УДК 004.4

СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ (S-BPM)

Селиверстова Полина Олеговна1, Точилкина Татьяна Евгеньевна2
1Финансовый университет при Правительстве РФ г. Москва, Российская Федерация, студентка 2 курса магистратуры факультета «Прикладная математика и информационные технологии»
2Финансовый университет при Правительстве РФ г. Москва, Российская Федерация, научный руководитель к.т.н, доцент

Аннотация
Статья посвящена субъектно-ориентированному подходу к управлению бизнес-процессами (S-BPM). Содержит перечень проблем нотации BPMN, являющейся основой традиционных BPM-систем (BPMS). В статье рассматриваются ключевые идеи S-BPM, нотация моделирования, особенности процесса в S-BPM, а также платформа Metasonic Suite, основанная на методологии S-BPM. Приведен пример использования технологии S-BPM в традиционном бизнес-процессе «Уход сотрудника в отпуск». Проведена оценка методологии S-BPM, которая может быть полезна при выборе подхода к управлению бизнес-процессами в конкретной организации.

Ключевые слова: автоматизация бизнес-процессов силами бизнеса, Альберт Флейшман, Робин Милнер, субъектно-ориентированное управление бизнес-процессами, Энтони Хоар


SUBJECT-ORIENTED APPROACH TO BUSINESS PROCESS MANAGEMENT (S-BPM)

Seliverstova Polina Olegovna1, Tochilkina Tatyana Evgenevna2
1Financial University under the Government of the Russian Federation Moscow, Russian Federation, second-year student of a magistracy of faculty "Applied mathematics and computer science"
2Financial University under the Government of the Russian Federation Moscow, Russian Federation, research supervisor Candidate of Technical Sciences, associate professor

Abstract
Article deals with the Subject-oriented approach to Business Process Management (S-BPM). It contains a list of problems of the BPMN notation which is a basis of traditional BPM suites (BPMS). In the article key ideas of S-BPM, the modeling notation, feature of process in S-BPM, and also the Metasonic Suite platform based on S-BPM methodology are considered. The example of use of the S-BPM technology in traditional business process "Employee's vacational leave" is given. The evaluation of S-BPM methodology which can be useful at the choice of approach to business processes management in the specific organization is carried out.

Keywords: Albert Fleischmann, Antony Hoare, BPM, BPMS, Business Process Management, Business Process Management Suite, Metasonic, S-BPM, Subject-oriented Business Process Management


Библиографическая ссылка на статью:
Селиверстова П.О., Точилкина Т.Е. Субъектно-ориентированный подход к управлению бизнес-процессами (S-BPM) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6316 (дата обращения: 07.06.2018).

Одной из тенденций в области управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) является появление методологии S-BPM (Subject-oriented Business Process Management). Методология S-BPM относится к новому поколению инструментов BPM 2.0, ключевым отличием которых является ориентация на максимальное вовлечение в создание бизнес-процессов людей из бизнеса и минимальное привлечение людей из сферы информационных технологий (ИТ) с целью сломать барьер между бизнесом и ИТ.

В июле 2011 года S-BPM была выделена в отдельную категорию в Gartner BPM Hyper Cycle в силу того, что методология S-BPM дает возможность моделирования и автоматизации очень сложных процессов с разветвленными коммуникациями за счет концентрации усилий на моделировании отдельных субъектов.

Традиционные BPM-системы (Business Process Management Suite, BPMS) имеют стандартный набор графических символов [1], в основном основанный на нотации BPMN (Business Process Model and Notation). Джим Синур, ведущий аналитик Gartner в области BPM, расшифровал BPMN как «Business People May Not Undestand», то есть «люди бизнеса могут и не понимать» эту нотацию. Действительно нотация BPMN имеет ряд сложностей:

1 в соответствие с базовой концепцией «сквозного потока управления» в BPMN-модели при описании процесса необходимо выделить все возможные сценарии и последовательности цепочек действий, что приводит к чрезвычайному «разрастанию» и усложнению модели. Модели становятся очень громоздкими и сложными для восприятия и анализа,

2 BPMN нотация сама по себе сложна: она содержит более ста различных символов, спецификация которых занимает более 500 страниц,

3 преобразование BPMN-модели в исполняемое приложение не дает должного эффекта, поскольку бизнес-эксперты не способны работать с такими моделями без специальной подготовки. Барьер между бизнесом и ИТ по-прежнему находится на своем месте.

Методология S-BPM предполагает субъектно-ориентированный подход к управлению бизнес-процессами и опирается на давно проработанные в информатике математические методы, которые обеспечивает возможность немедленного преобразования процессных моделей в исполняемые приложения. Данная методология разработана вначале 2000 гг. создателем компании Metasonic AG доктором Альбертом Флейшманом (Albert Fleischmann) и запатентована компанией Metasonic AG.

В основе S-BPM лежит ряд ключевых идей [2]:

1 управление сложностью при помощи изоляции, т.е. сокращение сложной бизнес-логики при помощи сосредоточения на небольших асинхронных частях. Это делает процесс более легким для понимания,

2 координация бизнес-участников при помощи структурированных коммуникаций, предполагающих распределение правильной информации в нужное время нужным людям,

описание моделей на естественном языке – интуитивно понятном языке со структурой, содержащей подлежащее (субъект), сказуемое (действие, или предикат) и дополнение (объект) [3],

создание кода (процессных приложений), а не только картинок. Данные процессные приложения предполагают создание совместной среды, в которой бизнес-участники создают и изменяют свои приложения. В основе данной совместной среды лежат:

–      работы Энтони Хоара по взаимодействующим последовательным процессам (Communicating Sequential Processes, CSP),

–      работы Робина Милнера по исчислению взаимодействующих систем (Calculus of Communicating systems, CCS),

–      сети Петри,

–      концепция объектно-ориентированного программирования (ООП).

Работы Энтони Хоара и Робина Милнера использованы для представления взаимодействующих субъектов, а сети Петри и концепция объектно-ориентированного программирования применены для представления действий и объектов.

Нотация моделирования в S-BPM предельно проста и состоит всего из 5 символов [4]:

1 субъект (исполнитель) в бизнес-процессе,

2 сообщение – информация, которой обмениваются исполнители в ходе бизнес-процесса,

3 три типа действий или состояний, в которых находится субъект:

―      функциональное состояние, в котором сотрудник выполнят какую-то задачу,

―      состояние отправки,

―      состояние получения информации.

Процесс в S-BPM предполагает переход от одного сложного конечного автомата к набору простых конечных автоматов (см. рис. 1). Субъекты при этом всегда параллельны, а потоки работ и потоки сообщений четко разделены. Субъект определяется набором задач (действий), выполняемых строго заданным образом четко заданной группой людей в организации. Разные субъекты координируются посредством коммуникации (обмена сообщениями). Таким образом, процесс описан полно и четко только тогда, когда поведения (субъекты) всех вовлеченных участников и все коммуникации между ними детально описаны.

 Рисунок 1 – Процесс в S-BPM

В фокусе субъектно-ориентированный подхода S-BPM – люди, участники процесса, а сам процесс представляет собой набор структурированных коммуникаций между исполнителями, каждый из которых выполняет на своем рабочем месте определенный набор действий (задач). Автоматизацией такого процесса служит создание автоматизированных рабочих мест для сотрудников, которые позволяют им выполнять необходимые задачи, и реализация взаимодействия между исполнителями. В методологии S-BPM отсутствует поток управления. Рассмотрим применение технологии S-BPM на примере традиционного бизнес-процесса «Уход сотрудника в отпуск». Данный процесс состоит из восьми подпроцессов:

1      Планирование сотрудником взятие отпуска,

2      Заполнение сотрудником бланка заявления,

3      Отсылка бланка заявления менеджеру,

4      Проверка менеджером бланка заявления,

5      Информирование менеджером сотрудника о решении относительно отпуска (согласие/отказ),

6      В случае разрешения отпуска уход сотрудника в отпуск/ продолжение работы в противном случае,

7      В случае разрешения отпуска информирование менеджером специалиста по персоналу,

8      Обновление данных по сотруднику специалистом по персоналу.

С точки зрения сотрудника процесс выглядит так:

1       Сотрудник планирует взять отпуск,

2      Сотрудник заполняет бланк заявления,

3      Бланк заявления отсылается менеджеру,

4      …

5      Менеджер информирует сотрудника о решении относительно согласия или отказа в отпуске,

6      В случае разрешения отпуска сотрудник уходит в отпуск, в противном случае он продолжает работать,

7     …

8     …

Курсивом выделены субъекты, участвующие в процессе с определенной точки зрения (в данном случае с точки зрения сотрудника). С точки зрения менеджера процесс выглядит так:

1      …

2     …

3     Бланк заявления отсылается менеджеру,

4     Менеджер проверяет бланк заявления,

5     Менеджер информирует сотрудника о решении относительно согласия или отказа в отпуске,

6     …

7    В случае разрешения отпуска менеджер информирует отдел кадров,

8    …

С точки зрения специалиста по персоналу процесс выглядит так:

1       …

2     …

3      …

4      …

5      …

6      В случае разрешения отпуска менеджер информирует специалиста по персоналу,

7     …

8     Специалист по персоналу обновляет данные по сотруднику.

Таким образом, видно, что ключевым элементов S-BPM являются сотрудники, а выполнение процесса в данной методологии – это структурированные коммуникации.

В противовес традиционному подходу BPMS «все построить – провести реинжиниринг, со всем интегрировать и качественно внедрить» в S-BPM предлагается другая идея: максимально быстро автоматизировать, начать исполнять и, благодаря возможности контроллинга процессных показателей, начать управлять бизнес-процессами [5]. Легкость внесения изменений в модель S-BPM и немедленное отражение этих изменений в процессном приложении позволяют запустить на практике цикл непрерывного улучшения бизнес-процессов (Plan-Do-Check-Act, PDCA-цикл). На начальном этапе управления изменениями в S-BPM дает пусть небольшие, но явные и, что очень важно, измеримые эффекты. Далее можно постепенно наращивать интеграцию и автоматизацию бизнес-процессов. Такая технология не подходит для всех процессов, но для многих – это вполне приемлемое решение.

Фактически, S-BPM предполагает автоматизацию бизнес-процессов силами бизнеса – идея, которая давно продвигается производителями информационных систем (ИС). Подход интересный, но не однозначный – данное решение должно еще пройти апробацию на практике, чтобы доказать свои преимущества. С другой стороны, некоторые эксперты полагают, что методология S-BPM сходна с функциональным подходом (в отличие от традиционного BPM, являющегося полностью процессным подходом), а значит, имеет все его недостатки.

В любом случае, оценка эффективности данной методологии, как и любой методологии, должна проводится на основе ее применения на практике.  Когда по одной методологии есть несколько различных практических применений, сложно однозначно определить, какое практическое применение является показательным, по которому можно оценивать всю методологию в целом.  В случае с методологией S-BPM, таких сложностей не возникает в силу того, что компания Metasonic AG разработала данную методологию, запатентовала ее и сама применяет на практике. Поэтому для проведения оценки методологии S-BPM стоит рассмотреть продукт Metasonic Suite, основанный на данной методологии, и результаты его внедрения в различных компаниях.

Компания Metasonic AG, основанная в 2004 г., разработала платформу для динамических процессных приложений Metasonic Suite, которая построена на базе методологии S-BPM и включает различные модули, поддерживающие весь цикл управления бизнес-процессами [4, 6] (см. рис. 2):

1 Metasonic Build – среда проектирования бизнес-процессов и ИТ-разработки,

2 Metasonic Proof – среда верификации бизнес-процессов,

3 Metasonic Flow – среда исполнения и контроллинга процессных приложений,

4 Metasonic Base – среда администрирования сервера и приложений.

Рисунок 2 – Компоненты Metasonic Suite

В Metasonic Suite каждый сотрудник четко видит свое место в процессе и свои действия. Разбиение процесса на субъекты и простые модели их поведения в Metasonic Suite позволяет существенно повысить эффективность управления изменениями бизнес-процессов, поскольку:

–      изменяется не весь процесс, а лишь отдельные модели поведения,

–      если изменения затрагивают коммуникации, то очень четко и просто локализуются соответствующие изменения в моделях поведения связанных субъектов,

–      чрезвычайно упрощается тестирование измененных моделей и приложений – отпадает необходимость тестировать весь процесс.

Функциональность и возможности Metasonic Suite:

1 Динамические процессные правила (правила, задаваемые в редакторе, не требующие программирования).  Правила могут создавать сами сотрудники, чьи специализированные знания определяют правила протекания процесса. Это экономит время и затраты и предотвращает ошибки [7]. Например, в зависимости от кредитоспособности клиента, его статуса и суммы заказа, клиент получает заказ (обычным способом или экспресс) или получает сообщение, что заказ невозможен.

Динамические процессные правила включают:

–       исполнение процессов в соответствии с заданными бизнес-правилами. В процессе могут быть встроены любые бизнес-правила,

–       автоматическая навигация по результатам анализа правила (например, если клиент кредитоспособен, и его статус «премиум» или заказ больше, чем пятьдесят тысяч рублей, то отправить заказ экспресс). Автоматическое исполнение экономит время и деньги,

–       подстановка динамических данных – важные для принятия решения данные анализируются в ходе исполнения процесса. Решения принимаются индивидуально в каждом случае на основе текущего статуса (входных данных для подстановки в бизнес-правило).

2 Навигация в процессе на основе форм данных.  Основанная на формах данных навигация в рамках процесса обеспечивает быстрый и легкий способ включения всех сотрудников в процесс. Это простая альтернатива Metasonic Flow для сотрудников, которые выполняют лишь отдельные операции в процессе и не нуждаются, в силу этого, в использовании полноценного инструмента управления процессами.

3 Облачная архитектура. Все компоненты Metasonic Suite можно инициировать из облака. Облачная архитектура предполагает:

–      Работу через Web. Нет необходимости устанавливать Metasonic Suite на компьютере,

–       Множественные экземпляры. Нет ограничения на запуск нескольких экземпляров Metasonic Suite,

–       Единый репозиторий (Metasonic DRS). Предоставляет клиенту возможность адаптировать купленные процессы под свою организацию и выгрузить их для исполнения. Каждый экземпляр Metasonic Suite имеет доступ к репозиторию процессов. Имеется гибкое управление правами доступа к процессам,

–       Повторное использование. Процессы из репозитория могут быть распределены по разным экземплярам Metasonic Suite. Можно легко выполнить разделение на среды проектирования, тестирования и использования.

Облачная архитектура может быть реализована при помощи двух видов внедрения. Первый вариант предполагает использование одного или нескольких экземпляров Metasonic Suite в частном облаке без связи с процессным магазином. Второй вариант предполагает использование одного или нескольких экземпляров Metasonic Suite в частном облаке со связью с частным или публичным процессным магазином.

4 Совместное моделирование, предполагающее:

–       Распараллеливание. Несколько бизнес-участников могут работать над моделью одновременно, что создает эффективную командную работу, не требующую, чтобы все бизнес-участники находились в одном месте,

–      Информирование участников. Изменения, вносимые другими участниками, немедленно отображаются. Постоянное обновления статуса работ ускоряет эффективное сотрудничество,

–      Вовлечение участников. Каждый бизнес-участник создает модели со своей точки зрения как субъекта. Интуитивно структурированные назначения задач привносят ясность и скорость,

–      Разный фокус внимания. Бизнес-участники с разным фокусом внимания (бизнес и ИТ) работают совместно, что создает эффективное взаимодействие всех департаментов.

Все модели со всех точек зрения хранятся в общем репозитории процессов.

Совместное моделирование может быть осуществлено при помощи Metasonic Touch (специальный стол). Передвигаемые блоки на столе моделируют поведение объекта и при помощи них возможно изменение хранимой информации о модели в Metasonic Suite [8, 9].

Помимо перечисленной выше функциональности и возможностей Metasonic Suite, компания Metasonic предлагает ресурс Metasonic MarketPlace, на котором для загрузки доступны:

–       Расширения,

–      Функциональные компоненты,

–      Примеры процессов.

Так же в Metasonic Suite встроена интеграционная шина Talend ESB, которая имеет более 450 коннекторов к различным ИТ-системам, сервисам и приложениям (ERP- и CRM-системы, базы данных клиентов и т.д.).

Успешные внедрения Metasonic Suite представлены в [10] и [11] в разделе «Metosonic».

Суммирую выше сказанное, сделаем выводы об основных различиях S-BPM и традиционных BPMS (см. табл. 1).

Таблица 1 – Сравнение S-BPM и традиционных BPM-систем

Подход

Понимание процесса

Используемая нотация

Наличие потока управления при моделировании бизнес-процесов

Подход к управлению бизнес-процессами

субъек ты/объекты

процесс ы/функции

BPM

BPMS

Объектный подход

Процессный подход

BPM 1.0

Один сложный конечный автомат

В большинстве систем BPMN

Да

«Все построить – провести реинжиниринг, со всем интегрировать, качественно внедрить»

S-BPM

Субъектный подход

Процессно-фунциональный подход

BPM 2.0

Набор простых конечных автоматов

Нотация S-BPM

Нет

Максимально быстро автоматизировать, начать исполнять и управлять бизнес-процессами

Субьектно-ориентированный подход к управлению бизнес-процессами (S-BPM) является сравнительно новым подходом, требующим времени для проверки его эффективности на практике. Существует ряд успешных проектов внедрения Metasonic Suite, основанного на методологии S-BPM. Однако некоторые эксперты полагают что S-BPM является не полностью процессным подходом, а процессно-функциональным с большим уклоном к функциональному, а, значит, имеет все недостатки функционального подхода. Рассмотренные в данной статье ключевые идеи и особенности S-BPM, могут быть полезны при выборе подхода к управлению бизнес-процессами в конкретной организации между традиционным BPM и S-BPM.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. А.Ю.Павлов. Управление бизнес-процессами на разных этапах развития современного предприятия // Инженерный вестник Дона [Электронный ресурс] ― Электронный научный журнал ― 2012. ― Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/777/ (дата обращения 12.04.2014),
  2. Новое в управлении бизнес-процессами — методология S-BPM и решения Metasonic  ― март 2013. ― Режим доступа:  http://www.itmane.ru/files/Maschkov_Ilya%20-%20%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%E2%80%94%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20S-BPM%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20Metasonic.pdf (дата обращения 29.10.14),
  3. Мастер-класс BPMS. Metasonic Suite. Управление бизнес-процессами с применением субьектно-ориентированного подхода  ― июнь 2012. ― Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=rcNcYQ1ti-g (дата обращения 06.11.14),
  4. Логика BPM. От BPM 1.0 к  BPM 2.0 ― 2014. ― Режим доступа: http://bpm.blogic20.ru/metasonic/bpm-2-0 (дата обращения 08.11.14),
  5. Логика BPM. Особенности S-BPM 2014. Режим доступа: http://bpm.blogic20.ru/metasonic/features (дата обращения 13.11.14),
  6. Машков И. Логика BPM. MetasonicSuite5.0. – 2013. – Режим доступа: http://www.i-love-bpm.ru/files/event/forum2013/C2-Metasonic-5-RU.pdf
  7. Metasonic Suite – 2013. – Режим доступа: http://blogic20.ru/files/logikabpm/about-metasonic-suite-5.pdf (дата обращения 03.11.14),
  8. Финансовый директор вебинар: «Новое слово в управлении бизнес-процессами» – 2012. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=Ze8ci5mqB2E (дата обращения 05.11.14),
  9. Логика BPM. Интерактивный стол для моделирования бизнес-процессов Metasonic Touch – 2014. – Режим доступа: http://bpm.blogic20.ru/metasonic/touch (дата обращения 11.11.14),
  10. Демонстрация S-BPM  – 2012. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=2h7hbS30rK8 (дата обращения 05.12.13),
  11. Логика BPM  – 2014 – Режим доступа: http://bpm.blogic20.ru/ (дата обращения 14.11.14).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Селиверстова Полина Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация