной лет.

По данным таблицы 4 отмечена незначительная дифференциация значений коэффициента прироста и убыли населения на территории Уральского федерального округа.

Табл. 4.- Естественный прирост (убыль) населения УрФО

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Рейтинг

( 2012 г.)

Тюменская область

0,8

1,8

2,9

3,0

3,8

4,8

1

Курганская область

-4,4

-4,0

-3,2

-3,1

-2,9

-2,1

4

Свердловская область

-3,2

-2,9

-1,5

-0,9

-0,6

0,3

2

Челябинская область

-3,2

-2,2

-1,3

-1,0

-0,6

0,2

3

За период 2007-2012 гг. постоянный естественный прирост наблюдался только  в Тюменской области. В других областях проявляется  устойчивая естественная убыль населения, которая значительно уменьшается с каждым последующим годом. В Свердловской и Челябинской области мы можем проследить последовательный переход от убыли населения к приросту населения к 2012 году.

По данным таблицы 5 видно, что относительно устойчивая ситуация на рынке труда на территории Уральского федерального округа была нарушена в 2008 г. финансово-экономическим кризисом, что выразилось в напряженности в сфере рынка труда.

Табл. 5. – Численность безработных, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения УрФО

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Рейтинг

( 2012 г.)

Тюменская область

0,7

0,7

1,1

1,5

1,9

2,1

3

Курганская область

1,3

1,7

2,4

2,1

2,8

2,6

1

Свердловская область

1,5

1,6

1,7

1,6

2,0

1,7

4

Челябинская область

0,9

1,2

1,6

1,5

1,5

2,5

2

Между тем, можно отметить региональные различия последствий кризиса 2008 года на территории округа. Рынок труда Курганской области острее ощутил влияние экономического кризиса, что выразилось в резком росте уровня безработицы в 2009 г. относительно 2007 г. Уровень безработицы и в 2012 году резко отличается от рассмотренных областей. В Свердловской области воздействие кризиса 2008 года на сферу занятости оказалось менее заметным. В Тюменской области сохранилась численность безработных в приемлемых рамках.

Подводя итоги  диагностики качества жизни населения на территории Уральского федерального округа, следует отметить, что Тюменская область имеет значительный потенциал для обеспечения устойчивого развития.  Наблюдается тенденция к улучшению параметров качества жизни населения, как в результате оживления экономики, так и с повышенным вниманием, оказанным социальной сфере. Поскольку бюджет Тюменской области социально ориентирован, почти половину всех расходов направляют на социальную сферу [1, с. 312].

В области утверждена долгосрочная целевая программа «Основные направления развития отрасли «Социальная политика» в Тюменской области», состоящая из нескольких подпрограмм:

1. Социальная поддержка отдельных категорий граждан, в т.ч. семей, имеющих детей;

2. Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействие их социальной реабилитации в Тюменской области;

3.  Повышение качества жизни пожилых людей в Тюменской области «Старшее поколение»;

4.Организация отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних в Тюменской области;

5. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (Доступная среда).

Данная программа нацелена на повышение эффективности системы социальной поддержки населения области, в том числе семей и детей, обеспечение мер по предупреждению социального сиротства и неблагополучия, создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Таким образом, социальная политика Тюменской области определена как один из основных приоритетов деятельности. Она направлена на достижение социальной стабильности, а улучшение положения  в  социальной  сфере способствует устойчивому развитию региона.


Библиографический список
  1. Милоенко Е.В. Формирование социальной инфраструктуры сельских территорий региона как критерий качества жизни населения// Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 8. – С. 312 – 315


Все статьи автора «Буторина Галина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: