УДК 332.1

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Лехнович Дмитрий Викторович
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
ассистент кафедры промышленного менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена изучению особенностей контрактных отношений между промышленными предприятиями в сфере трубного сектора экономики. Автором выделен ряд факторов конкурентоспособности промышленных предприятий, работающих в данном секторе экономики. Результаты изучения позволили предложить мероприятия по развитию контрактных отношений в сфере трубного сектора экономики.

Ключевые слова: контрактные отношения, предпринимательство, промышленное предприятие, субконтрактация, трубный сектор экономики.


FEATURES ETHICS OF BUSINESS RELATIONS AT THE MUNICIPAL LEVEL AND PROSPECTS OF FURTHER DEVELOPMENT

Lehovich Dmitry Viktorovich
National research technological University "MISIS"
assistant Professor of the Department of industrial management

Abstract
This article is devoted to the study of the characteristics of the contractual relationship between industrial enterprises in the field of pipe sector. The author identified a number of factors of competitiveness of industrial enterprises operating in this sector. The results of the study allowed us to offer activities for the development of contractual relations in the field of pipe sector.

Библиографическая ссылка на статью:
Лехнович Д.В. Перспективы развития контрактных отношений на промышленных предприятиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/09/5733 (дата обращения: 28.09.2017).

В настоящее время вопросы повышения эффективности контрактной деятельности приобретают первостепенное значение для российских промышленных предприятий, в частности, предприятий трубного сектора экономики. Именно выстраивание действенной контрактной системы позволит малым и крупным промышленным предприятиям  разрабатывать стратегию своего развития в условиях глобализации. Основной отличительной особенностью малых форм организации производства является высокая оборачиваемость ресурсов, что, в свою очередь, способствует увеличению доходной части бюджета, повышению уровня занятости, снижению социальной напряженности, формированию среднего класса общества.

Отметим, что развитие малого бизнеса в России на современном этапе приобрело качественно новое содержание, в частности, произошло расширение сферы его функционирования. Если ещё каких-то три-четыре года назад границы использования малых предприятий определялись их участием в производстве наиболее простых в технологическом отношении видов продукции, то в современных условиях область их применения существенно расширилась. Так, например, довольно значительна роль малых предприятий в разработке и производстве наукоёмкой высокотехнологичной продукции. Это в свою очередь обусловило необходимость более активного использования потенциала малого бизнеса в отраслях трубной промышленности [3, с.70].

Основу конкурентоспособности любого промышленного предприятия [5, с.165], по нашему мнению составляет потенциал, обусловленный следующими качественными характеристиками: гибкостью, мобильностью, оперативностью в принятии и выполнении управленческих решений, повышенной скоростью оборота капитала, ключевой ролью руководителя в деятельности предприятия и т.д. Следует отметить, что качественные характеристики малого бизнеса позволяют выявить и сформулировать факторы конкурентоспособности предприятий, работающих в данном секторе экономики. К числу таких факторов относят: социально-политический; адаптационный; региональный;  инновационный; интеграционный; мультипликативный.

Дальнейшее развитие предпринимательства в России (повышение конкурентоспособности и т.д.), как отмечают исследователи [2, с.31], будет происходить по пути взаимодействия, симбиоза малых и крупных предприятий. На наш взгляд, данное положение закономерно, тем не менее, нельзя забывать о необходимость и государственно-региональной поддержки, хотя бы в среднесрочной перспективе (5-10 лет). Таким образом, в процессе повышения конкурентоспособности и эффективности хозяйственной деятельности малых предприятий имеются следующие составляющие:

во-первых, это само малое предприятие, так как без желания руководства данного предприятия ни о каком-либо повышении конкурентоспособности и эффективности деятельности не может идти и речи;

во-вторых, это крупное предприятие (как региональное, так и всероссийское);

в-третьих, это государственно-региональная поддержка, заключающаяся в предоставлении налоговых льгот (послаблений) и создании других более выгодных условий для малых предприятий (на среднесрочный период 5-10 лет).

Однако необходимо отметить, что основу развития малого предпринимательства и повышение его конкурентоспособности и эффективности работы составляют взаимоотношения – малого и крупного предприятия. Так неоспоримым преимуществом малого предприятия перед крупным является его способность к гибкости и лавированию. Ведь, чтобы крупному предприятию разработать и внедрить новую технологию, необходим продолжительный период времени (от нескольких месяцев до нескольких лет). В случае целенаправленного стимулирования работы малого предприятия по разработке новшеств гарантированными контрактами на их внедрение со стороны крупного бизнеса, будет иметь место рост эффективности деятельности действующего малого предприятия и всплеск появления множества субъектов малого бизнеса. Подобные контракты являются основой договорной формы сотрудничества – субконтрактации, подразумевающей под собой наличие головного предприятия – «контрактора» и множества, как правило, малых и средних предприятий – «субконтракторов», что способствует расширению сетей субподряда, облегчению старта новых малых предприятий и формированию кооперационных связей между небольшими и крупными компаниями. Особенно эффективно этот процесс развивается в инновационном бизнесе, порождая дополнительные конкурентные преимущества. При этом сам бизнес становится все более инновационным, во многом предопределяя инновационный характер самих форм конкурентоспособности малого предпринимательства [1, с.141].

Так, например, за  счет использования субконтрактной системы организации производства предприятия приобретают возможность рационального использования собственных производственных площадей, кроме того, передача части свободных площадей на условиях субконтрактного договора делает кооперационные взаимоотношения между партнерами стабильными, долгосрочными, что, в свою очередь, повышает заинтересованность сторон в осуществлении подобного взаимодействия. По нашему мнению, важным аспектом положительного влияния субконтрактной системы является стимулирование собственных усилий малых предприятий – субконтракторов в части расширения производственных мощностей, круга партнеров и повышения квалификации работников [4, с.117].

Использованию субконтрактной системы производства малыми предприятиями препятствуют недостаток оборотных средств (как правило, денежных средств), что делает их в значительной степени зависимыми от условий, диктуемых контрактором, низкая  степень возможностей доступа к информации о текущих заказах (так называемый «информационный вакуум»), требованиях заказчиков к уровню менеджмента и качества.

На рис. 1 представлены мероприятия, способствующие развитию субконтрактации для повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности малых предприятий.

Из рисунка 1 видно, что весь комплекс мероприятий включает в себя две составляющие: маркетинговую и производственную. Рассмотрение возможности практического внедрения мероприятий на региональном уровне, является одним из путей поддержки и дальнейшего развития малого предпринимательства, что в свою очередь, приведёт к повышению социально-экономического имиджа региона.

Таким образом, повышение конкурентоспособности предпринимательства и эффективности его хозяйственной деятельности, по нашему мнению, возможно, прежде всего, за счёт обеспечения широкого доступа к финансовым ресурсам, имущественной поддержки, а также облегчения доступа к новейшим технологиям.

В заключении необходимо отметить следующее: несмотря на положительные изменения в сфере поддержки и развития малого предпринимательства, всё ещё остаются проблемы, препятствующие развитию этого сектора экономики. По-прежнему основным фактором, сдерживающим развитие предпринимательства, в том числе в регионе, является несовершенство и нестабильность законодательства (налогового, административного, бюджетного). Кроме того, достаточно острой остаётся проблема нехватки нежилых помещений и отсутствия доступной информации об имеющемся имуществе. С проблемой дефицита собственных финансовых ресурсов и сложностью получения кредитов в кредитных организациях сталкивается в настоящее время практически каждый второй предприниматель.

Маркетинговые мероприятия

Анализ возможностей каждого субконтрактного предприятия

Формирование баз данных потенциальных заказчиков

Формирование баз данных ключевых поставщиков

Работы по привлечению заказчиков:

- адресные рассылки;

- баннерная реклама в интернет СМИ;

-распространение информации об участниках проекта на выставках

Мероприятия по повышению уровня организации производства

Анализ первоочередных потребностей

Формирование баз данных испытательных лабораторий

Формирование баз данных ключевых поставщиков

Разработка нормативных документов:

- инструкции, положения;

- методика оценки и выбора поставщика;

- программы совершенствования системы организации производства

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

знание целевых рынков, конкурентов, привлечение целевых заказов для участников проекта

соответствие требованиям заказчика, повышение конкурентоспособности при получении заказа


Библиографический список
  1. Вопросы региональной экономики // монография / Юрьев В.М., Андросова С.А., Вертакова Ю.В., Воробьева В.Г., Колесниченко Е.А., Кузьбожев Э.Н., Муратов А.М., Сергиенко Я.В., Смирнов М.А., Согачева О.В., Шутилина С.Ю. // под науч. ред. В.М. Юрьева / Том III. Направления стабилизации функционирования региональных социально-экономических систем. Тамбов, 2009. 446 с.
  2. Петрищева И.В. Особенности развития форм производственной кооперации различных предпринимательских структур// Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2011. № 1. С. 30-39.
  3. Петрищева И.В. Субконтрактация как форма взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса в России: проблемы и перспективы развития// Молодой ученый. 2009. № 5. С. 69-73.
  4. Симоненко Е.С., Кононов А.А. Сущность и возможный отраслевой состав многоотраслевых комплексов региона//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 7-2. С. 117-120.
  5. Согачева О.В. Проективная техника и методологический подход к оценке конкурентоспособности продукции // Альманах современной науки и образования. 2014. № 3 (82). С. 164-168.


Все статьи автора «LEXDV»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: