УДК 657.1

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Амирбекян Лилит Робертовна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
студентка третьего курса факультета «Учет и аудит»

Аннотация
Данная статья посвящена организации бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. В частности, в ней рассматриваются способы повышения эффективности работы предприятия без значительных финансовых затрат при помощи рационализации учетной деятельности, а также обосновывается необходимость учитывать элементы финансового планирования при составлении учетной политики.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, малый бизнес, рационализация учета, управленческий учет, упрощение учетной деятельности, учетная политика


RATIONALISATION OF THE ACCOUNTING POLICIES OF SMALL ENTERPRISES

Amirbekyan Lilith Robertovna
Financial University under the Government of the Russian Federation
third-year student of the Faculty of "Accounting and Auditing"

Abstract
This article focuses on the organization of accounting for small businesses. In particular, it looks at ways to improve the efficiency of the enterprise without significant financial cost using the rationalization of accounting activities, and the necessity to take into account the elements of financial planning in the preparation of the accounting policies.

Библиографическая ссылка на статью:
Амирбекян Л.Р. Рационализация учетной политики малых предприятий // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6248 (дата обращения: 23.09.2018).

Всякое предприятие заинтересовано в повышении эффективности деятельности и, как следствие, в получении желаемого финансового результата. Учетная политика может стать наиболее значимым инструментом для реализации намеченных целей в случае грамотного и рационального подхода к ее составлению. Существование учетной политики априори предполагает наличие различных вариантов отражения одного и того же факта хозяйственной жизни в учете. Поэтому, в условиях определенной свободы субъектов экономики в отражении информации в системе бухгалтерского учета, пользователям этой информации следует учитывать, что предоставленные им данные сформированы с учетом профессионального суждения бухгалтера. От того, насколько верно выбраны методы учета и способы оценки для каждого конкретного предприятия, зависят в дальнейшем величина себестоимости продукции, прибыли, налогов, показатели финансового состояния предприятия.

Для малых предприятия особенно важно создать базу для принятия управленческих решений, которая будет соответствовать стратегии предприятия с наименьшими издержками. Законодательство РФ предусматривает некоторые упрощения для субъектов малого бизнеса, в частности, предусмотрены специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности и составления статистической отчетности и т. д. [1, с. 7].

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, упрощение способов ведения бухгалтерского учета, в том числе и составление упрощенной бухгалтерской отчетность, для субъектов малого предпринимательства — один из принципов регулирования бухгалтерского учета на сегодняшний день [2, c. 20]. Для субъектов малого предпринимательства разработаны специальные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах [3, п. 2]. Существуют также иные нормативно-правовые акты, в том числе рекомендательного характера, регулирующие организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, однако об их эффективности говорить еще рано. В многом это связано с тем, что процесс упрощения бухгалтерского учета не требует особой методологической составляющей, по мнению специалистов. На практике же это приводит к тому, что субъекты малого бизнеса выбирают те нормы, которые декларируются как упрощающие учет. Не всегда применение таких норм может привести к желаемому результату. Например, недостатком кассового метода признания доходов и расходов для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения (метод, обязательный для применения субъектами малого бизнеса в налоговом учете), является несоответствие налогового учета и требований к формированию учетной политики для целей бухгалтерского учета. Так, в соответствии с п. 5 ПБУ 1/2008, требование временной определенности фактов хозяйственной деятельности определяет, что данные факты относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами [4]. При кассовом методе доходы признаются только в сумме, полученной от покупателей, а    расходы только в части оплаченных затрат, что приводит к неверному выявлению финансового результата из-за того, что неучтенными остаются потоки денежных средств, связанные с дебиторской и кредиторской задолженностью организации, которые остались неоплаченными. Данное обстоятельство, в свою очередь, приводит к необходимости вести дополнительный учет доходов и расходов с содержанием сведений об оплате дебиторской и кредиторской задолженности.

Для субъектов экономики, не применяющих упрощенную систему налогообложения, но осуществляющих учет доходов и расходов кассовым методом, различий в бухгалтерском и налоговом учете гораздо меньше. Здесь ограничивающим фактором выступают критерии, которым должны соответствовать субъекты малого бизнеса, чтобы получить право на использование данного метода. НК РФ устанавливает, что такое право имеют лишь те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного млн. руб. за каждый квартал [5, c. 273].

Таким образом, применение кассового метода в бухгалтерском учете не всегда однозначно ведет к его упрощению. Стоит отметить, что не рекомендуется использовать кассовый метод в особенности организациям, деятельность которых связана с множеством расчетных операций с контрагентами, в частности, такая особенность характерна для представителей оптовой торговли, для которых целесообразней использовать метод начисления. Вне зависимости от выбранного метода признания доходов и расходов, его необходимо закрепить в учетной политике.

Учитывая вышеизложенное, возникает необходимость внедрения такого понятия как рационализация учетной деятельности. Целью которой является не столько упрощение процессов протекающих на предприятии, сколько их улучшение, посредством проведения различных мероприятий в рамках организации деятельности компании. На малых предприятиях такая рационализация, безусловно, должна опираться на решения, которые обеспечат оптимальное выборочное применение упрощающих учет норм.

На практике проблемы при составлении учетной политики возникают уже при определении приоритетных направлений организации системы учета на предприятии, которые во многом зависят от целей, для которых создается учетная политика. Выбор того или иного варианта учета прямо или косвенно влияет на все структурные подразделения компании. При этом, учитывая предложения различных специалистов, участников формирования учетной политики, важно прийти к разумному компромиссу, и принять во внимание тенденцию в склонности к выбору метода организации и ведения учета, который значительно упрощает деятельность отдельных служб.

Анализ законодательства в области бухгалтерского и налогового учета, ставит перед составителем учетной политики еще одну проблему, которая требует решения. В частности, возникает необходимость сближения двух видов учета, чтобы максимально избежать разниц между бухгалтерской и налоговой прибылью (убытком). Возможность выбора того или иного варианта учета позволяет без нарушения действующего законодательства уменьшать налогооблагаемую базу и, соответственно, сумму отчисляемых налогов в бюджет, или, увеличивать прибыль в бухгалтерском учете. Однако, не стоит забывать о том, что целью ведения бухгалтерского учета является обеспечение пользователей достоверной информацией о деятельности предприятия, для последующего принятия верных управленческих решений, и в случае подчиненности его целям налогового учета увеличится вероятность искажения такой информации.

Таким образом, рационализация учетной политики позволяет без чрезмерных финансовых вложений и структурных изменений в деятельности компании значительно повысить его эффективность. Однако, прежде чем приступать к рационализации учетной политики, следует проанализировать деятельность компании и оценить ее эффективность. На основании такого анализа прогнозируются изменения объемов производства, тарифов, учитываются предстоящие изменения в сфере налогового и бухгалтерского законодательства и т.д. Что позволяет говорить о рационализации учетной политики как об одной из важных задач бизнес-планирования.

Рассматривая учетную политику как инструмент для принятия руководством предприятия верных управленческих решений, стоит остановиться подробнее на системе управления затратами на предприятии. В Письме Минфина СССР от 2 июля 1991 г. №40 «О рекомендациях по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров на малых предприятиях» впервые было упомянуто о таком методе, как «директ-костинг». В настоящее время документ утратил свою силу, однако многие предприятия в своей деятельности используют именно такую систему учета затрат. Данная система обеспечивает руководство информацией о неполной производственной себестоимости, без учета косвенных расходов, и о маржинальном доходе.  Это дает возможность прослеживать изменения себестоимости по переменным затратам, выявить изделия с большей рентабельностью, проводить эффективную ценовую политику.

Существует множество примеров влияния выбора того или иного элемента учетной политики на деятельность конкретной организации, и все они подтверждают суждение о том, что рекомендации по рационализации учетной политики индивидуальны. В процессе создания базы для эффективной учетной деятельности не стоит забывать о том, что информация о финансово-хозяйственной деятельности должна достоверно отражать положение дел на предприятии и позволять пользователям принимать соответствующие управленческие решения.

Поделиться в соц. сетях

0

Библиографический список
  1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г.  № 209-  ФЗ (принят ГД ФС РФ 06.07.  2007)  (ред.  от 06.12.2011) // Российская газета.  —  31.07.2007.  —  №  164.
  2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011.  № 402-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2011) // Российская газета.  —  09.12.2011.  —  №  278.
  3. О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г.  № 66 н: Приказ Минфина РФ от 17.08.2012 г. № 113н //Российская газета.  —  17.10.2012.  —  №  239.
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Приказ Министерства финансов РФ от 6.10.2008 № 106н (в ред. от 27.04.2012 г. № 55н) Электронный ресурс. //URL: http://minfin.ru/common/img/uploaded/library/no_date/2013/Novaya_redaktsiya_prikaza_106n.pdf
  5. Налоговый кодекс РФ (часть вторая). Федеральный закон от 5.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 04.10.2014 № N 285-ФЗ) Электронный ресурс. // URL: http://base.garant.ru/10900200/30/#block_22222
  6. Андреева C.В. Рационализация учетной деятельности малых предприятий // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: материалы XXVII международной заочной научно-практической конференции.  2013. — С. 13-20.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Амирбекян Лилит Робертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация