УДК 330.342

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ

Хрусталев Борис Борисович1, Горбунов Валерий Николаевич1, Оськина Ирина Викторовна1, Ханьжов Илья Сергеевич1
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Аннотация
В статье рассмотрены особенности стратегии развития и управления предприятием как экономической системой. Показано, что для реализации стратегии предприятия нужно учитывать технологические, информационные, организационные, социальные и другие тенденции. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова: развитие, стратегия, экономическая система


FEATURES OF THE DEVELOPMENT STRATEGY AND MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE AS AN ECONOMIC SYSTEM

Hrustalev Boris Borisovich1, Gorbunov Valeriy Nikolaevich1, Oskina Irina Viktorovna1, Hanzhov Ilja Sergeevich1
1Penza state university of architecture and construction

Abstract
The article describes the features of the development strategy and management of the enterprise as an economic system. It is shown that the implementation of the company strategy must take into account technological, informational, organizational, social and other trends. This problem is a multi-faceted character.

Keywords: development, strategy, the economic system


Библиографическая ссылка на статью:
Хрусталев Б.Б., Горбунов В.Н., Оськина И.В., Ханьжов И.С. Особенности стратегии развития и управления предприятием как экономической системой // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/08/5764 (дата обращения: 29.09.2017).

Одной из проблем, стоящих перед любым предприятием, является проблема обеспечения непрерывности развития. Чтобы выжить и успешно функционировать на рынке, предприятию необходимо создавать и поддерживать свои конкурентные преимущества, а для этого нужно учитывать технологические, информационные, организационные, социальные и другие тенденции. Иными словами, предприятия функционируют в условиях нестабильных экономических ситуаций и вынуждены учитывать большое количество переменных. Наличие стратегии позволяет предприятию противостоять нестабильной внешней среде и добиваться долговременных конкурентных преимуществ.

Стратегия предприятия представляет собой комплекс мероприятий, ведущих в долгосрочной перспективе к достижению поставленных целей. В зависимости от организационно-экономической ситуации предприятию необходимо сформировать рациональный вариант стратегического развития, который бы позволил увеличить объем производства, повысить эффективность использования потенциала и ресурсов предприятия, повысить конкурентоспособность продукции, снизить время выполнения работ, максимизировать прибыль.

Рациональная стратегия развития и управления предприятием как экономической системой подразумевает совокупность четырех направлений: рыночная, инновационная, инвестиционная и внутрифирменная стратегия.

Рыночная стратегия – это стратегия, заключающаяся в определении целей компании на рынке и выборе средств маркетинга для их достижения. Главная задача при разработке данной стратегии состоит в том, чтобы добиться наилучшего согласования внутренних возможностей предприятия с требованиями внешней среды для получения прибыли. Разрабатывая рыночную стратегию, предприятие определяет свои действия на уже освоенных рынках, а также перспективу освоения новых рынков.

Для разработки рыночной стратегии необходимо провести маркетинговые исследования, которые заключаются в исследовании рынка сбыта продукции и изучении запросов потребителей.

Также, исходя из анализа внешней и внутренней среды и собственных ресурсов, предприятие выбирает инновационную стратегию поведения на рынке.

При разработке данной стратегии необходимо оптимизировать соотношение «результаты – затраты», обеспечивать ориентацию на приобретение инновационных решений, полученных другими фирмами, либо копирование основных потребительских свойств продуктов предприятий-лидеров. Успешность данной стратегии во многом зависит от стадии жизненного цикла продуктового спроса. На начальных стадиях жизненного цикла обосновано применение наступательной стратегии, на стадии роста спроса и на стадии зрелости имеет смысл перейти к оборонительной стратегии, а на стадии спада – к имитационной.

Осуществление инновационных проектов невозможно без соответствующего инвестирования. Принятие инвестиционных решений является неотъемлемым процессом стратегического планирования и должно обеспечить согласование долгосрочных целей и использование ресурсов, направляемых на достижение этих целей.

Инвестиционная стратегия может быть направлена на техническое перевооружение, расширение действующих предприятий, реконструкцию и модернизацию, на новое строительство.

В целях привлечения инвесторов руководству предприятия необходимо задуматься о повышении его инвестиционной привлекательности. Предоставление гарантий инвесторам, формирование имиджа предприятия, привлекательного для размещения инвестиций, систематизация инвестиционных проектов и развитие кадрового обеспечения инвестиционной деятельности, нацеленное на повышение уровня квалификации руководителей и специалистов, являются основными факторами успешной реализации инвестиционной стратегии.

Инвестиционная стратегия рассчитана на долговременную перспективу. Она ориентирована на получение будущих конкурентных преимуществ на основе повышения инвестиционной привлекательности предприятий.

Эффективная реализация рыночной, инновационной и инвестиционной стратегии невозможна без продуманной внутрифирменной стратегии, которая нацелена на соответствующее кадровое обеспечение предприятия и управление его организационно-управленческим потенциалом.

Опыт крупных предприятий развитых стран свидетельствует, что организационная структура предприятия должна соответствовать стратегии развития. Необходимость адаптации деятельности компаний к непрерывным изменениям внешней среды зачастую приводит к необходимости реструктуризации предприятий, созданию новых отделов, привлечению новых кадров или повышению квалификации имеющегося персонала.

Внутрифирменная стратегия развития позволяет заблаговременно настроить систему на ожидаемые изменения условий и воздействовать в момент начала их проявления, что обеспечивает эффективное функционирование предприятия. Придание организационным структурам управленческой гибкости позволяет повысить оперативность реакции на изменения условий внешней среды.

Таким образом, все четыре направления стратегии развития предприятия взаимосвязаны и должны разрабатываться в комплексе. В целом стратегия развития предприятия должна быть направлена на реализацию его целей.

К достижению целей предприятия может вести не один, а множество вариантов стратегий. Достоинства и недостатки различных вариантов оцениваются динамикой изменения показателей доходности и риска предприятия.

Успешная реализация стратегии развития предприятия позволяет достичь как экономического эффекта – увеличение прибыли предприятия вследствие эффективного использования его потенциала и ресурсов, повышения конкурентоспособность продукции, так и социального эффекта – повышение степени удовлетворения потребностей потребителей.


Библиографический список
  1. Васянин С.В., Горбунов В.Н. Разработка инвестиционных приоритетов развития отраслевых комплексов Пензенской области // Университетский отраслевой комплекс: проблемы и перспективы развития строительного образования и науки. Сборник статей по материалам совещания-семинара деканов факультетов «Промышленное и гражданское строительство» строительных вузов России и стран СНГ – Воронеж, ВГАСУ, 2006. – 224 с. – С. 136-139.
  2. Горбунов В.Н. Предпосылки изменения модели развития строительной сферы // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 ноября 2013 г.: в 18 частях. Часть 10; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. – 163 с. – С.45-47.
  3. Горбунов В.Н. Формирование инвестиционной привлекательности инновационной деятельности в жилищно-коммунальном комплексе // Одиннадцатый всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». М.: ЦЭМИ РАН, 2010. С. 59-60.
  4. Горбунов В.Н., Клячман В.Б., Лежикова Н.А. Основные направления и перспективы развития регионального инвестиционного комплекса // Университетский отраслевой комплекс: проблемы и перспективы развития строительного образования и науки. Сборник статей по материалам совещания-семинара деканов факультетов «Промышленное и гражданское строительство» строительных вузов России и стран СНГ – Воронеж, ВГАСУ, 2006. – 224 с. – С. 155-157.
  5. Дмитриева Т.Н. Стратегия повышения эффективности управления жилищно-коммунальной сферой // Одиннадцатый всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий». М.: ЦЭМИ РАН, 2010. С. 66-67.
  6. Хрусталёв Б.Б. Основные направления становления и эффективного развития рационального инвестиционно-строительного комплекса. – П.: ПГАСА, 2001. – 222 с.
  7. Хрусталёв Б.Б., Горбунов В.Н. Основные подходы к определению специализаций зон деятельности предприятий строительного комплекса // Сборник докладов Всероссийской научной конференции с элементами научной школы для молодежи «Научные чтения памяти Ю.Б. Монфреда». 12 октября 2011 года, г. Москва / Под научной редакцией Ю.Н. Кулакова. М., МГСУ, 2011. – 322 с. – С. 105-113.
  8. Хрусталёв Б.Б., Горбунов В.Н. Проведение комплексной экспертизы в условиях формирования стратегии развития строительного комплекса // Сборник докладов Всероссийской научной конференции с элементами научной школы для молодежи «Научные чтения памяти Ю.Б. Монфреда». 12 октября 2011 года, г. Москва / Под научной редакцией Ю.Н. Кулакова. М., МГСУ, 2011. – 322 с. – С. 231-236.
  9. Хрусталёв Б.Б., Горбунов В.Н. Учет влияния внешней и внутренней среды на характер и эффективность развития предприятий инвестиционно-строительных комплексов // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 ноября 2013 г.: в 18 частях. Часть 10; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. – 163 с. – С. 152-153.
  10. Хрусталёв Б.Б., Горбунов В.Н., Акифьев И.В. Формирование стратегии развития предприятий в зонах деятельности строительного комплекса Пензенской области // Региональная архитектура и строительство. – 2011. – №1. – С. 179-184.
  11. Хрусталёв Б.Б., Горбунов В.Н., Акифьев И.В. Формирование стратегии развития предприятий в зонах деятельности строительного комплекса Пензенской области // Региональная архитектура и строительство. – 2011. – №1. – С. 179-184.
  12. Хрусталёв Б.Б., Саденко С.М., Горбунов В.Н. и др. Стратегия развития строительного комплекса Пензенской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года (концепция, подходы, пути реализации): Монография / Под общ. ред. проф. А.И. Ерёмкина, проф. Б.Б. Хрусталёва, проф. С.М. Саденко. – Пенза: ПГУАС. – 2007. – 306 c.


Все статьи автора «Hangov-Ilya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: