ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Зыкова Наталья Валерьевна
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита

Аннотация
Оценка эффективности деятельности организации является важным направлением экономического анализа. При этом вопрос о корректном определении системы показателей, характеризующих эффективность работы, является дискуссионным. В статье рассмотрены основные научные подходы к оценке эффективности.

Ключевые слова: методы анализа, показатели эффективности, эффект, эффективности


THE STUDY OF APPROACHES TO ASSESSING ORGANIZATIONAL EFFECTIVENESS

Zykova Natalya Valeryevna
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
PhD in Economics, associate professor of Accounting and Auditing Department

Abstract
Evaluating the effectiveness of the organization is an important area of economic analysis. The question of the correct definition of the system of indicators characterizing the efficiency, is debatable. In the article the basic scientific approaches to the assessment of effectiveness.

Библиографическая ссылка на статью:
Зыкова Н.В. Исследование подходов к оценке эффективности деятельности организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/12/6529 (дата обращения: 11.03.2024).

Любая человеческая деятельность направлена на получение определённого результата (эффекта), достижение цели. Не исключение и предпринимательская деятельность. Для принятия верных управленческих решений руководство должно понимать и адекватно оценивать экономическое и финансовое состояние своей компании, тот эффект, который приносит предприятие.  В основе этого понимания лежит анализ и оценка.

Эффект (от лат. effectus – «исполнение», «действие») – результат, следствие каких-либо причин, действий.

Экономический эффект – результат экономической деятельности, измеряемый, как правило, разностью между денежным доходом от деятельности и денежными расходами на её осуществление.

Таким образом, если денежный доход превышает денежный расход, то имеет место положительный экономический эффект; если ситуация обратная – отрицательный экономический эффект.

Экономическая эффективность – показатель, определяемый соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат). Иными словами, чем меньше объем затрат и чем больше величина результата хозяйственной деятельности, тем выше эффективность. Понятие экономической эффективности применимо и к деятельности предприятия, и к функционированию всей хозяйственной системы. Таким образом, для определения эффективности результат соотносится с затратами на его получение.

В российской литературе по теории экономического анализа общепринято деление экономических показателей, характеризующих экономические явления и процессы, на абсолютные, относительные и средние.

Абсолютные показатели отражают количественные размеры явления (например, величина прибыли, собственного капитала). Относительные показатели позволяют сопоставить несопоставимые по абсолютным показателям объекты. Их получают в результате деления одной величины на другую, которую принимают за базу сравнения. Относительные величины представлены в форме коэффициентов или процентов (например, рентабельность продаж, доходность активов). Средние величины характеризуют обобщённую количественную совокупность явлений по какому-либо признаку (например, среднемесячная заработная плата, среднедневной объём продаж).

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что эффект = это величина абсолютная, а эффективность – относительная. Цель экономического анализа заключается в оценке деятельности предприятия, а точнее результатов этой деятельности, достигнутых организацией в различных областях: финансовой, производственной, социальной, а также определении тенденций развития предприятия. Для достижения этой цели необходимо использовать различные виды показателей в комплексе, а так как анализ деятельности организации охватывает все стороны хозяйствования, то для его проведения требуется различная и очень обширная информация.

Источники, из которых аналитик берёт информацию для обработки, можно условно разделить на группы:

- официальные источники и нормативные документы;

- документы, входящие в состав отчётности;

- внеучётные источники.

Необходимо отметить, что среди всех источников ведущая роль принадлежит информации, получаемой из бухгалтерского учёта и отчётности, так как именно эта информация наиболее широко, чётко и своевременно даёт представление о, необходимых для анализа, изменениях в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и результатах, полученных в ходе этих изменений.

Стоит отметить, что для малых предприятий введены определённые «льготы» при ведении бухгалтерского учёта и сдаче бухгалтерской отчётности. Законодательно это закреплено следующими нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом №402-ФЗ « О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011;

- Федеральным законом №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007;

- Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 «О формах бухгалтерской отчётности организаций»;

- Информацией Минфина РФ № ПЗ‑3/2012 «Об упрощенной             системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства».

В частности, согласно Информации Минфина РФ № ПЗ‑3/2012 «Об упрощенной             системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства», малые предприятия при формировании бухгалтерской отчетности должны исходить из того, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о его финансовом положении, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении; субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме; субъект малого предпринимательства самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности и может использовать упрощённые формы бухгалтерского баланса и отчёта о финансовом результат.

Вступивший в силу с 1 января 2013 года «Закон о бухгалтерском учёте», обязывает индивидуальных предпринимателей (далее ИП) вести бухгалтерский учёт. Но в то же время Минфин России предусмотрел освобождение от этой обязанности  ИП, применяющих ЕНВД, ОСН, УСН, а также от этой обязанности будут освобождены ИП, которые перейдут на новую патентную систему налогообложения.

Законодательное освобождение от ведения бухгалтерского учёта необязательно должно привести к отказу от его ведения. Грамотно выстроенная система учёта на предприятии важна для самого предприятия  и его руководства возможностью получать необходимую информацию для управления бизнесом (в частности для проведения процедур анализа).

Анализ эффективности деятельности хозяйствующего субъекта является очень важной проблемой в области организации бизнеса и научных направлениях, занимающихся вопросами анализа и оценки. Связано это, прежде всего, с дискуссионным вопросом о корректном определении системы показателей, характеризующих эффективность работы предприятия.

Российские авторы (Савицкая Г.В., Шеремет А.Д., Негашев Е.В., Гиляровская Л.Т., Сайфулин Р.С.) подчёркивают важность системного подхода и обеспечения комплексности в анализе деятельности хозяйствующего субъекта, используя термин «эффективность» для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия с различных её сторон. При таком подходе рассчитывается  система показателей, на основании которых анализируется экономическое состояние хозяйствующего субъекта.

Их можно подразделить на:

- частные показатели, характеризующие эффективность отдельных сторон функционирования предприятия. Это показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов предприятия: трудовых (производительность труда); материальных (материалоотдача и материалоёмкость); финансовых (капиталоёмкость и капиталоотдача) и эффективность использования основных производственных фондов (фондоотдача и фондоёмкость);

- обобщающие показатели, которые выражают конечные результаты, характеризуют эффективность работы предприятия в целом. Это показатели рентабельности: рентабельность активов, рентабельность собственного, капитала рентабельность продаж.

Показателей и сочетаний показателей для характеристики эффективности работы предприятия предлагается в научной литературе множество. Но зачастую они дублируют друг друга и затрудняют процесс оценки состояния анализируемого объекта. Так как существуют похожие показатели, нет необходимости применять для анализа всё множество представленных в теории величин. Проблемой и темой для дискуссий остаётся вопрос выбора оптимальной системы показателей,  позволяющей быстро, чётко и достоверно провести анализ; оценить состояние анализируемого объекта и предоставить руководству структурированную информацию, опираясь на которую, возможно принимать взвешенные управленческие решения.

В 90-ые годы 20 столетия западные экономисты (Киган, Р. Линч, К. Кросс, Фитцджеральд, Д. Нортон, Р. Каплан, Э. Нили) стали предлагать новые модели измерения эффективности деятельности организаций, основанные на системах ключевых показателей деятельности (КПД).

Системы КПД опираются на ограниченный набор финансовых и нефинансовых показателей, характеризующих наиболее существенные стороны деятельности предприятия и позволяющих судить о степени достижения им стратегических целей. Использование систем КПД ориентировано, прежде всего, на интересы руководства организации, на предоставление управленческому звену актуальной и достоверной информации, на основании которой могут быть приняты эффективные решения. Ограниченность набора показателей, их существенность с точки зрения руководства – основополагающий фактор систем КПД.

Среди западных моделей наиболее проработанными и распространенными являются: «Сбалансированная система показателей», «Пирамида эффективности» и «Бортовое табло». Стоит отметить, что и в российской практике данные системы исследуются и применяются.

В условиях рыночных принципов хозяйствования, предприятие должно быть эффективным. Эффективность деятельности – важнейший критерий успешности организации. Для  характеристики данного критерия необходимо, опираясь на информационную базу, методы и приёмы экономического анализа, рассчитать показатели эффективности; комплексно их изучить и сделать выводы о достижении (или возможности достижения) конкретных результатов.

Большинство существующих в настоящее время методик анализа деятельности предприятия, его финансового состояния повторяют и дополняют друг друга, они могут быть использованы комплексно или раздельно в зависимости от конкретных целей и задач анализа, информационной базы, имеющейся в распоряжении аналитика.

Основные методы и приёмы, которые используются при изучении состояния предприятия, являются стандартными и используются различными авторами. Отличаться может их совокупность, количество рассчитываемых и анализируемых экономических показателей и названия этих показателей. В таблице 1 представлены несколько авторских методик расчета показателей для анализа и оценки эффективности деятельности предприятия.

Таблица 1 – Научные подходы к оценке эффективности

Автор

Этапы анализа

Показатель

1

2

3

 

А.Д. Шеремет

 

1.Анализ «внутренней эффективности» В зависимости от специфики бизнеса
2.Определение финансовых результатов, Величина прибыли

Показатели эффективности использования активов (коэффициенты оборачиваемости запасов, активов, оборотных активов)

Показатели рентабельности (рентабельность продаж, активов, собственного капитала)

3.Анализ финансового положения

 

Показатели ликвидности (ликвидность баланса, коэффициенты общей ликвидности, срочной ликвидности, абсолютной ликвидности)

Показатели структуры капитала (коэффициенты собственности, финансовой независимости, обеспеченности собственными средствами)

Показатель чистого оборотного капитала

Савицкая Г.В.

 

 

1. Оценка абсолютного финансового эффекта

 

 

Показатели финансовой эффективности

Показатели прибыли (валовая прибыль, прибыль от реализации продукции, чистая прибыль и др.)

2.  Оценка уровня эффективности функционирования предприятия:

а) темпы развития предприятия

 

б) уровень доходности бизнеса

 

в) эффективность использования ресурсного потенциала предприятия

 

Показатели рентабельности (доходности)

Темпы прироста совокупных активов, объёма продаж, прибыли, чистых активов, собственного капитала за счёт капитализированной прибыли (коэффициент устойчивости роста)

Прибыль на одну акцию, рентабельность собственного (акционерного) капитала, рентабельность совокупных активов, рентабельность продаж (оборота), маржинальная рентабельность, рентабельность затрат)

Частные показатели (дополнение к обобщающим) – рентабельность:

-персонала;

-капитала, вложенного в основные средства.

 

Гиляровская Л.Т.

 

Анализ финансового состояния:

1. Оценка имущественного положения

 

Коэффициенты соотношения основных и оборотных активов, износа основных средств, обновления, выбытия

2. Ликвидность активов и текущая платёжеспособность Коэффициенты абсолютной, срочной и текущей ликвидности; собственный оборотный капитал, обеспеченность собственными оборотными средствами
3. Ликвидность бухгалтерского баланса Соотношение элементов актива и пассива баланса
4. Структура капитала

 

 

 

Коэффициенты независимости, финансовой зависимости, финансирования, инвестирования, структуры долгосрочных активов, структуры заёмного капитала, финансовой устойчивости
5. Анализ чистых активов Показатель чистых активов
6. Рентабельность

 

Чистая прибыль; рентабельность активов, продаж, собственного капитала, инвестиций
7. Деловая активность Выручка от продаж, фондоотдача, производительность труда, оборачиваемость оборотных активов (в днях и в оборотах), коэффициент устойчивости экономического роста.
Любушин Н.П.

 

1.«Чтение баланса» Показатели баланса
2.Анализ платёжеспособности организации

 

Коэффициенты абсолютной, текущей ликвидности и коэффициент промежуточного покрытия
3.Анализ и оценка финансовой устойчивости

 

 

 

Коэффициенты:  собственности, заёмных средств соотношение заёмных и собственных средств, мобильности собственных средств, соотношение внеоборотных средств суммой собственных средств и долгосрочных пассивов.
4.Анализ и оценка деловой активности Обобщающий показатели ресурсоотдачи и коэффициент устойчивости экономического роста

 

5.Анализ и оценка рентабельности рентабельность авансированного капитала и рентабельность собственного капитала.

Выбор методики анализа не менее важен, так как от этого зависит результат, достигнутый в процессе анализа.

Как видно из таблицы 1, показателей, характеризующих эффективность работы предприятия достаточно много. Но отдельно взятые показатели, например, прибыли, не дадут возможности полностью представить состояние бизнеса. Очень важно проанализировать их во взаимосвязи с другими показателями и в динамике (в течение определённого периода).

В экономической литературе выделяют следующие виды (способы) анализа:

а) горизонтальный (динамический) и вертикальный (структурный) анализ показателей – позволяют определить изменения показателей, структуру показателей, темп изменений и дают возможность для прогноза;

б) трендовый анализ (прогнозный) – определение тренда (тенденции), формируются возможные значения показателей;

в) коэффициентный анализ – расчет различных коэффициентов (относительных показателей), позволяющих сделать выводы о качественных изменениях в деятельности организации;

г) факторный анализ (концепция данного метода широко представлена в научных трудах А.Д. Шеремета) – количественная характеристика взаимосвязанных явлений. Комплексно изучаются и измеряются влияния отдельных факторов на результат. Результат – это объект исследования, факторы – это характеристики результата. В данном методе используются  детерминированные или стохастические модели анализа;

д) сравнительный (пространственный) анализ – это анализ показателей предприятия с показателями конкурентов и показателями внутри отрасли.

В теории экономического анализа и специальной литературе методы и приёмы анализа раскрываются комплексно, применительно ко всем сторонам деятельности предприятия. Но как справедливо отмечает Шеремет А.Д.: «применительно к малым предприятиям неформальная реализация этих методов и приёмов в полном объёме нерациональна и затратна….но нерационален также и отказ от применения отдельных приёмов и методов экономического анализа, так как оценка реального состояния бизнеса требует его «отцифровки», использования количественных оценок, формируемых в результате расчёта тех или иных аналитических показателей» [3]. Он предлагает использовать для этого традиционные приёмы такие, как сводка, группировка, детализация, расчёт средних и относительных величин и т.п.

На основании вышеизложенного, можно с уверенностью говорить о том, что в вопросах разработки методик и выделения системы показателей ещё много вопросов и большое значение для результатов анализа имеет не только выбор методов, приёмов анализа, но и подготовка аналитика, его профессиональные навыки.


Библиографический список
  1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В.Савицкая. – Новое знание, 2002. – 688 с.
  2. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 615с.
  3. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов – 1-у изд. Доп. и испр. – («Высшее образование») / Шеремет А.Д. Серия: Высшее образование, 2009. – 418 с.
  4. Любушин Н.П. Экономический анализ: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит, и «Финансы и кредит». / Н.П.Любушин.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.- 575с.
  5. Методика финансового анализа деятельности коммерческих орагнизаций / А.Д.Шеремет, Е.В.Негашев. – 2-изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2013. – 208с.


Все статьи автора «Зыкова Наталья Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: