УДК 331.101.5 (001.895)

ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ – НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ

Резник Галина Александровна1, Амирова Динара Рафиковна2
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Маркетинг и экономическая теория»
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», старший преподаватель кафедры «Маркетинг и экономическая теория»

Аннотация
В условиях глобальных изменений, происходящих в мировой и отечественной экономике существенно изменяется роль человека в производственной деятельности и инновационной цепочке берущей свое начало от развития и обоснования творческой или инновационной идеи и заканчивая разработкой и практической апробацией готового инновационного продукта.
В статье раскрыты основные причины неэффективного построения экономики инноваций и низкой инновационной активности трудового персонала. Раскрыто содержание экономической категории «инновационный трудовой потенциал предприятия». Отражены этапы его формирования с учетом возрастных периодов и этапы формирования инновационного трудового потенциала предприятия.

Ключевые слова: инновационная активность трудового потенциала, инновационный трудовой потенциал предприятия, этапы формирования инновационного трудового потенциала предприятия


FORMATION OF INNOVATIVE LABOUR POTENTIAL OF THE ENTERPRISE - A NEED OR CHALLENGE

Reznik Galina Aleksandrovna1, Amirova Dinara Rafikovna2
1Penza State University of Architecture and Construction, doctor of economic Sciences, Professor, head of the Department "Marketing and economic theory"
2Penza State University of Architecture and Construction, senior teacher of the Department "Marketing and economic theory"

Abstract
In the context of global changes in the global and domestic economy significantly changes the role of man in the production activity and the innovation chain originating from the development and justification of a creative or innovative idea to the development and practical testing of the finished product innovation.
The article reveals the main causes of inefficient construction of the Economics of innovation and low innovation activity staff. Contents of the economic category of "innovative labor potential of the enterprise". Reflects the stages of its formation age periods and stages of formation of innovative labour potential of the enterprise.

Keywords: innovation activity of labour potential, innovative labour potential of enterprise, stages of the innovation of the labour potential of the enterprise


Библиографическая ссылка на статью:
Резник Г.А., Амирова Д.Р. Формирование инновационного трудового потенциала предприятия – необходимость или вызов времени // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6616 (дата обращения: 30.09.2017).

В современных условиях развития мирового хозяйства  стратегической  задачей любого государства является повышение   уровня развития инновационного сектора на мега, мезо и микро уровнях.   Успешная инновационная деятельность дает конкурентное  преимущество  для национальной экономики  на  мировом рынке товаров и услуг и   характеризует  инновационный  потенциал  всей  страны.

Основная нагрузка в этих условиях ложится на государство, которое не только определяет ключевые и перспективные направления  в области инновационного развития, но и стимулирует инновационную активность на всех  хозяйствующих  уровнях экономики, а именно через: софинансирование приоритетных направлений и производств, субсидирование предприятий, обеспечение ресурсной базой, содействие в продвижении продукции,  финансирование НИОКР помощь в создании малого бизнеса и др.

Кроме того, Правительством страны всесторонне решаются задачи по ускорению технологического развития национальной экономики не только в производственном секторе, но и в других областях, в том числе в науке и системе российского образования, что детально  нашло отражение в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря2011 г. № 2227-р), в федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014–2020 годы.

Следует отметить, что построение инновационной экономики происходит  крайне медленно и существенного технологического прорыва в российской экономике пока не наблюдается.

Однако, в  настоящее время усилилось внимание к инновациям, инновационным разработкам, качеству профессиональной подготовки и уровню профессионализма трудового человека, занятого в производственных и инновационных процессах, а соответственно и проблемам его эффективного использования, как со стороны руководителей предприятий, так и государства в целом.

Исходя из этого, можно выделить основные причины отставания и неэффективного построения экономики, основанной на инновациях.

Во-первых, низкая восприимчивость трудового потенциала к инновациям, что препятствует их внедрению в практическую деятельность предприятий или демонстрирует их крайне медленную апробацию.

Во-вторых, отсутствие или нехватка специалистов, ориентированных на инновации, обладающих  высоким уровнем квалификации, научным и творческим мышлением, нацеленных на постоянное развитие, через профессиональное обучение и эффективное использование своих умений, знаний в практической деятельности.

В-третьих, неэффективное использование трудового потенциала общества, предприятия,  отдельного работника на практике   ( интеллектуальных,  творческих способностей и др).

В-четвертых, отсутствие эффективного механизма формирования трудового потенциала, ориентированного на инновации – инновационного трудового потенциала,  через развитие принципиально новых профессиональных и инновационных  компетенций, таких, как инновационное мышление, умение генерировать идеи,  эффективно  использовать и воспринимать инновации, способность нестандартно и оперативно подходить к решению задач поставленных руководством и  др.

Совершенно очевидно, что в современных условиях успешное экономическое развитие страны, предприятия  зависят от уровня обеспеченности качественным и адаптированным к современным условиям инновационным трудовым потенциалом,  ориентированным на активную инновационную деятельность.  В то же время, следует отметить, что разработка инноваций, их апробация зависят не только от определенных интеллектуальных, творческих и других психофизиологических способностей, знаний и навыков, но и в значительной мере обеспечивается системой управления  инновационным трудовым потенциалом предприятия, которая охватывает процессы его формирования и использования.

Так,  инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществляющих технологические, организационные, маркетинговые инновации) в целом по Российской Федерации составила в2013 г.  10,1%,  что ниже аналогичного показателя за 2012 г,, составившего 10,3%.  Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в целом по стране составил в2012 г. 9,1%, в2013 г. 8,9%, что также демонстрирует снижение  данного показателя [5].

Таким образом, повышение инновационной активности российских предприятий является одной из приоритетных задач национальной экономики. Под инновационной активностью понимается комплексная характеристика деятельности предприятий, направленной на преодоление системных ограничений на пути экономического роста за счет создания,  внедрения и коммерциализации новых продуктов и технологий на всех уровнях принятия решений [1]. Уровень инновационной активности предприятия определяется наличием и эффективным использованием инновационного трудового потенциала.

Для более глубокого понимания экономической сущности инновационного трудового потенциала предприятия, необходимо раскрыть его содержание,  под которым понимается «совокупность  личностных,  профессиональных,  интеллектуальных,  творческих  способностей  персонала,  склонного  к  инновационному мышлению,  способного  гибко  адаптироваться  к  происходящим  изменениям  во внешней и внутренней среде предприятия».

Целесообразно отметить, что процесс формирования инновационного   трудового  потенциала  предприятия, должен происходить как в до производственных условиях на этапах его развития, так и непосредственно на производстве, включая определенные мероприятия, связанные с обучением, повышением квалификации и ориентацией персонала на эффективные результаты инновационной деятельности.

Поскольку формирование инновационного трудового потенциала представляет собой длительный процесс, на протяжении которого на каждом возрастном этапе и в течение всей жизни индивида происходит непрерывное развитие имеющихся и совершенствование приобретенных  трудовых  способностей, профессиональных компетенций, навыков, необходимо можно выделить этапы его развития.

На протяжении жизни, начиная с момента рождения, человек, как правило, проходит несколько возрастных стадий: рождение, детство, юность, зрелость, старость. На каждой возрастной ступени человек раскрывает те или иные задатки, формирует определенные навыки, которые были уже заложены природой или приобретены в течение всей жизни. В процессе  формирования инновационного трудового потенциала можно выделить следующие основные периоды:

  1. Школьный период (раскрываются индивидуальные способности человека, формируются определенные навыки, приобретается опыт коллективной формы работы, формируется весомая интеллектуальная база и развивается творческое мышление);
  2. Период получения профессионального образования  (получение профессиональных знаний, умений, навыков, личностное развитие, формирование профессиональных и инновационных компетенций: активная командная форма обучения, основанная на коллективном и индивидуальном мышлении, развитие способности открыто выражать и отстаивать точку зрения, предлагать креативные идеи,  аргументированно и логично обосновывать их  др.);
  3. Период трудовой деятельности или профессиональной реализации (применение в практической деятельности приобретенных ранее навыков, умений, знаний,  непрерывное профессиональное развитие, формирование специальных профессиональных компетенций в соответствии со спецификой профессиональной деятельности и др.).

Одновременно следует отметить, что в российской практике, сегодня наблюдается несоответствие уровня профессиональной подготовки и образования персонала предприятий потребностям современного производства. Данное обстоятельство выявляет и подтверждает необходимость эффективного управления процессом формирования инновационного трудового потенциала непосредственно на предприятии в условиях реального производства.

На рисунке 1 представлены этапы формирования инновационного трудового потенциала предприятия.

Рис.1. Этапы формирования инновационного трудового потенциала предприятия

1 этап  - определение цели деятельности предприятия. Постановка цели деятельности предприятия является базовым этапом, предполагающим достижение определенного экономического эффекта – получение максимальной прибыли, повышение конкурентоспособности предприятия, выход на мировой рынок, в качестве конкурентоспособного поставщика товаров и услуг,  завоевание новых сегментов отечественного рынка, повышение инновационной активности предприятия и др.

2 этап – разработка стратегии инновационного развития предприятия.

Стратегия предприятия должна обеспечивать достижение конкретных целей, посредством разработки определенного плана и ряда мероприятий,  действий, которые  позволяют заранее предвидеть возможные риски, угрозы и обстоятельства.

3 этап – оценка трудового потенциала предприятия. Проведение оценки трудового потенциала, позволяет выявить степень его развития и общее состояние в конкретный временной период, а именно: интеллектуальный и  образовательный уровень, квалификационный уровень, стаж и опыт работы, возрастной состав, инновационная и изобретательная активность и др.

4 этап – анализ потребностей предприятия в инновационном трудовом потенциале. Эффективность инновационной деятельности предприятия зависит, прежде всего, от его обеспеченности  инновационно-ориентированным персоналом, соответственно необходимо выявить существующую потребность предприятия в нем и выявить степень его соответствия поставленным  целям инновационной деятельности предприятия.

5 этап – создание условий, способствующих формированию инновационного трудового потенциала. В первую  очередь, речь идет о благоприятных условиях для эффективной профессиональной реализации  и использования трудового потенциала работников предприятия – создание инновационного климата. К ним следует также отнести  условия способствующие: непрерывному развитию профессионализма персонала, посредством обучения, переобучения,  международной производственной стажировки;  раскрытию творческих способностей работников; возможности предлагать новые идеи;  возможности предлагать пути решения сложных задач и др. 

6 этап  – разработка мероприятий для эффективного  формирования   и

использования инновационного трудового потенциала предприятия. На данном этапе осуществляется разработка мероприятий по формированию и использованию инновационного трудового потенциала, посредством развития заинтересованности персонала в инновационной деятельности: материальное и моральное стимулирование и мотивация, а также соблюдения контроля за выполнением задач поставленных руководством  для достижения целей предприятия.

Таким образом, сложившаяся в современной экономике ситуация, характеризующаяся самостоятельностью проводимой политики предприятиями выявляет необходимость усиления ответственности руководства при разработке или совершенствовании стратегии инновационного развития предприятия, постановке задач, целей, с учетом которых целесообразно формировать и развивать инновационные компетенции  трудового потенциала и повышать его инновационную активность.

Степень использования инновационного трудового потенциала предприятия зависит, прежде всего,  от: имеющегося инновационного потенциала предприятия, включая трудовой потенциал; технической оснащенности предприятия; эффективности используемой системы менеджмента и др.

Следовательно,  повышение инновационной активности трудового потенциала и эффективность его использования требует соблюдения определенных мер:

-         непрерывного процесса развития инновационного трудового потенциала предприятия (через систему обучения, переобучения, международной стажировки и др.);

-         разработки системы мотивации и стимулирования персонала предприятия – развитие экономической заинтересованности персонала с учетом взаимосвязи эффективности их инновационной деятельности и  материального поощрения;

-         совершенствования технологической и ресурсной базы;

-         совершенствования механизмов управления инновационным трудовым потенциалом предприятия с учетом потребностей предприятия и экономики в целом.

Таким образом, необходимость формирования инновационного трудового потенциала для предприятия очевидна. Вместе с тем следует отметить, что экономический успех предприятия,  а также его инновационный и технологический прорыв зависят от всех выше перечисленных мер, с учетом их комплексного и  системного применения.


Библиографический список
  1. Морозова Т.В. Анализ ключевых факторов, влияющих на инновационную активность российских предприятий // Известия Южного Федерального Университета. Технические науки. – 2006. –  № 4(59).– С. 258-263.
  2. Резник Г.А.Амирова Д.Р. Инновационная активность трудового потенциала как важнейший ресурс модернизации экономики//Экономика и предпринимательство.  - 2013.  - №12-2.  - С. 101-104.
  3. Резник  Г.А.,  Маскаева  А.И.  Роль  научного  потенциала  в  процессе  становления  инновационной  экономики  России//  Научно-теоретический  и  прикладной  журнал  Вестник  Новгородского  государственного  университета  им.  Ярослава Мудрого, серия «Экономические науки». –2012 г. – №69.
  4. Резник Г.А., Яшина О.В. Концепция стратегического управления: эволюция и сущность // проблемы теории и практики упралвения. – 2012. – №5. – С.35-42.
  5. http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.


Все статьи автора «Амирова Динара Рафиковна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: