МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ. АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГОВ

Самонова Кристина Владимировна
Южный федеральный университет
аспирант, кафедра инноватики и экономического проектирования

Аннотация
Рассматриваются методологический подход в вопросе оценки технологической модернизации. Введено понятие первичной и вторичной модернизации. Эмпирические исследования проведены на примере Южного Федерального и Северо-Кавказского Федерального Округов.

Ключевые слова: индикаторы, первичная и вторичная модернизация, технологическая модернизация, фазовые значения


THE METHODOLOGICAL APPROACH OF THE TECHNOLOGICAL MODERNIZATION EVALUATION. ANALYSIS OF THE TECHNOLOGICAL MODERNIZATION IN SOUTHERN FEDERAL AND NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT EXAMPLE

Samonova Christina Vladimirovna
Southern Federal University
Department of Innovations and Economic Design, postgraduate student

Abstract
This article illustrates the methodological approach of technological modernization evaluation. It introduced the concept of primary and secondary upgrading. Empirical studies are conducted in the Southern Federal and North-Caucasian Federal District.

Keywords: indicators, phase values, primary and secondary modernization, technological modernization


Библиографическая ссылка на статью:
Самонова К.В. Методологический подход к оценке технологической модернизации экономики. Анализ технологической модернизации на примере Южного Федерального и Северо-Кавказского Федерального Округов // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6107 (дата обращения: 12.03.2024).

Проблемы модернизации и анализ ее результативности и необходимости в свое время обратили Дж. Кейнс [1], С. Милана, А. Крюгер и Б. Тансер, K. Редферн и Дж. Крауфорд. В своей статье M. Сасс и A. Азалавец «Crisis and Upgrading: The Case of the Hungarian Automotive and Electronics Sectors» [2] считают, что все структурные преобразования, в том числе и технологическая модернизация, начинаются на предприятии, т.е. на микроуровне, которая плавно переход на все остальные уровни хозяйственной деятельности страны, основываясь на этом авторы выделяют три вида модернизации: модернизации продукта (product upgrading), процессную модернизацию (process upgrading) и функциональную модернизацию (functional upgrading). Под первым попадает усовершенствование существующего товара или группы товаров, комплексное усовершенствование продукта и, наконец, создание нового товара или группы товаров. Под модернизацией процесса понимаются мероприятия по усовершенствованию и налаживанию технологического процесса на предприятии, а именно: реорганизация производства, изменение структуры процесса производства (redesign), закупка усовершенствованного оборудования, внедрение новых технологических решений. И наконец, функциональная модернизация подразумевает пересмотр и усовершенствования инфраструктуры предприятия, процесса управления (закупки, снабжения, хранения, реализации и т.д.), создание отдела мониторинга, обучение и повышение квалификации персонала. Как правило, на предприятии проводят продуктовую и технологическую модернизацию на предприятии. Однако авторы доказывают, что наиболее важное значение в последние время обнажается потребность в функциональной модернизации предприятия и промышленности в целом, дающая возможность выйти на новый качественный уровень управления и функционирования компании, отрасли, страны, а также повышение их эффективности и результативности.
В тоже время Cristiano Antonelli и Roberto Marchionatti [3] утверждают, что модернизация промышленности должна стимулироваться и регулироваться органами государственной власти, создавая при этом все необходимые для этого условия. На примере итальянской текстильной промышленности авторы доказывают свою позицию, что первостепенное значение все же играют технологические изменения внутри структуры промышленности, а лишь потом должна следовать организационная или функциональная модернизация. Напомним, что модернизация текстильной промышленности Италии пришлось на период либерализация торговли в 1970-1980 гг., которая сняла тарифные барьеры и, следовательно, расширила потенциальный рынок и привела к ужесточению конкуренции вследствие входа на рынок индустриальных стран с дешевой рабочей силой и дифференциация продукции, которая индуцировала изменения потребительского спроса на хлопковые товары для производства гобеленов и мебели для потребительского сектора. Внедрение технологических улучшений, полная автоматизация производства, введение квот на импорт из развивающихся стран с 1960 по 1987 гг. привели к снижению общей занятости в отрасли с 167,432 до 60,824 чел. В результате автоматизации операций, значительному сокращению числа текстильных предприятий, т.к. большая часть крупных предприятий не смогла провести технологическую модернизацию и выдержать конкуренцию приспособленным и адаптированным малым предприятиям, общий объем производства пряжи с 238,000 тонн с 1960 до 261,000 в 1987, производства тканей с 183,000 тонн в 1960 до 224,000 в 1987, что позволило итальянской текстильной промышленности получить сравнительное преимущество относительно других европейских стран и занимать лидирующие позиций по производительности труда, по объему производства промышленной продукции в этой отрасли в течение определенного периода времени. 
Модернизационные процессы стран характеризуются активным поиском методологических подходов обновления потенциала промышленного сектора экономики. Отсутствие комплексного подхода в реализации стратегической политики в области реструктуризации экономики не позволяет обеспечить эффективность процесса функционирования отечественных предприятий, приводя к стагнации промышленность, где структурные преобразования носят преимущественно формальный характер [4]. 
Практический интерес представляются исследования Центра исследований модернизации Китайской академии наук (ЦИМ КАН), которые разработали комплексную методику оценки технологической модернизации территории. Объектом исследования выступают трудовые, природно-ресурсные, инвестиционные, управленческие параметрические характеристик, а также степень развития образовательно-когнитивные и инфраструктурные компоненты. Методика нацелена на измерении первичной и вторичной модернизации. 
Первичная модернизация – это тип модернизации, характеризующийся переход от традиционного уклада общества к индустриальной фазы развития экономики. Анализ первичной модернизации (ПМ) производится в трех областях жизни индустриального общества: экономической, социальной и когнитивной областях. Стандартные значения являются средними значениями для промышленных стран 60-х гг. ХХ века. 
Индикаторы первичной модернизации


Рис. 1 Экономические индикаторы

Рис. 2 Социальные индикаторы

Рис. 3 Когнитивные индикаторы

Поскольку каждая стадия технологической модернизации проходит подготовительную стадию, начальную стадию, стадию роста и зрелости, а также переходную стадию, то для анализа локализованной территории производится сравнительный анализ стандартных значений с реальными (Табл. 1).
Таблица 1. Индикаторы и фазовые значения первичной модернизации

Индикаторы первичной модернизации Фаза ПМ Стандартные значения индикаторов Реальные значения Заданные значение соответствующей фаз ПМ
Отношение добавленной стоимости в сельском хозяйстве к ВВП (ВРП), в % (отношение менее 15% принято в качестве стандарта завершения ПМ) Переход к вторичной модернизации 5% 4
Зрелость ≥ 5%, 15% 3
Рост ≥ 15%, 30 2
Начало ≥ 30%, 50% 1
Поготовитель-ная ≥ 50% 0
Отношение добавленной стоимости в сельском хозяйстве к добавленной стоимости в промышленности, разы Переход к вторичной модернизации 0,2% 4
Зрелость ≥ 0,2; 0,8 3
Рост ≥ 0,8, 2,0 2
Начало ≥ 2,0, 5,0 1
Подготовитель-ная ≥ 5,0 0
Отношение занятости в сельском хозяйстве к общей занятости, в % (отношение ниже 30% принято в качестве стандарта завершения ПМ) Переход к вторичной модернизации 10% 4
Зрелость ≥ 10%, 30% 3
Рост ≥ 30%, 50 2
Начало ≥ 50%, 80% 1
Традиционное общество ≥ 80% 0
Отношение занятости в сельском хозяйстве к занятости в промышленности Переход к вторичной модернизации 0,2% 4
Зрелость ≥ 0,2; 0,8 3
Рост ≥ 0,8, 2,0 2
Начало ≥ 2,0, 5,0 1
Подготовитель-ная ≥ 5,0 0

Вторичная модернизация (ВМ) – тип технологической модернизации, характеризующий переход социально-экономической системы в постиндустриальное или информационное общество, где приоритетными становятся когнитивная сфера и производство высокотехнологической продукции. При этом учитываются четыре области, а именно: трансляция знаний, качество жизни, инновации в знаниях, качество экономики.
Индикаторы вторичной модернизации


Рис. 4 Инновации в знаниях


Рис. 5 Трансляция знаний

Рис. 6 Качество жизни

Рис. 7 Качество жизни

Аналогичным образом рассчитываются индикативные и фазовые значения вторичной модернизации (Табл. 2)
Таблица 2. Индикаторы и фазовые значения вторичной модернизации

Индикаторы Фазы вторичной модернизации Стандартные значения Реальные значения Заданные значения
Доля добавленной стоимости в материальной сфере (сельское хозяйство и промышленность) к ВВП (ВРП), в % Зрелость 20% 3
Рост ≥ 20%, 30% 2
Начало
≥ 30%, 40%
1
Подготовка ≥ 40% 0
Доля занятости в материальной сфере (сельское хозяйство и промышленность) в общей занятости, разы Зрелость 20% 3
Рост ≥ 20%, 30% 2
Начало
≥ 30%, 40%
1
Подготовка ≥ 40% 0
Доля затрат на НИОКР в ВВП (ВРП)*, % Зрелость 3% 3
Рост ≤ 3%, 2% 2
Начало ≤ 2%, 1% 1
Подготовка ≤ 1% 0
Доля инновационных товаров, работ, услуг от общего объема отгруженной продукции*, % Зрелость 9,0 3
Рост ≤ 9,0, 6,0; 2
Начало ≤ 6,0, 3,0 1
Подготовка ≤ 3,0 0
Фазовое значение ВМ (средняя заданных значений фаз, соответствующих реальным значениям индикаторов; ее округление показывает фазу ВМ).

В рейтинге первичной стадии всемирной модернизации Россия в 2010 г. находилась на 41-м месте (среди 131-й страны), ее индекс достиг 99 баллов (не 100% – из-за недостаточной продолжительности жизни населения). Не далеко ушли по ПМ-индексам Украина, Болгария, Чили. На движение России в сторону фазы, переходную к вторичной модернизации: препятствует относительно высокая занятость в сельском хозяйстве [5]. 
Значительно сложнее перспективы вторичной модернизации. На основе индексов ВМ специалисты ЦИМ КАН выделили четыре группы стран: развитые, среднеразвитые, предварительно развитые, отстающие. США занимают первое место среди развитых стран. Россия входит в группу среднеразвитых (30-е место). Китай – предварительно развитая страна (по данным 2006 г. – 70-е место), а Индия – отстающая (97-е место). При этом во вторичную модернизацию вступили, кроме 20 развитых стран, лишь 9 среднеразвитых – те, которые вошли в переходную фазу ПМ.
В 2000 – 2010 гг. общероссийский ВМ-индекс вырос с 61 до 72. Россия опередила такие среднеразвитые восточно-европейские страны как Польша (в 2000 г.), Венгрия (в 2005 г.) и поравнялась с Чехией (в 2010 г.). Чтобы подняться выше срединных уровней, России необходимо повысить ВМ-индекс на 8 и более пунктов [6]. 
Но только, кажется, будто можно быстро войти в группу развитых ВМ-стран. К 2006 г. 15 стран осуществили ПМ на 100%, опередив Россию, но вместе с нею продолжают оставаться в числе среднеразвитых. Это свидетельствует о недостаточных темпах их развития, уступающих темпам и качеству роста развитых стран. Вместе с этим ростом повышается порог вхождения в данную группу и обостряется конкуренция стран за преодоление этого порога. К 2002 г. рейтинг ВМ-индекса России уже повышался до 27-го ранга, но к 2006 г. он снизился до 31-го ранга, хотя индекс ВМ продолжал расти. 
Индекс интегрированной модернизации России остается невысоким: в 2009 г. он был = 65, что на 15 пунктов меньше, чем в 2006 г. в Израиле, замыкавшем список 20 развитых стран. Это свидетельствует об общем отставании модернизации России.
Модернизация страны не возможна без модернизации ее регионов. Ядром региональной модернизации в экономике заключается в росте производительности труда, в социальной сфере – в подъеме уровня жизни населения, в области знаний – в повышении их уровня и возможностей их производства и популяризации. В целом региональная модернизация соответствует основным законам национальной, но не является ее уменьшенным аналогом.
Таблица 4. Вовлеченность регионов России в процессы модернизации, 2010 г.

Россия, федеральные округа, регионы Уровни ВМ Индексы Фазы стадий, их значения
ПМ ВМ ИИ ПМ ВМ
Россия Выше среднего 72 99 62 Зрелость 3,5 0,75
ЮФО Ниже среднего 59 97 55 Зрелость 3,0 0,5
Ростовская область Средний 63 96 59 Зрелость 3,0 0,5
Краснодарский край Ниже среднего 60 97 56 Зрелость 3,0 0,25


Обозначения. ВМ – вторичная модернизация; ПМ – первичная модернизация; ИИ – интегрированный индекс модернизации; Россия-1 – все регионы, кроме городов Москва и Санкт-Петербург; уровни ВМ: высокое развитие (высокий) ≥ 81, среднее развитие 51 – 80 (выше срединного 71 – 80, срединный 61 – 70, ниже срединного 51 – 60), предварительное развитие (предварительный) 31 – 50, отставание 11 – 30; фазы стадий: подготовка 0,0 – 0,5, начало 0,6 – 1,5, рост 1,6 – 2,5, зрелость 2,6 – 3,0 (3,5), переход 3,6 – 4,0. [16].
Как видно из табл. 4 регионы Юга России отличаются неравномерностью социально-экономического развития. Усилившаяся дифференциация и асимметрия социально-экономическое развитие регионов Юга России является наиболее негативной тенденцией последнего десятилетия. В особых регионах, в частности во всех республиках Северного Кавказа, протекание первичной индустриальной модернизации находится в зачаточных формах [7]. Низкая пространственная мобильность, высокий уровень безработицы (13,21% в 2011 году), сложная политическая ситуация значительно усложняют процедуру применения простой технологии модернизации путем клонирования зарубежных технологий в Северокавказский Федеральный Округ. Модернизация же Южного Федерального округа должна складываться с учетом имеющегося в круге инвестиционного, трудового и ресурсного потенциала.
Дальнейшие действия в области трансформации экономики и перевода ее в качественное русло связаны, по большей части, с разработкой индивидуальных модельных сценариев, в зависимости от типа региона. Разработка модели модернизации на местах должна определить тот набор инструментов, методов и направлений технологического развития, который бы соответствовал структурным особенностям каждого региона. 
Достижение поставленных целей возможно при осуществлении эффективной системы управления реструктуризацией экономики, опирающийся на ранее сформированный опыт промышленного развития отечественной экономики и учитывающий опыт экономически и промышленно развитых стран.
Модернизация в Бразилии [8] имел импортозамещающих характер с элементами государственного планирования частного сектора экономики. Регулированию подвергались цены, кредиты, налоги, субсидии и т.д. Высокие темпы роста промышленного производства (в среднем увеличивался на 8,5% за период 1950 по 1978 гг.) обеспечивалось сочетанием кейнсианских и монетаристских методов регулирования национальной экономикой. Также вырос ВВП Бразилии в 2,2 раза за период 1968-1975 гг., установилась неведанный для страны уровень инфляции в 15-20% в год. Постепенно страна смогла перейти от экспортирования природных ресурсов и продуктов сельского хозяйства до экспортирования продукции машиностроения и технологий, главным образом в развивающиеся страны. Бразилия снизила объем импорта на внутреннем рынке с 1949 по 1964 с 40% до 6%. Образовывались госкорпорации и транснациональные компании. Увеличились финансирование в образование в 1969-1970 гг. с 2,2 до 3,8%. Создание материально-технической базы в стране позволяют сейчас Бразилии решать социальные проблемы. Однако, не смотря на успехи импортозамещающей индустриализации в стране отмечен кризис накопления, и заметное увеличение внешнего государственного долга.
Исследуя технологическую модернизацию в Индии, можно отметить, что либерализация частного капитала, контроль государства в области экономике, привлечение иностранного капитала, снижение тарифов и закупка технологий, позволили Индии добиться существенных результатов. Особое внимание государством уделяется информационным технологиям, для этого были созданы особые экономические зоны (многопрофильные и специализированные), в которых предприятия освобождены от налогообложения в течение 5 лет, а в последующие периоды 5 лет предприятиями оплачивается лишь 50% налогов. Также были созданы парки информационных технологий, полностью являющимися экспортно-ориентированными. Экспорт программного обеспечения в 2008- 2009 гг. составил 47 млрд. долл., уступая Соединенным Штатам. 
Некоторые авторы [9] полагают, что ключевую роль в «разработке стратегии социально-экономического развития» Индии «играет роль социально-экономического планирования», которое страна переняла у СССР. Планирование осуществляют «орган экспертов (не чиновников), неподчинений какому-либо министерству и ведомству», но возглавляемый руководителем государства. 
Безусловно, перенимание опыта той или иной страны в полной мере не представляется возможным России, т.к. Россия не сталкивалась с проблемами перенаселения и доминированием сельского населения над городской урбанизацией, как в Индии и Китае, все страны отличаются политическим режимом (Бразилия, Индия, ЮАР – демократический строй, КНР – социалистический) [10] и исповеданием различных экономических моделей, а также стартовыми условиями на момент проведения модернизационных преобразований.
В то же время учитывая «национальных моделей» технологической модернизации, следует выделить ряд общих черт, а именно: главенствующая роль государства в механизме модернизации, обеспечившее защиту прав потребителей, построения эффективной судебной системы, заимствование универсальных ценностей введения и этики бизнеса при сохранении традиций и ценностей народа, а также поддержание макроэкономической стабильности, использование рыночных методов распределения ресурсов, а также использование возможностей, создаваемых мировой экономикой, что в конечном итоге позволила странам перейти от экзогенного к эндогенному развитию экономики, где главным движущим фактором становится не давление внешних факторов, а естественной внутренней потребностью и возможностью развития.
Однако, по мнению Моргунова Е.В., Жаворонкова «политика ориентации на зарубежные технологии» способна лишь сократить технологическое отставание, но «не вывести страну в технологические лидеры». Поэтому необходимо одновременное создание «собственных технологий» [11]. 
Не будет лишнем прислушаться к агрегированному мнению специалистов [12] по поводу первоочередных мероприятий, которые столь необходимы для России (процент ответов экспертов):
1. Усиление планирования экономики (23,6%)
2. Развитие внутреннего национального рынка (23,6%)
3. Усиление государственного регулирования экономической сферы (21,8%)
4. Реформирование финансового сектора (15,7%)
5. Проведение новой индустриализации (13,4%)
Вопрос о необходимость модернизации экономики России и идеи, связанные с диверсификацией экономики подымается не однократно. Подобные обсуждения циркулируют с 1990 года. После краха советской системы, промышленная политика и развитие бизнес-среды не были основным приоритетом государства. Эксперты [13] сходятся во мнении, что 2005 – 2007 гг. были самыми подходящими для модернизации экономики в виду роста цен на нефть, положительную тенденцию в росте ВВП и стабилизации Фонда Накопления дополнительным доходом от нефти, которые обеспечили относительное устойчивое положение в стране. В докладе Всемирного банка по России № 16 от июня 2008 года вновь подчеркнула, что высокие темпы роста цен на нефть с 2000 года увеличилась зависимость России от доходов от нефти и газа, что делает Россию более уязвимой к снижению цен. 
В 2008 году Россия представила «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» по ограничению зависимости от природно-ресурсной зависимости, осуществление которой предполагалось за счет их экспорта. Представленная программа включала четыре национальных проекта в области здравоохранения, образования, жилья и сельского хозяйства [14]. Согласно Концепции преобразования экономики предполагала создание новых возможностей для развития внешнеэкономической интеграции, укреплению и расширению позиций страны на мировых рынках, в том числе для импорта технологий и капитала. Концепция состоит из двух основных этапов: (I), укрепление конкурентных преимуществ(2009-12) в «традиционных секторов; адаптация к кризисным процессов в мировой экономики, подготовка почвы для дальнейшего инновационного развития, инвестиции в трудовые ресурсы, капитала и инфраструктуры, и (II) “Инновационный прорыв” (2013-20) -повышение конкурентоспособности на основе технологической базы; структурной диверсификации экономики и заключение модернизации инфраструктурных секторов; «смягчения» социальной и региональной диверсификации. В концепции также перечислены несколько высокотехнологичных отраслей, где Россия имеет значительные конкурентные преимущества или стремится к таким преимуществам в среднесрочной перспективе, а именно: авиационная промышленность, двигателестроение, космические аппараты и космическая промышленность, радиоэлектронная промышленность, промышленный комплекс ядерной энергии, а также информационные и коммуникационные технологии. 
Тем временем, падание цен на нефть в 2008 -2009 гг. привило к ужесточению бюджетных ограничений и пересмотрению выдвинутой программы. После преодоление последствий Мирового финансового кризиса 2008 года Правительство России в 2011 году представила «Стратегию инновационного развития Российской Федерации до 2020 года», на основе ранее выдвинутой Концепции, которая нацелена на развитие и наращивание инновационной активности, расширение высокотехнологичной продукции, увеличение инвестиций в человеческий капитал, масштабное перевооружение и модернизацию технологического оборудования в промышленном секторе [15]. 
Таким образом, внутренние и внешние вызовы инициируют необходимость государственного регулирования реструктуризации структуры промышленности. Долгосрочная цель реструктуризационных мероприятий должна опираться на формирование сбалансированной структуры промышленности, развитие и наращивание технологических инноваций и коммерциализация научно-технических достижений в высокотехнологических отраслях промышленного сектора. Достижение поставленных целей возможно при осуществлении эффективной системы управления реструктуризацией экономики, опирающийся на ранее сформированный опыт промышленного развития отечественной экономики и учитывающий опыт экономически и промышленно развитых стран.


Библиографический список
  1. Keynes, J. M. 1973. The Collected Writings of John Maynard Keynes, Vol. 7 (77K General Theory),London, Macmillan for The Royal Economic Society; Milana, C. 1988. Gli effetti della ristrutturazione industriale sui costi di produzione: un’analisi disaggregate, in Milana, C. (ed.), Ristrutturazione produttiva net paesi mdustriali,Bologna, D Mulino; Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс. 1982г. Krueger, A., and Tuncer, B. (1982), ‘An Empirical Test of the Infant Industry Argument’, American Economic Review72(5), 1142–52.; Regional differences in business ethics in the Peoples Republic of China: A multi-dimensional approach to the effects of modernization Kylie Redfern John Crawford Published online: 10 May 2008 Springer Science + Business Media, LLC 2008
  2. Magdolna Sass и Andrea Azalavetz «Crisis and Upgrading: The Case of the Hungarian Automotive and Electronics Sectors» EUROPE-ASIA STUDIES Vol. 65, No. 3, May 2013, 489–507
  3. Cristiano Antonelli and Roberto Marchionatti  Technological and organisational change in a process of industrial rejuvenation: the case of the Italian cotton textile industry, Cambridge Political Economy Society 1998
  4. Григорьев В.В, Юн Г.Б. Реструктуризация как форма управления имуществом // Собственность и рынок. – 2004. -№6, с.15
  5. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010)/ Пер. с англ. Под редакцией Н.И. Лапина/ Предис. Н.И. Лапин, Г.А. Тосунян. М.: Издательство «Весь Мир», 2001. – 256 с.
  6. Лапин Н.И. Измерение модернизации российских регионов и социокультурные факторы ее стратегии
  7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Р32 Стат. Сб./ Росстат. – М., 2012. – 990 с.
  8. Леонтьев А. «Латиноамериканские варианты модернизации: опыт для России».; Модернизация России: условия, предпоссылки, шансы. Сборник статей и материалов. Выпуск 1/Под ред. В.Л. Иноземцева. – Москва, Центр исследований постиндустриального общества, 2009. – 240 с.
  9. Моргунов Е.В., Жаворонков И.В. Теория и практика модернизации индустриальной системы страны. Сборник Проблемы развития рыночной экономики: (сб. научн. тр.): Вып.1/РАН. Ин-т проблем рынка. М.: Центр «Транспорт», 2011
  10. Опыт модернизации в КНР: возможности применения в России. Арбат Капитал, Общероссийская Общественная Организации России.
  11. Моргунов Е.В., Жаворонков И.В. Теория и практика модернизации индустриальной системы страны. Сборник Проблемы развития рыночной экономики: (сб. научн. тр.): Вып.1/РАН. Ин-т проблем рынка. М.: Центр «Транспорт», 2011
  12. Эксперты сходятся во мнении о грядущей рецессии кризиса 2008-2009 гг.  в недалеком будущем ( около 2015 г. ).
  13. Gerasimenko D. Russia’s commercial policy, 2008–11: modernization, crisis, and the WTO accession 2012. Published by Oxford University Press.
  14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период 2020, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р
  15. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года. №2227-р
  16. Самонова К.В. Исследование процесса технологической модернизации экономики региона (на примере Южного федерального округа)ю Труды аспирантов и соискателей Южного федерального университета. Т. XVIII. Ч.2; Южный федеральный университет. -  г. Ростов-на-Дону. Издательство Южного федерального университета, 2014 г. – 339-343 стр. ISBN 978-5-9275-1225-5


Все статьи автора «Самонова Кристина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: