«ИНЖИНИРИНГ» – КАК ОСОБЕННОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ

Поляков Святослав Игоревич1, Шипота Алексей Анатольевич1
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет, кафедра менеджмента инноваций

Аннотация
В статье рассматривается вопрос о ключевом аспекте инновационной деятельности предприятия – «инжиниринге» в условиях изменения современных рыночных тенденций.

Ключевые слова: инжиниринг, инновации, инновационная деятельность, инновационная стратегия


«ENGINEERING» - AS A FEATURE OF INNOVATION ENTERPRISE IN TODAY'S MARKET CONDITIONS

Polyakov Svyatoslav Igorevich1, Shipota Aleksey Anatolevich1
1St. Petersburg State University of Economics, Chair of Innovation Management

Abstract
The article discusses the major aspect of innovation enterprises - "Engineering" in a changing modern market conditions.

Keywords: engineering, innovation strategy, innovations, innovation management


Библиографическая ссылка на статью:
Поляков С.И., Шипота А.А. «Инжиниринг» - как особенность инновационной деятельности предприятия в современных рыночных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/10/6188 (дата обращения: 12.03.2024).

В современном мире основным драйвером экономического роста является развитие инновационной деятельности предприятий. Именно инновационная деятельность позволяет предприятию дифференцироваться от основных референтов в условиях ужесточения конкурентной борьбы и обеспечить стабильное экономическое развитие.

Инновационная деятельность компаний связана с рядом проблем, решение которых обеспечивает успешное развитие предприятий в условиях изменения современных рыночных тенденций.

Инновационная деятельность использует потенциал научных разработок и позволяет адаптировать использование современных материалов и технических решений при производстве и расширении номенклатуры, улучшении качества выпускаемой продукции. Инновационная деятельность предприятия зависит от внедрения технологических, экономических, организационных, коммерческих и финансовых мероприятий, которые гармонично сочетаются с традиционной деятельностью компании и приводящих к инновациям, т. е. инновационное предприятие стремится к развитию через внедрение инновационных технологий. При этом мы не ограничиваем область изменения (внедрения) инновационных технологий, это не только инновации в технологических циклах производства товаров или услуг, инновации касаются всей деятельности предприятия в целом.

Исследования многих авторов выделяют основные черты инновационной организации:

  1. выпуск конкурентоспособной  продукции;
  2. постоянное динамическое внесение инноваций, отвечающих реалиям рынка;
  3. наличие технологической базы и конструкторских разработок;
  4. возможность личностного новаторства;
  5. инновационная культура предприятия;

Таким образом, инновационные предприятия – это предприятия, для которых инновационная деятельность становится основой. Основной принцип инновационного предприятия – это гибкость и эластичность, способность принимать инновации от организационной структуры до внедрения инноваций в технологические процессы.

Адаптация и приспособление предприятия к стремительно меняющимся условиям рынка главное условие для выживания организации. Именно эти стратегические задачи и решаются при проектировании и разработке новых продуктов или услуг. Инновационное проектирование в зарубежной литературе получило название «инжиниринг» (от англ. engineering[1] – разработка, конструирование, строительство), что означает оказание инженерно-консультационных услуг при создании новых объектов. Инжиниринг инноваций – это комплекс работ, который включает в себя разработку, внедрение, продвижение и распределение определенной инновации.

В данной статье мы хотели бы рассмотреть современные тенденции вторичного рынка автокомпонентов РФ и попытаться дать ответ, как с помощью инжиниринга инноваций предприятие способно завоевать и удержать лидирующие позиции.

Основными тенденциями современного рынка стали скорость распространения информации и размещение производственных площадок в экономически выгодных зонах, в невозможности обезопасить собственные разработки от копирования и тиражирования. Инновационный продукт или услуга перестает быть уникальной в очень короткий промежуток времени. Предприятия, находящиеся в экономически выгодных зонах, осваивают инновационные продукты с более низкой себестоимостью и инновации прекращают свой жизненный цикл.

Основных игроков на рынке автокомпонентов РФ можно условно разделить на четыре группы. В первую группу входят непосредственно производства, находящиеся на территории России, в основном это заводы построенные в эпоху СССР, номенклатура этих предприятий характеризуется узкоспециализированным ассортиментом для отечественных автомобилей, ценовое позиционирование низкое.

Вторая группа – это зарубежные производители, представленные знаменитыми мировыми брендами с широким ассортиментом, производственные площадки располагаются по всему миру, ценовое позиционирование высокое. Третья группа – компании, которые занимаются размещением заказов в странах азиатского региона под собственными торговыми марками (брендами). В последнюю, четвертую, группу входила безбрендовая продукция, произведенная в странах азиатского региона, так называемая продукция «No name», низкого качества с низким ценовым позиционированием. Последние рыночные тенденции указывают на то, что постепенно производители азиатского региона начали самостоятельную экспансию Российского рынка автокомпонентов, занялись созданием и продвижением собственных торговых марок, осуществляя продажу своей продукции по более конкурентоспособным ценам.  В основном от этих изменений пострадали компании, занимающиеся продвижением собственных брендов, на рынке автокомпонентов выросла конкуренция, а следовательно упал уровень продаж и наценок.

Но что возможно противопоставить современным рыночным тенденциям? Ответ прост – внедрение инноваций, если раньше достаточно было только брендировать товары, изменять «внешний» вид продукции, занимаясь дальнейшим продвижением и рекламой, то теперь в условиях меняющегося рынка необходимо создавать отделы НИОКР и ОТК, заниматься усовершенствованием конструктивных и технических характеристик автокомпонентов. От инжиниринговой деятельности компаний будет зависеть способность к стабильному росту и удержанию завоеванных рыночных позиций.


[1] Словарь Мультитран Web: http://www.multitran.ru/c/m.exe?l1=1&l2=2&s=engineering


Библиографический список
  1. Инновационный менеджмент : учебник для бакалавров / А. В. Тебекин. — М. : Издательство Юрайт, 2013
  2. Основы инновационного проектирования: учебное пособие / под редакцией д-ра техн. наук В.А. Сергеева. – Ульяновск: УлГТУ, 2010.
  3. Менеджмент по нотам: Технология построения эффективных компаний / Под ред. Л. Ю. Григорьева. — М.: Альпина Паблишерз, 2010
  4. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Е.П. Голубков. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
  5. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / А.Я. Якобсон. – М.: Омега-Л, 2014
  6. Семенов В., Семененко С., Шматко А.Д. Проблемы инновационного инвестирования в экономике // Морской сборник. 2008. № 1. С. 57-59
  7. Шматко А.Д. Использование интеллектуального капитала для инновационного развития компаний // Вестник экономической интеграции. 2010. Т. 1. № 12. С. 100-103.


Все статьи автора «Святослав Поляков»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: