Актуальность исследования эффективности и результативности налогового контроля заключается в нацеленности на решение проблемы уклонения от налогообложения и соблюдения законодательства по налогам и сборам; повышении налоговой культуры налогоплательщиков. Цена недоплаты налогов становиться ощутимой для бюджета, ведь за счет налогов финансируются расходы государственного бюджета.
Проблемы построения эффективной системы налогового контроля исследуют многие ученые-экономисты: Гончаренко Л.И. Майбуров И.А., Пансков В.Г., Рыкунова В.Л., Ткачева Т.Ю. и другие. Анализ эффективности контрольной работы представляет интерес как для региональных органов власти, так и необходим самой налоговой службе, так как он позволяет оценить её работу на основе качественных показателей.
Эффективность контрольной работы налоговых органов выражается в соотношении поставленных контролирующим органом целей и достигнутого им результата. Данным результатом являются суммы доначисленых и взысканных сумм налогов, сборов и пени по результатам проведенных налоговых проверок.
В системе налогового контроля камеральная налоговая проверка играет ключевую роль.
На основе данных отчета 2-НК «О результатах контрольной работы налоговых органов» проанализируем результаты камеральных налоговых проверок на примере Инспекции ФНС России по городу Курску.
Сведения о проведенных камеральных налоговых проверках Инспекцией ФНС России по городу Курску за 2011 -2013 гг. представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Проведенные камеральные проверки Инспекцией ФНС России по городу Курску за 2011 -2013 гг. (ед., млн. руб.)
Наименование показателя |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2012/2011 гг. |
2013/2012 гг. |
||
+/- |
% |
+/- | % | ||||
Всего проведено проверок |
124786 |
115362 |
119808 |
-9424 |
92,4 |
4446 |
104,1 |
В т.ч.всего проведено камеральных проверок |
124424 |
115075 |
119620 |
-9349 |
92,3 |
4545 |
104 |
из них выявивших нарушения |
7755 |
5523 |
5074 |
-2232 |
71,2 |
-449 |
91,8 |
Результативность проведенных камеральных налоговых проверок, (%) |
6,2 |
4,8 |
4,2 |
- 1,4 |
77,4 |
0,6 |
87,5 |
Дополнительно начислено платежей в ходе камеральных налоговых проверок, млн.руб. |
2250 |
2206 |
2297 |
-44 |
99 |
91 |
104,1 |
В т.ч. на одну результативную проверку, млн.руб. |
0,290 |
0,399 |
0,453 |
0,109 |
137,6 |
0,054 |
133,6 |
Можно сделать вывод, что количество налоговых проверок (камеральных и выездных) в 2012 году по сравнению с 2011 уменьшилось на 119808 единиц (92,4%), а в 2013 году проверок увеличилось на 4446 единиц и составило 104,1 %.
Уменьшение камеральных налоговых проверок связано с уменьшением количества зарегистрированных налогоплательщиков.
В 2012 году было проведено 1155075 единиц проверок. Это на 9349 единиц меньше, чем в 2011 году, что составило 92,3%. В 2013 году камеральных проверок увеличилось на 4545 единиц(104%). Из них выявивших нарушения в 2012 году 5523 единиц, что меньше на 2232 единиц (71,2%) по сравнению с 2011 годом. В 2013 году по сравнению с 2012 годом нарушений уменьшилось на 449 единиц и составило 91,8%.
Результативность камеральных проверок снизилась в период с 2011 -2013 год с 6,2 до 4,2 %. Низкая результативность камеральных налоговых проверок связана с тем, что налоговым инспекторам приходится обрабатывать большой объем документов, а также с тем, что они имеют право истребовать ограниченное количество документов, следовательно, уменьшаются шансы найти ошибку и выявить правонарушение.
Доначисление на одну результативную проверку, возросло. В 2011 году она составила 0,290 млн. руб., в 2012 году 0,399 млн. руб., что на 0,109 млн. руб. (137,6%) больше, в 2013 году доначислений составило 0,453. Это на 0,054 млн. руб. (133,6%) больше по сравнению с предыдущим годом. Связано это с тем, что налоговый орган эффективно проводит свою работу.
На первый взгляд, эффективность контрольной работы снижается. Но этот показатель без увязки с результатами проверок не может объективно оценивать эффективность налогового контроля.
Одним из самых эффективных направлений налогового контроля является выездная налоговая проверка.
Планирование и прогнозирование невозможно без анализа проведенной работы. Поэтому целесообразно провести анализ работы налоговых органов при проведении выездных проверок.
Отделы выездных налоговых проверок осуществляет налоговую проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, которая выражается в сопоставлении документов (деклараций, балансов, расчетов и т.д.) с фактическими на предприятии. В процессе проверки проверяется ведение деятельности организации в соответствии с законодательством о налогах и сборах, эффективность использования отдельных финансовых ресурсов, выявляются нарушения налогового законодательства.
На основе данных отчета 2-НК «О результатах контрольной работы налоговых органов» проанализируем результаты выездных налоговых проверк на примере Инспекции ФНС России по городу Курску.
Сведения о проведенных выездных налоговых проверках Инспекцией ФНС России по городу Курску за 2011 -2013 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Проведенные выездные налоговые проверки Инспекцией ФНС России по городу Курску за 2011 -2013 гг. (ед., млн. руб.)
Наименование показателя |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2012/2011 гг. |
2013 /2012 гг. |
||
+/- |
% |
+/- | % | ||||
Всего проведено проверок |
124786 |
115362 |
119808 |
-9424 |
92,4 |
104446 |
104,1 |
В т. ч.всего проведено выездных проверок |
362 |
287 |
188 |
-75 |
79,3 |
-99 |
65,5 |
из них выявивших нарушения: |
362 |
287 |
188 |
-75 |
79,3 |
-99 |
65,5 |
Результативность проведенных выездных налоговых проверок, % |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
- |
- |
Дополнительно начислено платежей в ходе выездных налоговых проверок, млн.руб. |
18894, |
11724 |
49559 |
-7170 |
62,05 |
37835 |
422,7 |
В т.ч. на одну результативную проверку, млн.руб. |
52,2 |
40,85 |
263,6 |
-11,35 |
78,3 |
222,75 |
645,3 |
Всего проведено выездных проверок в 2012 году 287 единиц, на 75 единиц меньше или 79,3 % меньше чем в 2011 году. В 2013 году по сравнению с 2012 году произведено проверок 188 единиц, чем на 99 проверок меньше (65,5%) по сравнению с предыдущим годом. Количество проводимых выездных налоговых проверок уменьшается, но их результативность всегда остается 100 %.
Дополнительно начислено платежей в ходе выездных налоговых проверок, за три исследуемых года, больше всего в 2013 году 49559 млн. руб. Это на 37835 млн. руб. (422,7%) больше, чем в 2012 году. В 2011 году начисленных платежей – 18894 млн. руб., это на 7170 млн. руб.(62,05%) больше, чем в 2012 году – 11724 млн. руб.
Доначислений на одну результативную проверку в 2011 году составило 52,2 млн. руб., в 2012 году на 11,35 млн. руб. (78,3%) меньше, что составило 40,85 млн. руб. Пол сравнению с 2012 годом в 2013 году проверок было 263,6 млн. руб., что на 222,75 млн. руб. (645,3%).
Данные сведения говорят о том, что выездные проверки являются наиболее эффективной формой налогового контроля.
Высокая результативность выездных налоговых проверок связана с тем, что налоговые инспекторы изучают большое количество документов, что позволяет сформировать доказательную базу по возможным правонарушениям/
Одной из главных задач налоговых органов в г. Курсе сегодня является повышение эффективности контрольной работы, которая, в свою очередь, характеризуется уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других обязательных платежей; полнотой учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; качеством налоговых проверок, снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля; сокращением времени на контакты с налогоплательщиками.
Выделим следующие направления совершенствования налогового контроля:
- совершенствование налогового законодательства;
- повышение качества подготовки кадров для налоговой службы;
- создание специализированных коллегий по налоговым спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах с целью упрощения и ускорения процедур обжалования решений;
- модернизация информационного обслуживания граждан-налогоплательщиков о развитии правоприменительной практики по делам о налоговых правонарушениях и преступлениях;
- разработка специальных мер повышения налоговой культуры налогоплательщиков;
- активное взаимодействие в органами внутренних дел по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями;
- разработка поощрительных мер добросовестных налогоплательщиков.
Данный перечень направлений совершенствования контрольной деятельности налоговых органов не является исчерпывающим. Однако, по мнению автора, одним из наиболее эффективных средств уменьшения нарушений налогового законодательства, является повышение налоговой культуры и сознательности налогоплательщиков.
Библиографический список
- Налоговое консультирование: теория и практика: учеб. пособие / Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, Л.В. Афанасьева и др.; Юго-Западный государственный ун-т. Курск, 2011. 244 с.
- Налогообложение организаций: теория, механизм и региональная практика: монография / под ред. Л.В. Сверюковой, Т.Ю. Ткачевой; Юго-Западный государственынй ун-т. Курск, 2012. 223 с.
- Ткачева Т.Ю. Актуальные направления формирования бюджетно-налоговых отношений на региональном уровне // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. – № 6 (45). – С. 209-217.
- Севрюкова Л.В. Региональные аспекты формирования налогового потенциала (на примере Курской области): монография / Л.В. Севрюкова.– Курск: Курск.гос.техн.ун-т. – 2005. –179 с.
- Трусова Н.С. Региональные особенности налоговой политики [Электронный ресурс] / Н.С. Трусова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – №1. URL:http://ekonomika.snauka.ru/ 2014/01/3634
- Трусова Н.С. Методы оценки эффективности налоговой политики / Н.С. Трусова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Экономика. Социология. Менеджмент». – 2011. – № 2. – С. 151-156