СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЖИМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО НДС

Беспалова Кристина Владимировна
Дальневосточный федеральный университет

Аннотация
В данной статье рассматриваются основные проблемы, связанные с существующим режимом обложения образовательных учреждений НДС. Предложены рекомендации по решению выявленных проблем и совершенствованию налогообложения образовательных учреждений.

Ключевые слова: вузы, малые инновационные предприятия, налогообложение, НДС, образовательная деятельность, образовательное учреждение


IMPROVEMENT OF A MODE OF THE TAXATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON THE VAT

Bespalova Kristina Vladimirovna
Far East Federal University

Abstract
In this article the main problems connected with an existing mode of taxation of the VAT educational institutions are considered. Recommendations about the solution of the revealed problems and to improvement of the taxation of educational institutions are offered.

Keywords: educational activity, educational institution, higher education institutions, small, taxation, VAT


Библиографическая ссылка на статью:
Беспалова К.В. Совершенствование режима налогообложения образовательных учреждений по НДС // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/04/5087 (дата обращения: 19.03.2024).

Научный руководитель:

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

Образовательная деятельность является важнейшим инфраструктурным элементом экономики, обеспечивая  различные отрасли квалифицированными кадрами и содействуя развитию, как материального производства, так  и сферы услуг. Это обусловливает отличительные особенности налогообложения образовательных учреждений. С одной стороны, как всякие экономические субъекты, эти учреждения являются налогоплательщиками и должны содействовать наполнению государственного бюджета. С другой стороны, особая экономическая и социальная важность данной сферы побуждает государство предоставлять образовательным учреждениям различные льготы, чтобы стимулировать их деятельность и исключить необходимость прямого или косвенного повышения стоимости услуг для компенсации налоговых расходов. Поэтому проблема установления оптимального налогообложения образовательных учреждений является достаточно актуальной. Особенно это касается обложения НДС, поскольку прибыль не является основной уставной целью образовательного учреждения, и, соответственно, налог на прибыль здесь не имеет такого экономического значения, как для коммерческих предприятий.

В настоящее время решение указанной дилеммы обложения образовательных учреждений НДС выглядит следующим  образом. Согласно пункту  статьи 149 Налогового кодекса РФ, не подлежит налогообложению по НДС предоставление «услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений». [1].

Таким образом, деятельность образовательного учреждения:

- не облагается  НДС в той части, в которой она непосредственно связана с предоставлением образовательной услуги;

- облагается НДС в части, которая лишь опосредованно связана с образовательными услугами.

При этом предусмотрен ряд льгот по обложению НДС для образовательных учреждений. Так, не подлежат налогообложению услуги по обучению детей в общеобразовательных учреждениях дошкольного образования (детских садах), кружках и секциях, продукты питания, реализуемые столовыми образовательных организаций; услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации образовательных  программ и т.д. [2; 3]

При этом консультационные услуги, сдача помещений в аренду, реализация товаров и услуг, как собственного производства, так и покупных, подлежат обложению НДС на  общих основаниях [4].

Следствием данного режима налогообложения является, в первую очередь, необходимость ведения раздельного учёта НДС – по тем операциям, которые подлежат обложению данным налогам, и по операциям, которые от него освобождены [5]. Однако данная сложность носит технический характер и при использовании современных программных продуктов может быть  легко преодолена. Более важными являются другие особенности обложения НДС, которые могут опосредованно, но достаточно серьёзно оказать негативное воздействие на качество образовательных услуг.

Основная проблема состоит в том, что полное обложение НДС товаров и услуг, реализуемых образовательными учреждениями, вступает в противоречие с курсом на интеграцию науки, образования и производства, необходимость которого многократно подтверждалась как на официальном уровне, так и различными специалистами [6]. Такая интеграция должна сопровождаться развитием малых инновационных предприятий при вузах, которые, с одной стороны, используют научные разработки, созданные в ходе осуществления образовательного процесса, с другой стороны – содействуют получению студентами практического профессионального опыта уже в период обучения. Отсутствие льгот по НДС является фактором, побуждающим такие предприятия к повышению цен, ограничивает возможности роста спроса на их продукцию, их выручки и прибыли. Как следствие, деятельность таких предприятий во многих случаях становится экономически невыгодной, что затрудняет разработку и внедрение инноваций, снижает возможности получения студентами полезного профессионального опыта во время обучения в вузе, использование технологических и научных достижений в учебном процессе.

В связи с этим представляется целесообразным установить льготный режим налогообложения по ставке 10 % по НДС для товаров и услуг, реализуемых малыми инновационными предприятиями при вузах.

В то же время государство не должно допустить существенного сокращения поступлений в бюджет по НДС за счет деятельности образовательных учреждений. Ввиду больших масштабов этой деятельности, поступления по НДС от учреждений сферы образования являются важной доходной строкой бюджета. Поэтому представляется возможным установить полное обложение НДС для ряда дополнительных образовательных услуг и программ профессиональной переподготовки, которые не являются профильными для данного учреждения, хотя и указаны в лицензии. Это, с одной стороны, в определенной степени компенсирует предоставление  предлагаемых налоговых льгот, с другой – не должно привести к существенному оттоку потенциальных потребителей образовательных услуг, поскольку они не являются основными для соответствующего учреждения.

Предложенные рекомендации могут оказать стимулирующее воздействие на деятельность образовательных учреждений, особенно в сфере высшего профессионального образования, и в то же время не должны негативно сказаться на объемах поступлений средств в бюджет за счёт НДС.


Библиографический список
  1. Налоговый кодекс РФ: Часть вторая от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014).
  2. Васильева Л.А. Особенности налогообложения учреждений в связи с изменением их правового статуса. URL: http://bujet.ru/article/181716.php (дата обращения: 28.04.2014).
  3. Ченина И.В. Особенности исчисления НДС образовательными учреждениями. URL: http://www.klerk.ru/buh/articles/335741/ (дата обращения: 22.04.2014).
  4. Специфика расчета НДС в сфере образования. URL: http://www.nalogros.ru/articles/2013/10/nds_v_sfere_obrazovaniya.html (дата обращения: 06.05.2014).
  5. Куницын Д.В. Особенности исчисления и уплаты НДС образовательными учреждениями. URL: http://www.safbd.ru/magazine/article /osobennosti-ischisleniya-i-uplaty-nds-obra-zovatelnymi-uchrezhdeniyami (дата обращения: 15.04.2014).
  6. Шудегов В.Е. Интеграция науки и образования как необходимое условие инновационного развития экономики России. URL: vsip.mgopu.ru/data/1763.doc (дата обращения: 25.04.2014).


Все статьи автора «Беспалова Кристина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: