УДК 33

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЮВЕЛИРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Мурзин Максим Владимирович
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
магистрант

Аннотация
Данная статья посвящена проблемам анализа финансового положения предприятия ювелирной промышленности. Проведенное исследование отражает изменение зависимости показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий ювелирной промышленности от мировых цен на драгоценные металлы.

Ключевые слова: информационная база, методика анализа финансовой отчетности, прибыль, финансовая отчетность, финансовое состояние предприятия, финансовый анализ, цена на драгоценны металлы


IMPROVEMENT OF THE ANALYSIS OF FINANCIAL STATEMENTS OF ENTERPRISES JEWELRY INDUSTRY

Murzin Maxim Vladimirovich
Saint-Petersburg state economic University
master

Abstract
This article is devoted to problems of the analysis of the financial position of enterprises in the jewelry industry. The study reflects the change in the dependence of indicators of financial and economic activity of the enterprises of the jewelry industry from world prices for precious metals.

Keywords: financial analysis, financial reporting, information base, methods of analysis of financial statements, the financial condition of the enterprise, the price of precious metals, the true story


Библиографическая ссылка на статью:
Мурзин М.В. Совершенствование анализа финансовой отчетности предприятий ювелирной промышленности // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/7144 (дата обращения: 07.06.2018).

В современных рыночных условиях функционирования предприятий повышается значение и роль анализа финансового состояния предприятия. Проведение полного всестороннего анализа финансовой отчетности предприятия необходимо как внутренним (собственникам (акционерам), руководству предприятия), так и внешним ее пользователям (поставщикам, клиентам (покупателям), кредиторам, налоговым органам) для определения платежеспособности предприятия.

Большинство существующих методик в отечественном и зарубежном опыте анализа финансовой отчетности в настоящее время лишь повторяют и дополняют друг друга. Эти методики могут применяться как раздельно, так и комплексно – в зависимости от цели и задач анализа, поставленных перед аналитиком. Следует отметить, что до настоящего времени в отечественной науке нет единого подхода к проведению оценки финансового положения предприятия на основе анализа финансовой отчетности [1, c. 35].

Базой разработки финансовой политики предприятия служит анализ его финансово-экономического состояния, опорой которого являются показатели квартальной и годовой финансовой отчетности. Составление финансовой отчетности производится путем проведения предварительного анализа, когда имеется возможность корректировки ряда статей ее форм, а также в цели составления к годовому отчету пояснительной записки. Выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия строится на основе данных его итогового финансово-экономического состояния. От того, насколько качественно проведен анализ финансовой отчетности предприятия зависит эффективность принимаемых управленческих решений, а качество проведения самого анализа зависит от достоверности данных отчетности, применяемых методик и компетентности лица, принимающего управленческие решения в области финансовой политики [4, c. 109].

В процессе анализа финансовой отчетности необходимо учитывать динамику различных групп показателей. Так, в частности, изменение показателей платежеспособности имеет более интенсивный характер, нежели динамика показателей финансовой устойчивости. Помимо этого, существенной особенностью финансовой устойчивости предприятия является возможность дальнейшего его развития, а также привлечение в предприятие сторонних финансовых средств в случае возникновения дефицита собственных финансовых ресурсов. Гарантом для создания благоприятных условий самофинансирования предприятия является активная тенденция роста прибыли и, как следствие, привлечение заемного капитала [2, c. 54].

Исходя из выше изложенного, доминирующими аспектами анализа финансовой отчетности являются как абсолютные (прибыль, объем собственного капитала и др.), так и относительные показатели (рентабельность капитала, активов и т.д.). Необходимо учитывать тот, факт, что положительная динамика показателей ликвидности, рентабельности и платежеспособности не всегда отражает укрепление финансового положения предприятия. Это обуславливается тем, что рост прибыли сопровождается ростом риска, что для оценки финансового положения предприятия не является положительным показателем. Также необходимо в счет принимать показатели ликвидности и рентабельности на средне- и краткосрочную перспективу, которые не характеризуют стратегическое развитие предприятия. С учетом этого, в долгосрочной перспективе при использовании такого подхода анализа финансовой отчетности необходимо интенсивно использовать показатели, учитывающие взаимосвязь как с внутренними, так и с внешними факторами, влияющие на производство, реализацию продукции и финансовое положение в целом (табл. 1).

Таблица 1. Внешние и внутренние факторы, влияющие на финансовое положение предприятия

Внешние факторы

1. Законодательная база

2. Конкуренция рынка ювелирной промышленности

3. Степень защиты отечественного ювелирного

рынка от импорта ювелирных изделий

 

Внутренние факторы

1. Структура ассортимента

2. Величина и структура расходов

производства, их динамика

3. Имущественное состояние, финансовая политика

4. Эффективность системы управления предприятия

1) Законодательная база. Отдельные статьи Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Уголовного Кодекса РФ и других нормативных актов ущемляют права собственника, увеличивают себестоимость выпускаемой продукции и не соответствуют принципам рыночной экономики.

Нормативная база, формулирующая обязательные требования к качеству ювелирных изделий, терминам и определениям драгоценных металлов, а также стандартов, которым должны соответствовать качественные характеристики драгоценных металлов, и на соответствие, которым должны проводиться проверки контролирующими органами, отличается от общепринятых международных стандартов [8].

2) Конкуренция рынка. Неконкурентоспособность российских ювелирных предприятий из-за более высокой себестоимости их продукции по сравнению с изделиями зарубежных производителей, вызванной действующей налоговой нагрузкой, кредитными ставками, таможенными пошлинами и устаревшими требованиями нормативно-правовых актов. Так, к примеру, предприятия при ввозе сырья (драгоценных металлов, камней) или высокотехнологического оборудования для производства обязаны платить таможенные пошлины, НДС и налог на прибыль, в результате чего, происходит изъятие из производства крупных оборотных средств, не смотря на возврат суммы налога [8].

Российский ювелирный рынок, как и рынки других стран, во многом зависит от колебаний цены на драгоценные металлы и камни, использующиеся в ювелирной промышленности.  Зависимость изменения цен на сырье в ювелирной отрасли определяет объем ювелирного рынка в стоимостном выражении. Этому процессу способствуют колебания оборота импортной продукции и динамика объема продукции отечественный ювелирных изделий.

3) Степень защиты отечественного ювелирного рынка от импорта ювелирных изделий. Недостаточная защита ювелирного рынка страны от импорта ювелирных изделий, преимущественно – из стран юго-восточной Азии (Китай, Таиланд, Индия, Турция). По мнению специалистов, около 35% продаваемых в России ювелирных изделий являются импортными, не говоря уже о «сером» рынке, который составляет от 50 до 80%, по разным оценкам. Учитывая низкую себестоимость производства ювелирных изделий в этих странах, их стоимость на прилавках магазинов после прохождения всех таможенных процедур, гораздо ниже отечественных аналогов. Вступление России в ВТО и снижения таможенных пошлин на импортные изделия может ещё более усугубить конкурентоспособность ювелирного производства России [8].

Внутренние факторы представляют собой объективные критерии, определяющие возможности предприятия в цели обеспечения собственного финансового положения. Основными внутренними факторами с позиции влияния на финансовое положение предприятия являются:

- состав и структура выпускаемой продукции;

- величина и структура производственных затрат, их динамика;

- имущественное состояние и финансовая политика предприятия;

- эффективность системы управления предприятием [7, c. 167].

1) Состав и структура выпускаемой продукции. Во многом успех или неудача зависят от избрания состава и структуры выпускаемой продукции. При этом важно предприятию не только определиться какую продукцию выпускать, но и безошибочно решить, как производить, т.е. какие технологии использовать, по какой модели управления и производства осуществлять свою деятельность. От эффективности принимаемых решений данных задач, стоящие перед предприятием, зависят основные затраты производства.

2) Величина и структура производственных затрат и их динамика. В цели обеспечения устойчивого функционирования предприятия важна как суммарная величина затрат, так и соотношение между переменными и постоянными расходами.

Также одним из существенных факторов, влияющий на финансовую устойчивость предприятия и тесно связанный с типами выпускаемой продукции и технологией производства, является структура и оптимальный состав средств предприятия, а также правильная стратегия их управления.

Потенциальная результативность предпринимательства и устойчивость предприятия во многом определяется от качества управления текущими активами предприятия, т.е. от того сколько и какие оборотные средства задействованы, какой размер активов и запасов в денежной форме и т.д.

Следует отметить, что в случае занижения предприятием ликвидных средств и запасов, оно может пустить в производство большую часть капитала, следовательно, получить больше прибыли. Однако с этим одновременно возрастает риск неплатежеспособности предприятия и приостановки производства из-за дефицита запасов. Мастерство управления текущими активами предприятия заключается в хранении на его счетах лишь минимальную необходимую сумму денежных средств, необходимую для осуществления текущей производственной деятельности [3, c. 82].

3) Имущественное состояние и финансовая политика предприятия. Для предприятия немаловажным является не только состав и структура финансовых средств, но и правильный выбор стратегии и тактики управления ими. На первый план должна выступать оценка политики распределения и использования прибыли при анализе финансового положения предприятия. Так, в частности, важным моментом является проведение анализа использования прибыли по следующим двум основным направлениям:

- финансирование текущей деятельности (укрепление платежеспособности, усиление ликвидности, формирование оборотных активов и т.д.);

- инвестирование в капитальные затраты, ценные бумаги и т.д. [6, c. 24].

На финансовое положение предприятия существенное влияние оказывают финансовые средства, дополнительно мобилизуемые на рынках ссудных капиталов. В этом случае большую роль играют резервы, являющиеся одним из способов финансовой гарантии платежеспособности предприятия.

4) Эффективность системы управления предприятия. В первую очередь, эффективность управления предприятием зависит от компетентности и опытности управленческого персонала, гибкости проводимой финансовой и экономической политики [5, c. 177].

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что важным условиям для устойчивого финансового положения является не только проведения анализа его деятельности, а умение проводить анализ факторов, влияющих на его финансовое положение.

Российский ювелирный рынок, как и рынки других стран, во многом зависит от колебаний цены на драгоценные металлы и камни, использующиеся в ювелирной промышленности. Таким образом финансовое положение предприятий ювелирной отрасли находится в сильной зависимости от мировых цен на драгоценные металлы.

Изменение мировых цен на драгоценные металлы влияет на изменение цены выпускаемой ювелирной продукции предприятием, а, следовательно, на совокупный объем продаж, себестоимость, и как следствие, прибыль: Цены на продукцию = F (Цены на драгоценные металлы), следовательно, ВПР (выручка от продаж) = F (Цены на драгоценные металлы); СПР (себестоимость продукции) = F (Цены на драгоценные металлы).

На основании выявленной зависимости предлагается следующая методика анализа финансовой отчетности предприятия:

1) Определение коэффициента материалоотдачи (1):

                КМО = В/МЗ = (О*ЦЕД) / (О*ЦД/М) = ЦЕД / ЦД/М (1)

где КМО – коэффициент материалоемкости; В – выручка; М – материальные затраты, О – объем выпуска (продаж); ЦЕД – цена за единицы продукции, ЦД/М – цена драгметалла

2) Определение доли материальных затрат в структуре себестоимости выпускаемой продукции (2):

                 ДМЗ = МЗ / С = (О*ЦД/М) / (О*СЕД) = ЦД/М / СЕД (2)

где ДМЗ – Доля материальных затрат в структуре себестоимости; СЕД – себестоимость на единицу продукции

3) Определение зависимости прибыльности предприятия от изменения цены на драгметаллы (3.3):

         КПР = С/В = (МЗ/ДМЗ) / (МЗ*КМО) = 1/ДМЗ*КМО (3)

4) Определение зависимости прибыли от продаж от изменения цен на драгметаллы (4):

    П = В – С = В – КПР*В = В*(1 – КПР) = В*(1 – 1/ДМЗ*КМО) (4)

5) Оценка показателей рентабельности:

5.1) Показатели рентабельности:

- коэффициент рентабельности продаж;

- коэффициент рентабельности продукции;

- коэффициент экономической рентабельности;

- коэффициент общей рентабельности.

5.1.1) Коэффициент рентабельности продаж (5):

           RПРОДАЖ = П / В = (В – С) / В = 1 – (С/В) = 1 – КПР (5)

5.1.2) Коэффициент рентабельности продукции (6):

       RПРОДУКЦИИ = П / С = (В – С) / С = В/С – 1 = (1/КПР) – 1 (6)

5.1.3) Коэффициент экономической рентабельности и коэффициент общей рентабельности определяются в соответствии с общепринятой методикой. Данные коэффициенты при анализе отражают общее состояние рентабельности предприятия, значение которых определяется величиной чистой (валовой) прибыли, зависящей от величины прибыли от продаж и финансового результата от прочих видов деятельности.

6) Оценка показателей ликвидности:

- коэффициент текущей ликвидности;

- коэффициент обеспеченности собственными средствами.

6.1) Коэффициент текущей ликвидности. Данный показатель согласно рассмотренной отечественной практике определяется по формуле (7):

                                               КТЛ = ОА / КО               (7)

Зависимость изменения ∆КТЛ = F (∆ Цен на драгметаллы) можно определить следующим образом (8):

    КТЛ = ОА / КО = А – ВА / КО = (ЧП/ RЭ) – ВА / КО = (ЧП/ RЭ) – ВА / КО    (8)

6.2) Коэффициент обеспеченности собственными средствами в зависимости от цены на драгметаллы определяется по формуле (9):

         КООС = СК – ВА/ ОА = СК – ВА / А – ВА = (RЭ*(СК – ВА)) / ЧП (9)

Таким образом величина покрытия обязательств, т.е. оборотных активов зависит от величины чистой прибыли (ЧП).

7) Оценка показателей финансовой устойчивости:

- коэффициент капитализации;

- коэффициент финансовой устойчивости;

- коэффициент финансовой автономии.

7.1) Коэффициент капитализации в зависимости от цены на драгметаллы можно определить следующий образом (10):

                              ККАП = ЗК / СК = (ЗК*RСК) / ЧП                                     (10)

 7.2) Коэффициент финансовой автономии с акцентом на связь цен на драгметаллы по формуле (11):

                  КФО = СК / ВБ = СК / А = (ЧП / RСК): (ЧП / RЭ) = RЭ / RСК     (11)

7.3) Коэффициент финансовой устойчивости определяется по формуле (12):

                         КФА = КФО + ДО / А = RЭ / RСК + ДО / А                            (12)

8) Оценка показателей деловой активности:

- коэффициент оборачиваемости запасов;

- коэффициент оборачиваемости оборотных средств;

- коэффициент общей оборачиваемости капитала;

- коэффициент отдачи собственного капитала.

8.1) Коэффициент оборачиваемости запасов (13):

КОЗ = С/З = (МЗ/ДМЗ): З = МЗ / (ДМЗ*З) = (З*ЦДМ) / ДМЗ = ЦДММЗ         (13)

8.1) Коэффициент оборачиваемости капитала (14):

            КООК = В / А = В / (ЧП / RЭ) = В* RЭ / ЧП = Rэ / Rпродаж по ЧП                   (14) 

8.2) Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (15):

          КОА = В / ОА = В / А – ВА = В*КООК / (В – КООК*ВА)                     (15)

8.3) Коэффициент отдачи собственного капитала (16):

   КСК = В / СК = В / (ЧП / RСК) = (В*RСК) / ЧП = RCK / Rпродаж по ЧП          (16)

На основании представленной классификации показателей можно сделать вывод о том, что все эти показатели напрямую имеют зависимость от мировых цен на драгоценные металлы, которые формируют спрос на ювелирную продукцию предприятий отрасли. Так как производство ювелирных изделий носит материалоемкий характер, выбранная классификация показателей полностью будет отражать финансовое положение предприятия, а, следовательно, будет способствовать определению наиболее перспективных и доходных направлений деятельности с целью удержания и укрепления своего финансового положения в отрасли.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Баканов И.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2011.
  2. Гиляроская Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. СПб, 2011.
  3. Ковалева В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2012.
  4. Крутик А.Б. Основы финансовой деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2011.
  5. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка [Текст]. М.: Высшая школа, 2010.
  6. Остапенко В.М., Мешков В.С. Финансовое состояние предприятия: оценки и пути улучшения // Экономист. 2012. №3.
  7. Палий В.Ф. Финансово-экономический анализ предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2011.
  8. Состояние рынка        ювелирной          отрасли      в       России.      URL: http://professionali.ru/Soobschestva/marketing_brilliantov_i_yuvelirnyx_izdelij/sostoyanie_rynka_yuvelirnoj_otrasli_rossii/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Мурзин Максим Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация