УДК 331

ЛИДЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ

Носкова Кристина Альбертовна1, Носкова Светлана Владимировна1
1Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

Аннотация
Лидерство является деятельностью, с помощью которой люди осознают способы достижения желаемых бизнес результатов. Лидерство выступает в качестве инструментария управления человеческим капиталом. Смарт-лидер является конкурентным преимуществом любой организации.

Ключевые слова: лидер, лидерство, неврология лидерства, смарт-лидер, управление человеческим капиталом, Человеческий капитал, эмоциональный интеллект


LEADERSHIP AS A TOOL FOR HUMAN CAPITAL MANAGEMENT

Noskova Christina Albertovna1, Noskova Svetlana Vladimirovna1
1Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs

Abstract
Leadership is an activity by which people are aware of ways to achieve the desired business results. Leadership serves as a tool of human capital management. Smart leader is a competitive advantage for any organization.

Библиографическая ссылка на статью:
Носкова К.А., Носкова С.В. Лидерство как инструмент управления человеческим капиталом // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6615 (дата обращения: 24.09.2018).

Введение

Глобальный экономический рост создает новый уровень конкуренции среди организаций и людей. Глобализация стирает границы между государствами и как следствие между секторами экономики.

Компании сталкиваются с проблемой руководства на уровне отделов, цехов, участков и организации в целом, а также с дефицитом лидерских качеств в человеческом капитале. Для организаций по всему миру нехватка лидеров является одним из самых больших препятствий на пути роста. Качество лидеров сокращается.

В быстро меняющейся среде главной задачей является подготовка нового поколения лидеров. Формирование и развитие лидерства требует времени, инвестиций в человеческий капитал, программы развития лидерства. Лидерские качества, лидерские навыки можно приобрести в процессе обучения. Совершенствование лидерских качеств улучшает управление и повышает вероятность более высокой производительности. Лидерские навыки не должны основываться на отношениях превосходства и высокомерия.

Успешная программа развития лидерства начинается со стратегии организации по выравниванию развития лидерства, понимания типа и стиля руководства. Программа развития лидерства включает в себя поиск, привлечение, развитие и удержание лучших специалистов, оценку производительности, планирование карьеры, планирование преемственности.

Организации сталкиваются с двумя основными проблемами в поиске и разработке лидеров. Они должны определить квалифицированных кандидатов для заполнения текущих и будущих вакансий лидеров, а также они должны разработать комплексную программу лидерства, культивировать и развивать лидеров завтрашнего дня.

Лидерство это процесс социального влияния одного человека при помощи и поддержке других к выполнению общей цели и задачи[1]. Под лидером люди понимают человека, который руководит или ведет их для достижения общей цели. Лидер формирует организации конкурентное преимущество.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект является ключевым ингредиентом успеха лидерства, ключевым фактором занятости. Эмоциональный интеллект включает в себя способность контролировать собственные чувства и эмоции и чувства других, используя эту иформацию для развития своего мышления. Эмоциональная эффективность должна быть интегрирована в повседневную деятельность лидера. Эффективный лидер должен участвовать, мотивировать и поддерживать эмоциональную связь с сотрудниками, клиентами и партнерам. Эмоциональный интеллект необходимо рассматривать как набор способностей по признанию, развитию, пониманию и управлению эмоциями.

Эмоциональный интеллект определяется как совокупность эмоциональных и социальных навыков, которые влияют на восприятие социальных отношений, а также является способностью человека контролировать свои и чужие эмоции, различать разные эмоции и управлять ими, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту. Эмоциональный интеллект меняется с течением времени.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом имеют более мощные лидерские навыки. Развитие лидерских качеств и навыков улучшает работоспособность человека. Развитие лидерства сегодня занимает важное место в любой организации. Культура лидерства формирует лидерские компетенции.

Существует пять основных элементов эмоционального интеллекта лидерства:

  • самосознание;
  • саморегулирование;
  • мотивация;
  • сочувствие;
  • социальные навыки.

Развитие лидерства включает в себя:

  • коучинг;
  • общение, доверие, делегирование обязанностей, прозрачность, организационное видение;
  • мобильность таланта;
  • идентификация потенциальных лидеров;
  • стратегия содействия улучшению положения женщин на руководящих должностях;
  • практика планирования преемственности.

Фундаментальными лидерскими навыками, которые пользуются большим спросом, являются:

  • деловая хватка (понимание основ ведения бизнеса);
  • сотрудничество (способность строить кросс-функциональные команды);
  • глобальная культурная ловкость;
  • творчество (инновации, предпринимательство);
  • клиенто-ориентированность (повышение эффективных отношений с клиентами);
  • влияние и вдохновение (руководство сотрудниками для достижения бизнес-целей);
  • талант формирования команды (разработка и создание эффективных команд).

Построение лидерских отношений

В организации под лидером понимается один человек, который отвечает за развитие бизнеса. Лидер должен строить отношения, которые вдохновляют и мотивируют других делать их лучшими, создавать инновации и адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса. Улучшение качества руководства зависит от усилий многих заинтересованных сторон общества.

Уверенные в себе люди вдохновляют людей вокруг себя. Лидер является источником всех идей организации. Каждое слово лидера является объектом пристального внимания. Остальные люди в команде лидера являются последователями, которые освобождены от ответственности за результаты своих действий. Лидер обязан заверить последователей в их компетентности. Последователь должен быть лояльным, честным и открытым с лидером.

Со временем лидер становится менее терпимым к независимому мышлению, прерывается обратная связь между лидером и последователями. Злоупотребление руководства ведет к кризису в бизнесе, разрушению экономики.

Таким образом, эффективные лидеры создают вокруг себя резонансные отношения, менее эффективные лидеры создают диссонантные отношения, исключающие мотивацию.

Идентификация потенциальных лидеров на ранних стадиях требует новых подходов непрерывного, системного, он-лайн развития лидерства, личностного брендинга. Брендинг лидерства в организациях сегодня играет важную роль для выявления будущих бизнес-лидеров через брендинг личности и лидерства.  Бренд лидера создают цифровые технологии, социальные медиа. Социальные сети используются для привлечения пассивных кандидатов с привлекательной он-лайн репутацией.

Рынок лидерства делает ставку на скорость, гибкость и способность руководства в нестандартных, критических ситуациях. Эффективное руководство требует ловкости, инновации и коммуникации. В организациях наблюдается повышенный спрос на человеческий капитал с лидерскими навыками. Ловкость, гибкость, инновации, коммуникации и управление изменениями это лучшие пять профессиональных качеств, выявленных в качестве требований для будущих лидеров.

Неврология лидерства

Достижения магнитно-резонансной томографии предоставляют доступ к мозгу людей и представляют интерес к подходу изучения лидерства. Достижения в области неврологии помогают разгадать тайну эффективности лидерства.

Невроголия изучает развитие нервной системы, работы мозга для повышения производительности сотрудника и организации. Работа мозга находится в тесном сотрудничестве с областями науки, такими как математика, физика, химия, информатика, машиностроение, философия, лингвистика, медицина. Неврология может улучшить практику руководства, управления изменениями, инноваций, творчества, взаимодействие сотрудников.

Применение неврологии лидерства фокусируется на развитии лидерства, обучении управлению, управлению профессиональной подготовки, управлению изменениями, консалтинг, коучинг. Применение неврологии на рабочем месте в организациях предусматривает обратную связь лидера с подчиненными, эмоциональную реакцию в мозгу подчиненного. Позитивные отношения между руководителем и сотрудниками вызывают активность продуктивности мозга, открытость новым идеям.

Лидеры постоянно ищут новые способы, методы, инструменты вовлечения людей в свои планы и идеи. Неврология создает физиологию эффективности лидерства. Неврология улучшает вовлеченность сотрудников. Неврология влияет на поведение сотрудника на рабочем месте через творческое мышление, эмоции в процессе принятия решений. Неврологическая основа приводит к физическим изменениям в организме: учащение пульса, потливость, краснея, мурашки по коже.

Неврология повышает общее взаимодействие, эффективность, усовершенствует лидерские навыки, развивает инициативы в области управления изменениями, улучшает творчество.

Неврология является инструментом построения лидерских и управленческих технологий.

Smart-лидерство

Решение бизнес-задач требуют разных подходов руководства. Развитие технологий, инновации, интернет среда взаимодействия создают новую, будущую категорию лидеров – смарт-лидеров, использующих новый тип мышления. Умение работать с неоднозначностью имеет первостепенное значение для успеха. Изменение стиля руководства является точкой роста, смарт-роста.

Смарт-лидер это функциональный, умный руководитель, преуспевающий в одной или нескольких областях науки, знаний, технологий, создающий из компании единомышленников и концепции бизнеса смарт-организацию. Смарт-лидеры достигают стратегических целей через инновации. Смарт-лидер  оказывает положительное влияние на бизнес, который работает в режиме непрерывного обучения и формирования сильных личностей.

Выдающиеся бизнес смарт-лидеры не появляются случайно, они постоянно развивают ключевые навыки. Примером смарт-лидеров являются Билл Гейтс, Стив Джобс. Джобс был в состоянии заставить людей дать результаты, которые они сами считали невозможными.

Бизнес смарт-лидер выступает в качестве мыслителя, создает команду из мыслящих людей, способствует широкому внедрению производственного интеллекта. Новые идеи, инновации могут вдохновить на новые продукты, услуги и системы, которые могут обеспечить явное конкурентное преимущество над конкурентами, а смарт-лидер воплощает эти идеи в жизнь. Знания являются конкурентными преимуществами смарт-лидера.

Заключение

Будущее любой организации зависит от определения и разработки будущих лидеров. Стратегия управления человеческим капиталом должна включать программы, направленные на планирование преемственности, управление изменениями.

Лидер в организации создает свою собственную идентичность в рабочей среде. Лидер обладает формальными полномочиями и властью. Лидеры несут ответственность за создание бизнес атмосферы, которая влияет на трудовую этику.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. Chemers M. (1997) An integrative theory of leadership. Lawrence Erlbaum Associates, Publishers


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Носкова Кристина Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация