ЭТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА ИЛИ ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Ямилов Рамиль Могатович Сарапульский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО Ижевского государственного технического университета имени М.Т.Калашникова кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и гуманитарные науки»
Аннотация В статье рассматривается экономика на основе этологического подхода, введено понятие этологической экономики, проанализирована возможность высших приматов быть субъектами экономических отношений.
ETHOLOGICAL ECONOMICS OR ETHOLOGICAL FOUNDATIONS OF ECONOMIC RELATIONS
Yamilov Ramil Mogatovich Sarapul Polytechnic Institute (branch) of Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education of the Izhevsk state technical University of a name of M. T. Kalashnikov Candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Economic Sciences and Humanities"
Abstract The article discusses the economy on the basis of ethological approach, the notion of ethological economy, analyzes the ability of great apes to be the subjects of economic relations.
Библиографическая ссылка на статью:
Ямилов Р.М. Этологическая экономика или этологические основания экономических отношений // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6981 (дата обращения: 17.10.2020).
Существует различные подходы к изучению экономики, основанные на поведении человека, основой которых является субъективизм человеческого поведения.
Квинтэссенциейвзглядов А. Смита, изложенных в«The Theory of Moral Sentiments»[1]является то, что основа экономических отношений– это попытки достижения более высокого статусного положения в обществе (тщеславие в интерпретации А. Смита). Поэтому при изучении экономических воззрений А. Смита необходимо изучать не только«The Wealth of Nations» (1776), но и «The Theory of Moral Sentiments» (1759).
В дальнейшем поведение человека как основы экономики получила развитие в рамкахавстрийской школы (психологической школы, венской школы), которое выразилось в принципе субъективности [2]. Однако именно субъективность в рамках марксистского подхода, и не только, являлось наиболее критикуемым положением [3].
В 20 веке получила развитие поведенческая экономика (behavioral Economics), являющейся междисциплинарной наукой, сочетающей психологию и неоклассическую экономическую теорию [4,5], понимающей поведение человека как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды (принцип «стимул — реакция»).
И уже в 21 веке оформилась в отдельную науку нейроэкономика – междисциплинарное направление, использующее достижение экономической теории, психологии и нейробиологии [6,7] с ответвлениями, как например, нейромаркетинг.
С учетом накопленной исследовательской базы в сфере человеческого поведения можно установить, что человеческое поведение не субъективно абсолютно, оно субъективно относительно, и эта относительность по мере накопления научных знаний становится объективной, тем самым труднообъяснимый хаос человеческого поведения в сфере экономики, на первый взгляд, порожден объективными законами природы. Тем самым нет необъяснимых явлений, есть невыявленные закономерности.
Следовательно, наблюдается определенная тенденция по изучению экономического поведения человека в сторону объективизации данного явления.
Возникает вопрос, через какую науку следует рассматривать экономику, позволяющий учитывать человеческое поведение как объективный фактор?
По нашему мнению такой наукой может быть этология.
Изначально этология возникла как наука о поведении животных в естественных условиях [8], далее развилась в науку о биологическихосновах поведения, социальном поведении и этологическойструктуры популяций животных через генетически обусловленные (инстинктивные) компоненты поведения [9, с. 742], и уже в 21 веке этология начала изучать поведение (инстинкты) людей [10]. Согласно положениям этологии организм активно осуществляет фильтрацию внешних стимулов в соответствии со своим внутренним состоянием, т. е. осуществляется механизм « внешний стимул – фильтр — внутренний стимул -реакция».
Как считает Д. А. Жуков различия между человеком и животными пренебрежимо малы, во всяком случае, являются чисто количественными, но не качественными [11, с. 25], о наличии у животных явлений присущих, якобы, только человеку говорят многие исследователи [12], об этом так же свидетельствуют эксперименты в части экономического поведения приматов [13-17], которые фактически означают возможность создания развитых экономических взаимосвязей, основанных на товаро-денежных отношениях внутри популяции обезьян, правда при условии внешней инициации данного процесса, что позволяет предположитьо первоначальном толчке развития феномена человека. В рамках дарвиновского подхода можно говорить о возможности разумности живых организмов, что в частности вытекает из гипотезы Б. Ф. Поршнева [18]. О возможности такого развития говорит и эффект “сотой обезьяны”.
Человек и животное имеют общую биологическую основу, позволяющую говорить о типичных генетических поведенческих реакциях. Именно наличие таких врожденных реакциях позволяет говорить о возможности изучения человеческого экономического поведения через изучения взаимоотношений внутри различных популяций живых организмов.
Основабиологически врожденного поведения – это поведение, преследующее выгоду, как для отдельного организма, так и для определенной видовой популяции, например, массовая миграция леммингов при превышении возможностей основной территории проживания.
Выгода с этологической позиции – это обеспечение выживаемости, как отдельного организма, так и совокупности организмов одного вида, а так же определенной ассоциации организмов различных видов.
Аналогичные процессы наблюдаются и в человеческих сообществах, начиная с феномена войн, что позволяет говорить об определенном социальном, в т. ч. экономическом инстинкте человека, выраженный, в частности, в максимизации благ.
Определенные наработки этологического похода к экономическому поведению человека имеются как у зарубежных исследователей, так и у российских исследователей[19, 20,21].
Особого внимания заслуживает точка зрения изложенная Е. А. Тюгашевым в труде «Экономика семьи и домашнего хозяйства» относительно экономического поведения животных [21, с. 39].
Наличие инстинктивной основы материальных отношений у приматов отмечаетВ. Р. Дольник [22, c. 234], существует и развивается этологическая теория культуры [23, с. 92], этология применяется в психологии межполовых отношений [24, 25], в иных науках [26-30].
Стоит отметить, что с накоплением опытной базы в области этологии животных имеются достаточные основания утверждать о разумности животных. Можно предположить, что у организмов, отличных от человека имеетсясвой специфический разум, который, возможно, не тождественен человеческому, с соответствующей логикой существования и развития.
В частности, я часто наблюдаю, как переходят дорогу собаки, которую они предпочитают переходить через пешеходный переход. В отличие от многих людей они ждут, когда автомобиль затормозит перед пешеходным переходом, после чего вступают на него.
Поэтому основной проблемой общения человека с животными – это проблема создания коммуникативных механизмов, создание определенного пользовательского интерфейса, такого как в системе «человек – компьютер».
В настоящее время наблюдается определенная тенденция по вовлечению высших приматов в социальное устройство человеческого общества, пока в рамках предоставления отдельных прав [31-33], что вызывает шквал критики. Однако можно вспомнить, что совершенно недавно человек мог быть «говорящей вещью», являвшимся объектом экономических отношений, а российский крестьянин не имел полной правоспособности, фактически и юридически являясь придатком общины. Возможно, поднятие животных до уровня человеческого развития является нашей мироустроительной задачей.
Следовательно, наблюдается определенная тенденция исторического развития, выраженная в том, что животные, пока только в части высших приматов, будут выступать субъектами экономических отношений.
Таким образом, для полного «незамутненного» исследования экономического поведения человека, которое чаще всего прикрыто различными социальными масками, что часто вводит в заблуждение исследователей, необходимо выделить отдельное научное направление занимающимися исследованием экономического поведения человека на врожденной биологической основе – этологическая экономика.
Тем самым появляется возможность применить накопленный этологией объем знаний в сфере экономических отношений внутри определенных видов, межвидовых отношений, в рамках человеческих экономических отношений. А так же, с учетом тенденций по предоставлению прав высшим приматам, возможно включение их в экономические отношения в качестве субъектов, хотя уже сейчас существует определенная наработанная практика по регулированию пользования животными имуществом, унаследованным от наследодателя [34], что позволяет говорить об определенной включенности животных в качестве субъектов экономических отношений.
Так этологическая экономика может задействовать в изучении экономических отношений разработанные в этологии проблемы взаимоотношения на основеранжирования и иерархии, которые необходимо применять в управлении организацией. Этологический подход позволит уточнить соотношение конкуренции и кооперации, которое в рамках рыночной экономики явно нарушено в пользу конкуренции, что позволить правильно расставить акценты на различных уровнях экономики. Этологическая экономика позволит понять, что альтруизм биологически и экономически обоснован, позволит правильно расставить приоритеты человека и общества и т. д.
Ариели Д. Поведенческая экономика. Почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом.М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 296 с.
Glimcher P. W., Camerer C., Poldrack R. A., Fehr E. Neuroeconomics: Decision Making and the Brain. Academic Press, 2008. 512 p.
Шиллер Р. Дж. URL: http://www.project-syndicate.org/commentary/the-neuroeconomics-revolution/russian (дата обращения: 04.01.2015).
Lorenz K. Vergleichende Verhaltensforschung: Grundlagen der Ethologie. SpringerWien, 1978. 307 р.
Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров; Редкол.: А. А. Бабаев, Г. Г. Винберг, Г. А. Заварзин и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1986. 895с.
Barrett, Deirdre. Supernormal Stimuli: How Primal Urges Overran Their Evolutionary Purpose.New York : W. W. Norton, 2010. 216 p.
Жуков Д. А. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей; М. Альпина нон-фикшн; 2014, 699с.
Жуков Б. Главная тема //Знание – сила. 2013. № 10. С. 16-39.