В современном мире основным драйвером экономического роста является развитие инновационной деятельности предприятий. Именно инновационная деятельность позволяет предприятию дифференцироваться от основных референтов в условиях ужесточения конкурентной борьбы и обеспечить стабильное экономическое развитие.
Инновационная деятельность компаний связана с рядом проблем, решение которых обеспечивает успешное развитие предприятий в условиях изменения современных рыночных тенденций.
Инновационная деятельность использует потенциал научных разработок и позволяет адаптировать использование современных материалов и технических решений при производстве и расширении номенклатуры, улучшении качества выпускаемой продукции. Инновационная деятельность предприятия зависит от внедрения технологических, экономических, организационных, коммерческих и финансовых мероприятий, которые гармонично сочетаются с традиционной деятельностью компании и приводящих к инновациям, т. е. инновационное предприятие стремится к развитию через внедрение инновационных технологий. При этом мы не ограничиваем область изменения (внедрения) инновационных технологий, это не только инновации в технологических циклах производства товаров или услуг, инновации касаются всей деятельности предприятия в целом.
Исследования многих авторов выделяют основные черты инновационной организации:
- выпуск конкурентоспособной продукции;
- постоянное динамическое внесение инноваций, отвечающих реалиям рынка;
- наличие технологической базы и конструкторских разработок;
- возможность личностного новаторства;
- инновационная культура предприятия;
Таким образом, инновационные предприятия – это предприятия, для которых инновационная деятельность становится основой. Основной принцип инновационного предприятия – это гибкость и эластичность, способность принимать инновации от организационной структуры до внедрения инноваций в технологические процессы.
Адаптация и приспособление предприятия к стремительно меняющимся условиям рынка главное условие для выживания организации. Именно эти стратегические задачи и решаются при проектировании и разработке новых продуктов или услуг. Инновационное проектирование в зарубежной литературе получило название «инжиниринг» (от англ. engineering[1] – разработка, конструирование, строительство), что означает оказание инженерно-консультационных услуг при создании новых объектов. Инжиниринг инноваций – это комплекс работ, который включает в себя разработку, внедрение, продвижение и распределение определенной инновации.
В данной статье мы хотели бы рассмотреть современные тенденции вторичного рынка автокомпонентов РФ и попытаться дать ответ, как с помощью инжиниринга инноваций предприятие способно завоевать и удержать лидирующие позиции.
Основными тенденциями современного рынка стали скорость распространения информации и размещение производственных площадок в экономически выгодных зонах, в невозможности обезопасить собственные разработки от копирования и тиражирования. Инновационный продукт или услуга перестает быть уникальной в очень короткий промежуток времени. Предприятия, находящиеся в экономически выгодных зонах, осваивают инновационные продукты с более низкой себестоимостью и инновации прекращают свой жизненный цикл.
Основных игроков на рынке автокомпонентов РФ можно условно разделить на четыре группы. В первую группу входят непосредственно производства, находящиеся на территории России, в основном это заводы построенные в эпоху СССР, номенклатура этих предприятий характеризуется узкоспециализированным ассортиментом для отечественных автомобилей, ценовое позиционирование низкое.
Вторая группа – это зарубежные производители, представленные знаменитыми мировыми брендами с широким ассортиментом, производственные площадки располагаются по всему миру, ценовое позиционирование высокое. Третья группа – компании, которые занимаются размещением заказов в странах азиатского региона под собственными торговыми марками (брендами). В последнюю, четвертую, группу входила безбрендовая продукция, произведенная в странах азиатского региона, так называемая продукция «No name», низкого качества с низким ценовым позиционированием. Последние рыночные тенденции указывают на то, что постепенно производители азиатского региона начали самостоятельную экспансию Российского рынка автокомпонентов, занялись созданием и продвижением собственных торговых марок, осуществляя продажу своей продукции по более конкурентоспособным ценам. В основном от этих изменений пострадали компании, занимающиеся продвижением собственных брендов, на рынке автокомпонентов выросла конкуренция, а следовательно упал уровень продаж и наценок.
Но что возможно противопоставить современным рыночным тенденциям? Ответ прост – внедрение инноваций, если раньше достаточно было только брендировать товары, изменять «внешний» вид продукции, занимаясь дальнейшим продвижением и рекламой, то теперь в условиях меняющегося рынка необходимо создавать отделы НИОКР и ОТК, заниматься усовершенствованием конструктивных и технических характеристик автокомпонентов. От инжиниринговой деятельности компаний будет зависеть способность к стабильному росту и удержанию завоеванных рыночных позиций.
[1] Словарь Мультитран Web: http://www.multitran.ru/c/m.exe?l1=1&l2=2&s=engineering
Библиографический список
- Инновационный менеджмент : учебник для бакалавров / А. В. Тебекин. — М. : Издательство Юрайт, 2013
- Основы инновационного проектирования: учебное пособие / под редакцией д-ра техн. наук В.А. Сергеева. – Ульяновск: УлГТУ, 2010.
- Менеджмент по нотам: Технология построения эффективных компаний / Под ред. Л. Ю. Григорьева. — М.: Альпина Паблишерз, 2010
- Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Е.П. Голубков. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
- Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.Я. Якобсон. – М.: Омега-Л, 2014
- Семенов В., Семененко С., Шматко А.Д. Проблемы инновационного инвестирования в экономике // Морской сборник. 2008. № 1. С. 57-59
- Шматко А.Д. Использование интеллектуального капитала для инновационного развития компаний // Вестник экономической интеграции. 2010. Т. 1. № 12. С. 100-103.