В течение последних лет российское здравоохранение вслед за мировым медицинским сообществом держит курс на развитие и внедрение инновационных технологий диагностики и лечения в клиническую практику. В утвержденной государственной программе «Развитие здравоохранения» значительное место отведено отдельной подпрограмме «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины». Одной из целей этой программы является увеличение числа междисциплинарных и межведомственных проектов и исследований, а одним из важнейших показателей результативности – доля исследователей до 39 лет включительно в общем числе исследователей в сфере здравоохранения [1]. В целом задачи подпрограммы могут быть реализованы только при наличии молодых качественно подготовленных кадров, имеющих достаточно высокую квалификацию, предпочтительно – на стыке нескольких дисциплин для возможного участия в мультидисциплинарном исследовании.
Проведение мультидисциплинарного исследования в здравоохранении возможно посредством двух стратегий:
1. Объединение для работы специалистов нескольких специальностей, каждый из которых квалифицирован только в своей и обладает узкой специализацией.
Преимуществом этой стратегии можно назвать более простой поиск кадров для участия в проектах, поскольку тенденция последних десятилетий к сужению специализации оказала влияние на систему образования в целом, и большая часть врачей имеет только одну специализацию. Относительным преимуществом становится также то, что, имея специализацию в одной области, врач предположительно обладает более углубленными знаниями в ее рамках и может считаться более компетентным, нежели мультидициплинарный специалист в здравоохранении.
Однако у задействования в исследованиях большого консилиума специалистов есть и недостатки. Одним из них становится возрастающая за счет административных расходов стоимость исследования; другим – усложнение коммуникаций между собой, возникновение технических и тактических нестыковок и несогласия между различными участниками исследования. Каждый из специалистов, смотря на проблему со своей точки зрения и не обладая достаточными знаниями и навыками, чтобы оценить картину целиком, будет выступать со своими стратегиями и идеями, а решение об их принятииотклонении должен принимать человек, по возможности компетентный во всех задействованных дисциплинах.
Вторая стратегия в данном случае выглядит как:
2. Участие в исследовательских проектах специалистов, компетентных в нескольких дисциплинах.
В зарубежном научном социуме давно существует не только понятие «мультидисциплинарный проект», но и «мультидисциплинарный исследователь» – профессионал, имеющий степени по двум или более академическим дисциплинам. В этом случае один человек может заменить двух или более человек в мультидисциплинарном сообществе или проектной команде [2].
Безусловно, у этой стратегии будут наблюдаться обратные недостатки, однако на данный момент в здравоохранении наблюдается отчетливая тенденция к мультидисциплинарности. Растет число научных работ, выполненных на стыке различных медицинских специальностей. Появляются также медицинские направления, интегрирующие в себе две или более специальности. Одна из них может быть более фундаментальной (фармакология, генетика), другая более практической, либо обе специальности, на стыке которых образуется третья, могут быть относительно фундаментальными (фармакогенетика) или практическими (отоневрология; онкогематология; андрология-эндокринология и т.д.).
На рис. 1 в качестве примера представлены несколько областей медицины, пересечения между которыми образуют существующие и активно развивающиеся смежные специальности:
Рис. 1.
Вопрос о подготовке специалистов, компетентных в двух или более специальностях, однако, достаточно сложен. Причины сложности обучения таких специалистов заключаются как в организации образовательной системы в здравоохранении, так и в мотивации и карьерных предпочтениях самих специалистов.
Говоря о развитии профессионального медицинского образования в России, ректор ММА им. Сеченова П.В. Глыбочко выделял следующие «вызовы», иллюстрирующие необходимость изменения системы:
1) профессиональное образование в настоящее время зачастую носит «догоняющий» характер по отношению к потребностям здравоохранения в условиях модернизации;
2) деятельность образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования осуществляется в условиях, с одной стороны, изменяющейся законодательной базы, с другой стороны, — в отсутствии завершенных системообразующих подходов к ней;
3) в системе профессионального медицинского образования не сформированы принципы, определяющие мотивацию врача-специалиста к повышению квалификации, отсутствует система квалификационных траекторий профессионального роста.
4) отсутствует унифицированная модель оценки качества профессионального медицинского образования с учетом критериев подготовки на послевузовском этапе как в интернатуре и ординатуре, так и на этапах действующего ДПО.
5) дефицит преподавательских кадров необходимой квалификации в системе высшего профессионального медицинского образования [3].
Авторы статьи «Формирование инновационной составляющей человеческого потенциала экономики Северо-Запада России» также подчеркивают: развитие установок молодежи на работу в инновационной сфере следует начинать с вуза. Именно в нем должно закладываться многостороннее развитие, научная любознательность и мотивация к продолжению научной деятельности. На практике, увы, число молодых специалистов, занимающихся наукой после выпуска из учебных заведений, невелико: в Северо-Западном федеральном округе число молодых научных сотрудников (до 39 лет включительно) составляет около четверти от всей группы научных работников, в то время как доля ученых старше 60 лет – 35,1%, а в системе РАН -55,1% [4].
С точки зрения самих выпускников, тремя наиболее важными факторами в их мотивации к научной деятельности являются заработная плата (49,3%), решение жилищного вопроса (22,1%) и повышение престижа профессии в обществе (11,5%). Впрочем, в решении этих вопросов сами молодые ученые наблюдают положительную динамику: по данным опроса, проведенного в 2012 году, воздействие организационных изменений, вносимых государством, на научную сферу, оценивают как положительное 67,6% опрошенных [5].
Медицинская сфера требует особенного подхода за счет длительности и сложности обучения каждого будущего врача. Обыкновенно приобретение компетентности в двух специальностях внутри медицины занимает у человека 8-10 лет (медицинское образование – 6 лет, интернатура или ординатура по каждой из специальностей – 1 или 2 года соответственно), и, в отличие от ряда гуманитарных специальностей, обучение двум медицинским специальностям параллельно фактически невозможно. Если же врач заинтересован в том, чтобы получить специальность на стыке не только специальностей, но и наук (управление здравоохранением, информационное обеспечение здравоохранения, правовое обеспечение деятельности медицинских организаций), это требует от него еще больших усилий.
В заключение хочется отметить, что обращение внимания государства на необходимость мультидисциплинарных исследований и курс на «омоложение» медицинской науки являются положительными знаками начала движения России к инновационному пути развития медицины, однако в отсутствие мер, принятых на уровне систем медицинского образования, это движение может замедлиться из-за недостаточной мотивации врачей к реализации программы и к собственному развитию вне профессиональных рамок одной специальности. Внедрение же инноваций в образование повлечет за собой и инновации в здравоохранении.
Библиографический список
- Государственная программа «Развитие здравоохранения» // URL: http://old.rosminzdrav.ru/health/zdravo2020/72.
- Бушковская Е.А. Феномен междисциплинарности в зарубежных исследованиях // Вестник Томского государственного университета, 2010. – 330. – С. 152-155.
- Глыбочко П.В. Концепция развития профессионального медицинского и фармацевтического образования // URL:http://movn.ru/profpodgotovka/kontseptsiya-razvitiya-professionalnogo-meditsinskogo-i-farmatsevticheskogo-obrazovaniya.html.
- Шматко А.Д., Иванов О.И., Иванов С.А. Формирование инновационной составляющей человеческого потенциала экономики Северо-Запада России // Проблемы современной экономики – № 1 (37) – 2011 – с. 209 – 214.
- Российский союз молодых ученых // URL: http://rosmu.ru/activity/votings/34.html?results.